АСО, Юрий Симонов, Максим Венгеров (скрипка)

    3 ноября 2011

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Бетховен
    Брамс

    12+

    Абонемент №5:

    АСО Московской филармонии, дирижер Юрий Симонов

    К 60-летию оркестра

    Исполнители:

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии
    Художественный руководитель и главный дирижёр – Юрий Симонов

    Дирижер – Юрий Симонов

    Солист – Максим Венгеров (скрипка)

    В программе:

    Бетховен (1770-1827)
    «Эгмонт», увертюра из музыки к трагедии И. В. фон Гете фа минор, соч. 84 (1809-1810)
    Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор, соч. 61 (1806)

    Брамс (1833-1897)
    «Симфония в танце» (все Венгерские танцы – №№ 1-21)
    Составитель Юрий Симонов

    «Эгмонт», увертюра из музыки к трагедии И. В. фон Гете фа минор, соч. 84 (1809-1810)

    «В ближайшем будущем Вы получите … музыку к «Эгмонту», к этому великолепному «Эгмонту», которого я воплощал в звуках с таким же горячим увлечением, с каким я его читал, будучи в мыслях и в чувствах всецело захвачен Вами. Я очень хотел бы узнать Ваше суждение… Даже порицание будет полезным для меня и для моего искусства, и я приму его так же охотно, как высшую похвалу». Так писал Бетховен Гете в начале 1811 г., посылая великому драматургу свою музыку к трагедии «Эгмонт», написанную двумя годами ранее.

    Произведение Гете посвящено борьбе нидерландцев за независимость от испанского владычества в конце XVI века. Бетховена, свято верившего в героический идеал эпохи Просвещения, привлек образ борца за свободу графа Эгмонта, отважившегося идти против могущественного противника – герцога Альбы – и бесстрашно смотрящего в глаза смерти; привлек и возвышенный образ его возлюбленной Клерхен, готовой пожертвовать собой ради спасения любимого. Сам Гете отводил в «Эгмонте» очень большую роль музыке, предполагал ее звучание в важнейшие моменты пьесы. Довольно критично относившейся к творчеству Бетховена, он, тем не менее, был восхищен музыкой к «Эгмонту» и в ответном письме пообещал Бетховену заново поставить пьесу в Веймарском театре с его музыкой, а также пригласил композитора в Веймар.

    Бетховенская музыка к «Эгмонту» Гете включает в себя десять номеров. Увертюра, концентрированно передающая основную идею драмы, по высочайшему мастерству и драматургической цельности не уступает симфониям. Она прочно заняла место в исполнительской практике как отдельное концертное произведение.

    Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор, соч. 61 (1806)

    Единственный у Бетховена Концерт для скрипки с оркестром принадлежит к числу самых сложных произведений скрипичного репертуара. Дело не столько в технических трудностях, не имеющих самодовлеющей ценности, сколько в глубине содержания, требующего высокой исполнительской зрелости.

    История создания этого произведения связана с именем выдающегося скрипача начала XIX века Франца Клемента (1780-1842) – руководителя Венского театра, где состоялась премьера оперы Бетховена «Фиделио». В свои двадцать шесть лет Клемент был известен в музыкальных кругах Австрии как блестящий исполнитель и композитор. В 1806 году он решил устроить свой собственный бенефис: собрал оркестр из дружески расположенных к нему коллег и составил программу из произведений Моцарта, Керубини и Генделя. Но для такого концерта ему не хватало чего-то, что смогло бы привлечь интерес публики, тем более что все это происходило в предрождественские дни. Тогда Клемент предложил Бетховену написать для него скрипичный концерт. Работая с невероятной скоростью, композитор закончил дописывать партитуру буквально за несколько часов до начала концерта. По легенде, на концерте Клемент читал свою партию с листа, но в действительности к тому времени он, скорее всего, уже видел большую часть произведения, встречаясь с автором в процессе работы.

    На премьере сочинения 23 декабря 1806 года Клемент исполнил первую часть концерта до перерыва, а все остальные – во втором отделении: это было обычным явлением в то время. В течение антракта скрипач развлекался тем, что импровизировал соло на темы концерта и при этом перевернул скрипку декой вверх. Этот акробатический трюк послужил началом еще одной легенды о том, что Клемент дополнил концерт Бетховена собственной фантазией для «перевернутой» скрипки.

    Бетховен часто посвящал свои сочинения аристократам, платившим немалые деньги за эту честь. Однако, когда подошел черед публикации Скрипичного концерта в 1808 году, он предпочел отдать должное своему другу детства Стефану фон Бройнингу. Будучи ребенком, Бетховен не раз и не два спасался от нелепых требований отца, злоупотреблявшего алкоголем, в доме Бройнингов. Он и Стефан остались друзьями на всю жизнь. Вскоре после публикации Концерта композитор задумал сделать его переложение для фортепиано, посвященное невесте Бройнинга девятнадцатилетней Жюли. Бетховен часто бывал в доме своих молодых друзей в Вене и импровизировал для них на фортепиано.

    Официальная критика не сразу оценила по достоинству новый шедевр Бетховена. Однако замечательная музыка быстро завоевывала популярность у слушателей и исполнителей, и вскоре Скрипичный концерт Бетховена – одно из самых прекрасных произведений этого жанра – стал подлинной жемчужиной репертуара крупнейших скрипачей мира.

    «Симфония в танце» (все Венгерские танцы №№ 1–21)

    «Венгерские танцы» Брамса, как и венгерские рапсодии Листа, «Венгерский дивертисмент» Шуберта и «Цыганский барон» Й. Штрауса являются ярчайшим примером взаимодействия самобытной национальной культуры с общеевропейской.

    Своим появлением эти чудесные произведения обязаны творческому тандему Брамса с талантливым венгерским скрипачом Эде Ременьи. Молодые люди совершали в 1853 г. концертные поездки, во время которых исполняли не только классический репертуар, но и цыганские (венгерские) народные мелодии, подбирая их по слуху и украшая импровизациями. Впоследствии эти мелодии стали теми самыми «венгерскими танцами», которые принесли Брамсу такую популярность. Искусство темпераментного скрипача давало Брамсу пример полной свободы, которую он и сам обретал на эстраде, а венгерские мелодии и ритмы стали для него символом открытого и свободного выражения чувств.

    Как глубоко врезался этот образ в творческое сознание Брамса, если он воспроизвел его спустя 16 лет (в варианте для фортепиано в 4 руки) и продолжал возвращаться к «Венгерским танцам» на протяжении более десяти лет! В 1869 г. вышли из печати две тетради танцев №№ 1 - 10 для фортепиано в 4 руки, в 1872 году – их авторское переложение для фортепиано в 2 руки, в 1880 - 1881 гг. появились еще две тетради «Венгерских танцев» №№ 11 - 21. Удивительны достоверность «Венгерских танцев», сочетание серьезности и юмора, страсти и озорства, буйства и щемящей тоски.

    При жизни Брамса в 1874 г. в издательстве Зимрока были изданы авторские оркестровые варианты трех венгерских танцев (№№ 1, 3 и 10), впоследствии остальные пьесы были оркестрованы разными авторами, в том числе А. Дворжаком.

    Маэстро Юрий Симонов провел уникальную работу, составив из «Венгерских танцев» Брамса целую симфонию. В соответствии со своим видением этого сочинения, Ю. Симонов показал симфонизм развития венгерского мелоса в обработках Брамса. Обращение дирижера к «Венгерским танцам» не случайно. Его связывает с венгерской культурой давние творческие контакты: Ю. Симонов является основателем оркестра Liszt - Wagner в Будапеште, постоянным приглашенным дирижером Венгерского национального оперного театра, проводил летние международные мастер-курсы в Будапеште и Мишкольце. Венгерское телевидение сняло о Ю. Симонове три фильма. Маэстро награжден также «Офицерским крестом» Венгерской Республики. Обращение Ю. Симонова к венгерской классике — яркий символ взаимопроникновения двух культур.

    Максим Венгеров

    Максим Венгеров родился в 1974 году в Новосибирске в семье музыкантов. C 5 лет учился у заслуженного деятеля искусств Галины Турчаниновой сначала в Новосибирске, затем в ЦМШ при Московской консерватории. В 10 лет продолжил обучение в Средней специальной музыкальной школе при Новосибирской консерватории у выдающегося педагога, профессора Захара Брона, вместе с которым в 1989 переехал в Любек (Германия). Спустя год, в 1990, выиграл Конкурс скрипачей имени Флеша в Лондоне. В 1995 году был удостоен итальянской Премии Академии Киджи как выдающийся молодой музыкант.

    Максим Венгеров — один из наиболее динамичных и разносторонних артистов современности. Скрипач неоднократно выступал на легендарных сценах мира с лучшими оркестрами под управлением прославленных дирижеров (К. Аббадо, Д. Баренбойма, В. Гергиева, К. Дэвиса, Ш. Дютуа, Н. Заваллиша, Л. Маазеля, К. Мазура, З. Меты, Р. Мути, М. Плетнева, А. Паппано, Ю. Темирканова, В. Федосеева, Ю. Симонова, Мюнг-Вун Чунга, М. Янсонса и других). Он также сотрудничал с великими музыкантами прошлых лет — М. Ростроповичем, Дж. Шолти, И. Менухиным, К. Джуллини. Победив в нескольких престижных скрипичных конкурсах, Венгеров записал обширнейший скрипичный репертуар, и получил целый ряд наград в области звукозаписи, включая две Grammy, четыре Gramophone Award UK, четыре Edison Award; два Echo Klassik Award; Amadeus Prize Best Recording; Brit Eword, Prix de la Nouvelle; Academie du Disque Victoires de la Musique; Siena Prize of the Accademia Musicale; два Diapason d’Or; RTL d’OR; Grand Prix Des Discophiles; Ritmo и другие. За достижения в исполнительском искусстве Венгеров был удостоен Премии GLORIA, учрежденной Мстиславом Ростроповичем, и Премии им. Д.Д. Шостаковича, вручаемой Благотворительным фондом Юрия Башмета.

    О Максиме Венгерове создан ряд музыкальных фильмов. Первый проект Playing by heart, созданный в 1998 году по заказу телеканала ВВС, сразу привлек широкую аудиторию: удостоенный нескольких наград и премий, он был показан многими телеканалами и на Каннском фестивале. Затем известным продюсером и режиссером Кеном Ховардом было осуществлено два телепроекта. Live in Moscоw, снятый во время концерта Максима Венгерова с пианистом Иеном Брауном в Большом зале консерватории, неоднократно был показан музыкальным телеканалом MEZZO, а также рядом других телеканалов. В рамках проекта британского телевидения South Bank Show Кеном Ховардом был создан фильм Living The Dream. Сопровождая 30-летнего музыканта в его гастрольных поездках, а также во время каникул (в Москву и зимний Новосибирск, Париж, Вену, Стамбул), авторы фильма показывают его на концертах и на репетициях, во время ностальгических встреч в родном городе и общения с новыми друзьями в разных городах и странах. Особо памятными стали кадры репетиций Скрипичного концерта Л. ван Бетховена М. Венгерова с Маэстро Ростроповичем, которого Максим всегда считал своим Наставником. Кульминацией фильма стала состоявшаяся в мае 2005 г. в Ганновере мировая премьера Концерта, написанного композитором Беньямином Юсуповым специально для М. Венгерова. В масштабном произведении, названном Viola, Rock, Tango Concerto, скрипач «изменил» своему любимому инструменту, исполнив солирующие партии на альте и электро-скрипке, и неожиданно для всех в коде выступил партнером в танго с бразильской танцовщицей Кристиане Палья. Фильм был показан телеканалами многих стран, включая Россию. Этому проекту был присужден Gramophone Award UK, как лучшему музыкальному фильму.

    М. Венгеров широко известен своей благотворительной деятельностью. В 1997 г. он стал первым среди представителей классической музыки Послом Доброй Воли UNICEF. С этим почетным титулом Венгеров выступал с серией благотворительных концертов в Уганде, Косово, Таиланде. Музыкант помогает обездоленным детям Гарлема, принимает участие в программах, поддерживающих детей, ставших жертвами военных конфликтов, по борьбе с детской наркоманией. В Южной Африке под патронатом М. Венгерова был основан проект МИАГИ, объединяющий детей различных рас и вероисповеданий в общем учебном процессе, первый камень школы был заложен в г. Соуэто.

    Максим Венгеров — профессор Высшей школы Саарбрюкена и профессор Лондонской Королевской Академии Музыки, а также дает многочисленные мастер-классы, в частности, ежегодно проводит оркестровые мастер-классы на фестивале в Брюсселе (июль) и скрипичные — в Гданьске (август). В Мигдале (Израиль) под патронатом Венгерова создана профильная музыкальная школа «Музыканты будущего», учащиеся которой уже несколько лет успешно обучаются по специальной программе. Совмещая столь разные виды профессиональной и общественной деятельности, несколько лет назад М. Венгеров, по примеру своего Наставника Мстислава Ростроповича, начал осваивать новую специальность — дирижирование. С 26 лет, два с половиной года, Венгеров брал уроки у ученика Ильи Мусина — Вага Папяна. Консультировался с такими прославленными дирижерами, как Валерий Гергиев и Владимир Федосеев. А с 2009 занимается под руководством выдающегося дирижера, профессора Юрия Симонова.

    Первыми весьма успешными опытами М. Венгерова как дирижера были его контакты с камерными коллективами, в том числе и с Фестивальным оркестром Вербье, с которым он выступал в городах Европы и Японии, а также совершил турне по Северной Америке. Во время этого тура состоялся концерт в Карнеги-холл, отмеченный газетой «Нью-Йорк Таймс»: «Музыканты были полностью подчинены его магнетизму и безоговорочно следовали его жестам». А затем началось сотрудничество маэстро Венгерова с симфоническими оркестрами.

    В 2007 г., с легкой руки Владимира Федосеева, Венгеров дебютировал с Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского в концерте на Красной площади. По приглашению Валерия Гергиева М. Венгеров принял участие в фестивале «Звезды белых ночей», где дирижировал оркестром Мариинского театра. В Москве и Петербурге дирижировал юбилейными концертами расширенного состава оркестра «Виртуозы Москвы», успешно сотрудничал с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, с которым выступал в Москве и ряде городов России. В сентябре 2009 года дирижировал Симфоническим оркестром Московской консерватории на концерте открытия сезона в Большом зале консерватории.

    На сегодняшний день Максим Венгеров является одним из самых востребованных молодых дирижеров - скрипачей мира. Постоянным стало его сотрудничество с симфоническими оркестрами Торонто, Монреаля, Осло, Тампере, Саарбрюкена, Гданьска, Баку (в качестве главного приглашенного дирижера), Кракова, Бухареста, Белграда, Бергена, Стамбула, Иерусалима. В 2010 г. с успехом прошли выступления в Париже, Брюсселе, Монако. М. Венгеров возглавил новый фестивальный симфонический оркестр им. Менухина в Гштааде (Швейцария), с которым запланированы гастрольные турне по городам мира. Также в планах М. Венгерова выступления с оркестрами Канады, Китая, Японии, Латинской Америки, ряда европейских коллективов.

    В 2011 г. М. Венгеров, после некоторого перерыва, возобновил концертную деятельность как скрипач. В ближайшее время ему предстоят многочисленные гастрольные турне в качестве дирижера и скрипача в сотрудничестве с оркестрами России, Украины, Израиля, Франции, Польши, Германии, Великобритании, Канады, Кореи, Китая и других стран, а также концертные туры с сольными программами.

    М. Венгеров постоянно участвует в работе жюри престижных международных конкурсов скрипачей и дирижеров. Он был членом жюри конкурса им. И. Менухина в Лондоне и Кардиффе, двух конкурсов дирижеров в Лондоне, Международного конкурса скрипачей им. И. Менухина в Осло в апреле 2010 г. В октябре 2011 г. М. Венгеров возглавил авторитетное жюри (в состав которого вошли Ю. Симонов, З. Брон, Э. Грач и другие известные музыканты) Международного конкурса скрипачей им. Г. Венявского в Познани. При подготовке М. Венгеров принимал участие в предварительных прослушиваниях конкурса — в Москве, Лондоне, Познани, Монреале, Сеуле, Токио, Бергамо, Баку, Брюсселе.

    В октябре 2011 г. артист подписал трехлетний контракт в качестве профессора Академии им. Менухина в Швейцарии.

    Осенние концерты в Санкт-Петербурге и Москве Максим Венгеров посвящает юбилеям маэстро Юрия Симонова и Академического симфонического оркестра Московской филармонии.