В продаже абонемент Musica sacra nova
1 ноября 2013
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаПартия органа – Гарик Хачикян
Абонемент №7:
Государственный акадeмический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом»,– говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский.
БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижеры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность.
В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».
В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире; за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra.
В 2023 году Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского был удостоен премии BraVo в номинации «Оркестр года».
Штефан Солтеш родился в Венгрии. Учился в Венской высшей школе музыки у Г. Сваровски. В 1971 году дебютировал в Театре Ан дер Вин.
Штефан Солтеш сотрудничал с ведущими театрами и фестивалями Австрии и Германии. В 1978, 1979 и 1983 годах работал дирижером-ассистентом К. Бёма, К. фон Донаньи и Г. фон Караяна на Зальцбургском фестивале. На протяжении 10 лет (1973-1983) являлся дирижером Венской государственной оперы, был приглашенным дирижером Оперы Граца (1979-1981), постоянным дирижером Государственной оперы Гамбурга (1983-1985) и Немецкой оперы Берлина (1985-1997), музыкальным директором Государственного театра Брауншвейга (1988-1993). В 1992-1997 годах занимал пост музыкального директора Фламандской оперы в Антверпене и Генте (Бельгия).
С 1997 по 2013 год Штефан Солтеш возглавлял Эссенский музыкальный театр Аалто (в 2008 году Театр был назван «Оперным театром года» независимым жюри журнала Opernwelt) и Эссенский филармонический оркестр (назван «Оркестром года» в 2003 и 2008 годах).
Сегодня Штефан Солтеш продолжает регулярно выступать в Венской государственной опере, где под его управлением прозвучали оперы «Мадам Баттерфляй», «Ариадна на Наксосе», «Аида», «Арабелла», «Бал-маскарад», «Отелло», «Лоэнгрин», «Риголетто», «Трубадур», «Тоска», «Травиата», «Кавалер розы», «Пуритане», «Волшебная флейта» и другие. В сезоне 2013/2014 он продирижирует на знаменитой сцене операми «Тоска», «Севильский цирюльник», «Кавалер розы» и «Электра». Также он руководит спектаклями во многих главных оперных театрах Германии — в Мюнхене, Гамбурге, Берлине, Штутгарте, Лейпциге и Дрездене, в Парижской опере и Королевской опере Ковент-Гарден в Лондоне, Опере Цюриха и Нидерландской опере Амстердама, Театре Массимо Беллини (Сицилия) и Опере Бильбао (Испания), Большом театре Женевы и Римской опере, Венгерской государственной опере в Будапеште, Театро Колон в Буэнос-Айресе, Опере Вашингтона и Опере Сан-Франциско, на фестивалях в Монпелье, Экс-ан-Провансе (Франция), Баден-Бадене (Германия) и Савонлинне (Финляндия).
Как симфонический дирижер Штефан Солтеш сотрудничал с оркестрами Мюнхена, Гамбурга, Ганновера, Дрездена, Берлина, Саарбрюккена, Вены, Рима, Катании, Турина, Милана, Генуи, Вероны, Триеста, Базеля, Берна, Парижа, Будапешта, Нагойи. Многие из его выступлений были записаны на радио.
Дискография Штефана Солтеша включает записи опер «Богема» Дж. Пуччини, «Дон Жуан» Дж. Гаццаниги и «Круг, очерченный мелом» А. Цемлинского, а также арии и песни с участием Г. Бамбри, Л. Попп и Д. Фишер-Дискау. Его недавняя запись произведений А. Берга и Х. В. Хенце была номинирована на премии «Грэмми» и ICMA (International Classical Music Award). На DVD вышла запись «Саломеи» Р. Штрауса, исполненной п/у Солтеша на фестивале в Баден-Бадене.
В 2009 году Штефану Солтешу был присужден титул «Почетный гражданин Рурского региона» за его вклад в культуру Эссенской метрополии. В 2010 году федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия наградила его титулом «Почетного профессора».
Андрей Баранов родился в 1986 году в Санкт-Петербурге. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова и Консерваторию Лозанны. В числе его наставников – Лев Иващенко, Владимир Овчарек, Павел Попов, Пьер Амойяль. Участвовал в мастер-классах Бориса Кушнира, Лианы Исакадзе, Ким Кашкашьян и др.
В 2009 году был назначен ассистентом профессора Пьера Амойяля в Консерватории Лозанны и начал давать мастер-классы по всему миру. В настоящее время – профессор Университета искусств Фолькванг (Германия) и Академии Ридотто (Италии), приглашенный профессор Международной музыкальной школы-интерната Piccoli Virtuosi (Швейцария) и «Мастерской скрипичного искусства» в Москве.
Победитель международных конкурсов имени Королевы Елизаветы в Брюсселе (наряду с премией получил от музыкального фонда Nippon в пользование скрипку Huggins работы Антонио Страдивари, 1708), имени Бенджамина Бриттена в Лондоне и имени Генри Марто в Германии. Лауреат более двадцати состязаний, в том числе в Индианополисе (США), Сендае (Япония), Сеуле (Южная Корея), UNISA (ЮАР), Лианы Исакадзе, имени Давида Ойстраха, имени Никколо Паганини в Москве.
В 2012 году стал одним из основателей и первой скрипкой Квартета имени Давида Ойстраха.
Выступал на самых престижных сценах мира, в числе которых Консертгебау в Амстердаме, Моцартеум в Зальцбурге, Национальный Большой театр в Пекине, Кадоган-холл в Лондоне, Дворец изящных искусств в Брюсселе, Гевандхаус в Лейпциге, Концертхаусы в Вене и Берлине, Тонхалле в Цюрихе, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Концертный зал имени П. И. Чайковского в Москве. Выступления музыканта транслировали крупнейшие радиостанции России, Германии, Финляндии, Швейцарии, США и Японии.
Выступал со многими ведущими коллективами мира, такими как Венский симфонический оркестр, Королевский филармонический оркестр (Лондон), Люксембургский филармонический, оркестры Санкт-Петербургской филармонии и Мариинского театра, musicAeterna, Camerata Salzburg, Брюссельский филармонический оркестр, Малеровский камерный оркестр, Национальный оркестр Бельгии; с известными дирижерами, среди которых Юрий Темирканов, Василий Петренко, Владимир Федосеев, Теодор Курентзис, Николай Алексеев, Эдуард Серов, Иоганнес Вильднер, Вальтер Веллер, Эммануэль Кривин, Кент Нагано, Томас Зандерлинг, Михаэль Зандердинг, Александр Ведерников, Казухито Ямашита и другие.
Играл в ансамбле с Мартой Аргерих, Лианой Исакадзе, Пьером Амойялем, Юлианом Рахлиным, Борисом Андриановым, Элисо Вирсаладзе, Андреем Гугниным, Кириллом Герштейном, Антонио Менезесом.
В 2018 году получил премию Diapason d’Or за альбом The Golden Violin (MUSO).