Рахманиновские дни. Борис Березовский : Московская государственная академическая филармония

    Рахманиновские дни.
    Борис Березовский

    31 мая 2018

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Рахманинов
    (145 лет со дня рождения)
    Музыкальные моменты, соч. 16
    Этюд-картина ре мажор, соч. 39 № 9
    Прелюдия ля мажор, соч. 32 № 9
    Прелюдия ми минор, соч. 32 № 4
    «Богородице Дево, радуйся!» из «Всенощного бдения», соч. 37 № 6
    Прелюдия соль мажор, соч. 32 № 5
    Прелюдия си мажор, соч. 32 № 11
    Прелюдия ми мажор, соч. 32 № 3
    «Благослови, душе моя, Господа» из «Всенощного бдения», соч. 37, № 2
    Соната № 2 си-бемоль минор, соч. 36 (вторая редакция)
    «Мелодия» ми мажор, соч. 3 № 3
    «Маргаритки» фа мажор, соч. 38 № 3 (авторское переложение для фортепиано)

    Святый Боже (партесное вомьмиголосие XVII века)

    Аллилуия (строчное многоголосие XVII века, реконструкция) 

    Духовный стих на сошествие Святого Духа (кант XVIII века) 

    Днесь Христос в Вифлееме раждается Задостойник Преображения (партесное многоголосие XVII века) 

     Мендельсон – Рахманинов
    Скерцо соль минор из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» 

    Крейслер – Рахманинов
    Вальс «Муки любви» ля минор

    12+

    Абонемент №77:

    Вечера фортепианной музыки

    Борис Березовский

    Борис Березовский родился в 1969 году в Москве. Обучался в Московской государственной консерватории в классе Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Саца. В 1987 году завоевал IV премию Международного конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания), в 1990 году – I премию и Золотую медаль IX Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве.

    С этого момента начинается международная карьера пианиста. Он выступал с лучшими оркестрами мира, такими как Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), Нью-Йоркский филармонический оркестр, оркестр «Филармония» (Лондон), Филадельфийский симфонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Мюнхенский филармонический оркестр, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, Новый Японский филармонический оркестр, Гюрцених-оркестр (Кёльн), Национальный оркестр Капитолия Тулузы и другие; под управлением выдающихся дирижеров, в числе которых Курт Мазур, Шарль Дютуа, Вольфганг Заваллиш, Эндрю Литтон, Антонио Паппано, Лоранс Экильбе, Владимир Ашкенази, Валерий Гергиев, Юрий Симонов, Александр Лазарев, Леонард Слаткин, Михаил Плетнёв, Юрий Башмет, Туган Сохиев, Дмитрий Китаенко, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Александр Ведерников, Томас Даусгор и многие другие. Среди партнеров пианиста по камерному ансамблю – Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Александр Князев, Яна Иванилова, Акико Суванаи, Хэмиш Милн. 

    Сольные концерты Бориса Березовского проходят в лучших залах мира, таких как Берлинская филармония, амстердамский Консертгебау, лондонский Ройял Фестивал-холл, Театр Елисейских Полей и концертный зал Лувра в Париже, венский Концертхаус, Дворец изящных искусств в Брюсселе, Мегарон в Афинах, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского. 

    В обширной дискографии пианиста – около 40 CD и DVD. Под лейблом Teldec он выпустил записи произведений Шопена, Шумана, Рахманинова, Мусоргского, Балакирева, Метнера, Равеля и все «Трансцендентные этюды» Листа. Для фирмы Mirare записал все прелюдии и фортепианные концерты Рахманинова (с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса) и его же сочинения для двух фортепиано (в ансамбле с Брижит Анжерер). Многие записи Березовского удостоены премий Diapason d'Or, ECHO Klassik, Choc de la Musique, многократно отмечены журналами Le Monde de la Musique и Gramophone. В 2006 году музыкант был удостоен премии BBC Music Magazine. 

    Участник крупнейших международных фестивалей в России, Германии (Рур, Рейнгау), Франции (Ла-Рок-д'Антерон, Нант, Канн, Монпелье и др.), Швейцарии (Вербье), Австрии (Зальцбург), Словакии (Братислава), Японии (Саппоро), США («Равиния» в Чикаго, Аспен). 

    Активно гастролирует по России, проводит авторские фестивали, в том числе Фестиваль Бориса Березовского в Екатеринбурге (2012, 2014), идею которого артист определил как «музыкально-географическое путешествие». Схожими идеями вдохновлен и проект пианиста «Музыка Земли» (2014, 2016, 2017). В 2006–2011 гг. по инициативе Березовского в Москве, Екатеринбурге и Владимире проводился «Метнер-фестиваль». 

    В 2015 году музыкант участвовал в работе жюри пианистов на XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. На телеканале «Культура» вел программу «Вспоминая великие страницы», посвященную конкурсным выступлениям пианистов прежних лет. 

    Борис Березовский – лауреат премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» (2013). Удостоен Премии города Москвы в номинации «Музыкальное искусство» (2015), почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации» (2016).

    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»

    Творчество ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» представляет собой особую сферу современного хорового исполнительского искусства. Коллектив создает уникальные программы на грани жанров, сочетая музыку с элементами драматического действия, академическую хоровую стилистику и богослужебное пение. В исполнении «Сирина» древние церковные распевы обретают современное звучание, сохраняя свое высокодуховное эмоциональное наполнение.

    Ансамбль «Сирин» создан в 1989 году Андреем Котовым – известным певцом, хормейстером и фольклористом, посвятившим много лет изучению русской народной и церковной музыки. Коллектив назван по имени райской птицы с головой девы, что поет «неизреченные песни о спасшихся душах». Таким образом, творчество ансамбля изначально было связано с постижением духовных основ фольклора и христианской музыки. На этом сочетании народного и церковного зиждется особая вокальная манера певцов: яркий, насыщенный звук и сдержанные, аскетичные мелодии. Именно поэтому особое место в репертуаре «Сирина» занимают духовные стихи – «пограничный» жанр духовного содержания, где присутствуют и клерикальные стихотворно-музыкальные приемы, и достаточная свобода самовыражения автора. Духовные стихи отличаются разнообразием форм, причудливым смешением музыкальных традиций разных времен и народов.

    Программы ансамбля драматургически-выстроены, наполнены действием и движением. Главный смысл – не в красивой аутентичной «картинке», а в глубинном постижении верующим человеком сакральных тайн. Таким образом, выступления «Сирина» превращаются в некое живое действо, где главным героем выступает человек, с его переживаниями, смятениями и духовными озарениями.

    Большую часть репертуара ансамбля составляют богослужебные песнопения XV-XVIII веков: знаменный, путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосье, ранний партес, монастырские распевы, партесный концерт.

    В разные годы коллективом созданы программы «Христос рождается, славите!» (в нее вошли Богослужебные песнопения Рождественской службы XVI-XVII вв., духовные стихи, христославия, народная драма «Смерть царя Ирода»); «Путник» (духовные песни бродячих лирников, народные распевы духовных стихов, авторские распевы «Сирина»); «Весна покаяния» (песнопения Великого Поста XV-XVIII вв., монастырские покаянные песнопения, духовные стихи); «Новое небо, новая земля» (Рождение, Крещение, Жизнь, Смерть, Воскресение); «Рождество Богородицы» (духовные песнопения на Рождество Богородицы, Богородичные народные духовные стихи); «Стих о Пресветлом Рае».

    В 2000 году было реконструировано «Пещное действо» – древний русский церковный обряд о сожжении трех отроков. Уникальная сценическая работа была с большим успехом показана на Всемирной театральной олимпиаде в Москве. В 2010 году в Польше, а затем на фестивале в Ярославе состоялась мировая премьера полной версии «Пещного действа» совместно с польскими исполнителями.

    «Сирин» много и плодотворно сотрудничает с композиторами и режиссерами. Специально для него созданы «Плач Иеремии», «Заповеди Блаженств», «Игры ангелов и людей» Владимира Мартынова, «Музыка для Рождества», «Слово» Павла Карманова, музыка к спектаклю «Шинель» Александра Бакши. Среди режиссеров, работавших с коллективом, – Анатолий Васильев («Плач Иеремии», «Моцарт и Сальери»), Валерием Фокиным («Шинель»), Кама Гинкас («Нелепая поэмка»).

    Один из ярких проектов «Сирин» осуществил со знаменитым Кронос-квартетом, представив в Светлановском зале Московского международного Дома музыки российскую премьеру произведения Sun rings Терри Райли, сопровождавшуюся видеорядом на экране (2006).

    Помимо больших программ ансамбль «Сирин» выступает с камерными концертами, в которых принимают участие мужская или женская группы коллектива, трио, квартет, солисты.

    Ансамбль много гастролирует в России и за рубежом. Только в последние годы коллектив выступал в Эстонии, Чехии, Португалии, Франции, Англии, Индии, Бразилии, Америке, Польше. «Сирин» был специальным гостем Восьмого хорового конгресса азиатских стран в Пекине, участником Первого европейского симпозиума хоровой музыки в Любляне, Всемирного симпозиума хоровой музыки в Роттердаме, фестиваля старого Лиона, Музыка Сакра в Марктобердорфе и Маастрихте. Ансамбль выступал на фестивалях «Иль де Франс», международном фестивале хоровой музыки в Корке (Ирландия), фестивале духовной музыки во Фрибуре (Швейцария), Рождественском фестивале в Бангкоке, «Европалии» в Бельгии.

    Творчество ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» не исчерпывается концертными программами, полусценическими постановками и звукозаписями: коллектив постоянно ведет исследовательскую работу, организует просветительские проекты и лекции, мастер-классы.