Фестиваль искусств «Русская зима». Брин Терфель, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Валентин Урюпин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Фестиваль искусств «Русская зима».
    Брин Терфель,
    Академический симфонический оркестр Московской филармонии,
    Валентин Урюпин

    15 декабря 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Верди
    Увертюра к опере «Стиффелио»
    Гуно
    Куплеты Мефистофеля из II действия оперы «Фауст»
    Оффенбах
    Увертюра к опереттте «Орфей в аду»
    Верди
    Монолог Яго из оперы «Отелло»
    Вайль
    Баллада о Мэкки-Ноже из «Трехгрошовой оперы»
    Гершвин
    Песня Спортинг Лайфа из оперы «Порги и Бесс»
    В. А. Моцарт
    Ария Фигаро "Non piu andrai" из оперы «Свадьба Фигаро»
    Увертюра к опере «Так поступают все», К 588
    Мусоргский
    Интродукция из оперы «Сорочинская ярмарка»
    Сцена смерти царя Бориса из оперы «Борис Годунов»
    В. А. Моцарт
    Ария "Io ti lascio, o cara, addio" для баса и оркестра

    Бойто
    Ария Мефистофеля из оперы «Мефистофель»

    Роджерс
    Ария Эмиля «В один из волшебных вечеров» из мюзикла «Юг Тихого океана»
    Увертюра к мюзиклу «Юг Тихого океана»

    Бок
    Песня Тевье-молочника «Если б я был богач» из мюзикла «Скрипач на крыше»



    12+

    Абонемент №10:

    Мастера оперной сцены

    В 2010 году компания Deutsche Grammophon выпустила оригинальный сольный альбом Брина Терфеля Bad Boys, собранный из арий всевозможных оперных злодеев, мошенников и хулиганов – завистника Яго, лекаря-шарлатана Дулькамары, плута Фигаро, наркоторговца Спортинг Лайфа, подлого начальника полиции Скарпиа, бандита Мэкки-Ножа и самого сатаны – Мефистофеля, не говоря о прочих. Диск имел невероятный успех у публики и получил самые высокие оценки критиков. Это великолепное собрание «плохих парней», даже в записи отразившее огромное драматическое дарование Брина Терфеля и его богатый сценический опыт, легло в основу московской программы певца. Череду разнохарактерных образов (впрочем, не только отрицательных) он воплотит на сцене Зала имени Чайковского под аккомпанемент оркестра Московской филармонии под управлением Валентина Урюпина. 

    Обладатель премий Classic Brit Awards и Grammy, Брин Терфель прославился неподражаемым исполнением моцартовских партий. Со временем он перенес репертуарный акцент на музыкальные драмы Вагнера, однако доказал, что умеет быть убедительным в самых разных стилях и актерских амплуа. Сегодня он поет ведущие партии в Баварской государственной опере, Королевской опере Ковент-Гарден, Венской государственной опере, Опере Цюриха, Парижской национальной опере, Немецкой опере в Берлине, выступает с концертами в крупнейших залах мира и непременно принимает участие в самых престижных фестивалях. В марте 2020 года планируется премьера новой постановки оперы «Летучий Голландец» Вагнера в нью-йоркской Метрополитен-опере, где Терфель вновь сыграет главную роль, в которой он уже зарекомендовал себя на европейской театральной сцене.

    Брин Терфель

    Брин Терфель родился в 1965 году в округе Гуинет (Уэльс). Окончил с отличием Высшую школу музыки и театра Гилдхолл в Лондоне. В 1989 году получил премию Song Prize на международном конкурсе оперных певцов Би-би-си «Певец мира» в Кардиффе. Год спустя дебютировал на профессиональной сцене, выступив в партии Гульельмо («Так поступают все женщины» Моцарта) в Валлийской национальной опере. 

    В 1991 году исполнил главную партию в опере Моцарта «Свадьба Фигаро» в Английской национальной опере и партию Оратора посвященных («Волшебная флейта» Моцарта) в Королевском театре де ла Монне в Брюсселе. В 1992-м состоялся дебют певца в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в Лондоне в роли Мазетто («Дон Жуан» Моцарта). В том же году он подписал контракт с фирмой звукозаписи Deutsche Grammophon.

    С тех пор Брин Терфель покорил многие крупнейшие театры мира, в его репертуар вошли такие значительные партии, как Мефистофель («Фауст» Гуно), Дон Жуан и Лепорелло («Дон Жуан» Моцарта), Иоканаан («Саломея» Р. Штрауса), Скарпиа («Тоска» Пуччини), заглавная роль в «Джанни Скикки» Пуччини, Ник Шэдоу («Похождения повесы» Стравинского), Балстроуд («Питер Граймс» Бриттена), Линдорф, Коппелиус, Миракль, Дапертутто («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Вольфрам, Ганс Сакс («Тангейзер», «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера), Дулькамара («Любовный напиток» Доницетти) и другие. 

    Свой 50-й день рождения и 25-летие творческой деятельности в 2015 году певец отметил гала-концертом в лондонском Королевском Альберт-холле и продолжил в Уэльском Миллениум-центре в Кардиффе, где состоялось концертное исполнение оперы «Тоска» с участием труппы Валлийской национальной оперы и юбиляра в партии Скарпиа. 

    В течение последних сезонов певец исполнил партии Голландца («Летучий голландец» Вагнера) в Цюрихской опере, Опере Бильбао (первое выступление), Баварской государственной опере и на Весеннем фестивале в Токио (театр Бунка Кайкан), Фальстафа в одноименной опере Верди и Скарпиа в «Тоске» в Королевском оперном театре Ковент-Гарден, Парижской национальной опере и Венской государственной опере, Ганса Сакса в нашумевшей постановке «Нюрнбергских майстерзингеров» в Валлийской национальной опере, Вотана в тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера в театре Ковент-Гарден и Метрополитен-опере в Нью-Йорке, Дона Пизарро («Фиделио» Бетховена) в полуконцертном исполнении в Граце. 

    Дебютировал в партиях Дона Паскуале в одноименной опере Доницетти в Ковент-Гарден, Тевье-молочника (мюзикл «Скрипач на крыше» Джерри Бока) в постановке компании Grange Park Opera, Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского в театре Ковент-Гарден и берлинской Дойче Опер, Суини Тодда в одноименном мюзикле Стивена Сондхайма в Английской национальной опере и Цюрихской опере. Принимал участие в мировой премьере оригинального шоу Робата Арвина и Мерерид Хопвуд Hwn Yw Fy Mrawd (хроника жизни певца и киноактера Пола Робсона) в Уэльском Миллениум-центре в Кардиффе в рамках фестиваля валлийской культуры National Eisteddfod; провел четырехдневный фестиваль Brynfest в лондонском Southbank Centre. 

    В числе заметных событий прошлых лет также участие певца в церемонии открытия Уэльского Миллениум-центра в Кардиффе, в гала-концерте с Андреа Бочелли в Центральном парке Нью-Йорка и др. В течение девяти лет Брин Терфель проводил собственный фестиваль Faenol Festival в Северном Уэльсе. 

    Сэр Брин Терфель – лауреат премий Grammy, Classical Brit и Gramophone. В его обширной дискографии представлены оперы Моцарта, Вагнера и Штрауса, более пятнадцати сольных альбомов, включающих немецкие Lieder, американские мюзиклы, валлийские песни и церковную музыку. 

    В 2003 году Терфель был удостоен ордена Британской империи (степень командора), в 2006 году – Королевской медали за музыку (Queen's Medal for Music), в 2017 году посвящен в рыцари. В 2015 году стал последним лауреатом Шекспировской премии Фонда Альфреда Тёпфера и получил почетную премию британской столицы «Свобода Лондона» (Freedom of the City of London).

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.

    Валентин Урюпин

    Валентин Урюпин – один из самых разносторонних и успешных российских дирижеров молодого поколения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс кларнета профессора Евгения Петрова, класс оперно-симфонического дирижирования профессора Геннадия Рождественского). Участвовал в мастер-классах всемирно известных кларнетистов, а также в последнем дирижерском мастер-классе Курта Мазура. 

    Победитель II Всероссийского конкурса дирижеров в Москве (2015), VIII Международного конкурса дирижеров имени Георга Шолти во Франкфурте (2017), лауреат Международного конкурса дирижеров имени Густава Малера в Бамберге (2016), он также стал призером множества международных конкурсов кларнетистов, в том числе самых авторитетных: в Женеве, Мюнхене, Пекине, Генте, Претории.

    Музыкант сотрудничает с лучшими отечественными и зарубежными коллективами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Академические симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы», Мариинский и Михайловский театры в Санкт-Петербурге, оркестры Новосибирска и Екатеринбурга, а также Вены, Бамберга, Берлина, Франкфурта, Мюнхена, Штутгарта, Женевы, Лугано, Лозанны, Брюсселя, Праги, Бухареста, Дублина, Хельсинки, Милана, Мадрида, Пекина, Сингапура, Токио и многие другие. 

    Выступал со многими прославленными музыкантами, среди которых Юрий Башмет, Денис Мацуев, Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Виктор Третьяков, Вадим Репин, Александр Рудин, Сергей Крылов, Джойс Дидонато, Барбара Ханниган, Александр Князев, Вадим Глузман, Пепе Ромеро, Сергей Хачатрян, Томас Хэмпсон, Брин Терфель, Марк-Андре Амлен, Арабелла Штайнбахер. 

    Как дирижер-ассистент работал с Геннадием Рождественским, Валерием Гергиевым, Владимиром Юровским. В течение нескольких лет был ассистентом Теодора Курентзиса (в частности в опере «Травиата» Верди в постановке Роберта Уилсона), дирижером Пермского театра оперы и балета и солистом оркестра musicAeterna. 

    В 2013 году Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и Валентин Урюпин осуществили запись музыкального сопровождения для церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи. 

    В 2015 году Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Урюпина аккомпанировал скрипачам на прослушиваниях второго тура XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского; в 2019 году Симфонический оркестр Мюнхенского радио под управлением дирижера аккомпанировал финалистам престижного конкурса ARD в Мюнхене. 

    В 2015–2021 гг. Валентин Урюпин был художественным руководителем и главным дирижером Ростовского академического симфонического оркестра, получившего под его руководством новый виток творческого развития, что подтвердили выступления оркестра в Москве, Санкт-Петербурге, Линце, на Фестивале искусств «МОСТ», новые абонементные циклы. Продолжает активно выступать как кларнетист. 

    Среди последних ангажементов – дебютные выступления с оркестром Театро Комунале в Болонье, Оркестром Тосканы, оркестром Тирольского фестиваля в Эрле, дебюты в Опере Штутгарта («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева) и на оперном фестивале в Брегенце («Евгений Онегин» Чайковского). В сентябре 2020 года на Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске под управлением Валентина Урюпина состоялась мировая премьера новой редакции сочинения La Sindone Apво Пярта (солист – Вадим Репин), в ноябре он дирижировал Российским национальным молодежным симфоническим оркестром на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство». 

    В ближайшие сезоны Валентин Урюпин будет дирижировать оркестрами Датского радио и Венского радио, Симфоническим оркестром Фландрии, Симфоническим оркестром Словенской филармонии в Любляне, оркестрами Саарбрюккена и Дармштадта, осуществит оперные постановки в Брегенце, Франкфурте, Штутгарте, Ганновере, Болонье, продолжит сотрудничество с ведущими коллективами России. 

    В марте 2019 года Валентин Урюпин был удостоен Премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры «за вклад в развитие отечественного музыкального искусства». 

    С сентября 2021 года Валентин Урюпин – главный дирижер Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, на сцене которого под его управлением запланированы постановка оперы «Мертвый город» Корнгольда, исполнение оперы «Золушка» Массне, оратории «Страсти Симоновы» Саариахо и цикла симфоний Прокофьева.