Международный день музыки. Маттиас Гёрне, Национальный филармонический оркестр России, Манфред Хонек : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Международный день музыки.
    Маттиас Гёрне,
    Национальный филармонический
    оркестр России, Манфред Хонек

    1 октября 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Бетховен
    Симфония № 5
    Вагнер
    Вступление к опере «Тристан и Изольда»
    Монолог Короля Марка из оперы «Тристан и Изольда»
    Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда»
    Монолог Голландца из оперы «Летучий голландец»
    Полёт валькирий из оперы «Валькирия»
    Сцена прощания Вотана и финал из оперы «Валькирия»

    12+

    Абонемент №10:

    Мастера оперной сцены

    Маттиас Гёрне вошел в историю мирового искусства как непревзойденный исполнитель камерной вокальной музыки, прежде всего в жанре lied – песен Шуберта, Шумана, Брамса, Вольфа, Р. Штрауса, Малера, Шостаковича, немецких композиторов ХХ века; российская публика не раз слышала его в этом качестве. Выступал Гёрне в Москве и как интерпретатор кантат Баха — еще одно направление, в котором певец достиг вершин мастерства. Теперь московская публика услышит артиста в амплуа оперного певца. 

    На сегодняшний день центральное место в тщательно продуманном репертуаре Гёрне занимают оперы Рихарда Вагнера. Записи «Валькирии» (2016) и «Зигфрида» (2017) с Гонконгским филармоническим оркестром под управлением Яапа ван Зведена получили восторженные отзывы; в сезоне 2017/18 Гёрне исполнил партии Вольфрама фон Эшенбаха в «Тангейзере» и Вотана в «Валькирии».

    Результатом глубокого погружения певца в мир Вагнера стал двойной альбом The Wagner Project с оркестром Шведского радио под управлением Дэниела Хардинга (2017). Пресса отметила свежесть взгляда на вагнеровских героев: тонкий психологический подход солиста, его проницательность и внимание к тексту, искусное владение тембровыми нюансами голоса. В Москве Маттиас Гёрне представит часть этой программы: свирепый рассказ Голландца, полный внутренних противоречий монолог короля Марка и нежное прощание Вотана. Его партнером по сцене станет Национальный филармонический оркестр России под управлением выдающегося австрийского дирижера, лауреата премии «Грэмми-2018» Манфреда Хонека. Он более 10 лет руководит одним из лучших оркестров США — Питтсбургским симфоническим. Ранее Хонек возглавлял Симфонический оркестр Шведского радио, затем Государственную оперу Штутгарта, он сотрудничает со многими крупнейшими оркестрами Европы и Америки, принимает участие в таких фестивалях, как BBC Proms, Люцернский фестиваль и многие другие.


    Маттиас Гёрне

    Немецкий бас-баритон Маттиас Гёрне – один из наиболее известных и востребованных певцов современности. Он прославился в первую очередь непревзойденным исполнением камерной вокальной музыки, прежде всего в жанре Lied: песен Шуберта, Шумана, Брамса, Вольфа, Р. Штрауса, Малера, немецких композиторов ХХ века, а также сочинений Шостаковича. Его выступления проходят в самых престижных концертных залах и оперных театрах мира.

    Маттиас Гёрне родился в Веймаре в 1967 году. Обучался в Лейпциге у Ханса-Иоахима Бейера, затем у Элизабет Шварцкопф и Дитриха Фишера-Дискау. Лауреат вокальных конкурсов имени Роберта Шумана в Цвиккау и имени Хуго Вольфа в Штутгарте. В репертуаре певца – заглавные партии в «Воццеке» Берга и «Художнике Матисе» Хиндемита, партии Вольфрама в «Тангейзере», Амфортаса в «Парсифале», Короля Марка и Курвенала в «Тристане и Изольде», Вотана в «Золоте Рейна» и «Валькирии» Вагнера, Ореста в «Электре» и Иоканаана в «Саломее» Р. Штрауса, Папагено в «Волшебной флейте» Моцарта, Пизарро в «Фиделио» Бетховена, Зигфрида в «Геновеве» Шумана, Марселя в «Богеме» Пуччини, Жермона в «Травиате» Верди и другие. Он также поет в редко исполняемых операх композиторов конца XIX–XX веков – Эжена д’Альбера, Вальтера Браунфельса, Ханса Вернера Хенце, Ариберта Раймана. 

    Маттиас Гёрне сотрудничает со знаменитыми оркестрами. Участвует в исполнении масштабных кантатно-ораториальных сочинений, включая Мессу си минор и пассионы Баха, Девятую симфонию Бетховена, оратории «Илия» и «Павел» Мендельсона, «Лазарь» Шуберта, Реквием Форе, «Немецкий реквием» Брамса и «Военный реквием» Бриттена. Выступал со знаменитыми дирижерами, в том числе с Куртом Мазуром, Кентом Нагано, Кристофом Эшенбахом, Манфредом Хонеком и Кириллом Петренко. Среди его партнеров по камерным программам – известные пианисты-аккомпаниаторы и выдающиеся солисты: Лейф Ове Андснес, Антонио Паппано, Кристоф Эшенбах, Хельмут Дойч, Александр Шмальц, Эрик Шнайдер, Андреас Хефлигер, Мартин Хельмхен, Маркус Хинтерхойзер, Даниил Трифонов, Сон Чжин Чо, Инго Мецмахер и Ян Лисецкий. 

    Искусство Маттиаса Гёрне запечатлено на множестве компакт-дисков. Эталонными стали записи циклов «Зимний путь» Шуберта с Альфредом Бренделем (2004) и «Круг песен» Шумана с Владимиром Ашкенази (2005), выпущенные под лейблом Universal Music. В течение шести лет (2008–2014) певец записал 12 CD с избранными песнями Шуберта для лейбла Harmonia Mundi. Среди последних релизов Гёрне – песни Брамса, «Десять ранних песен» Малера в оркестровке Лучано Берио с Симфоническим оркестром Би-би-си и кантаты Баха с Фрайбургским барочным оркестром. Также он принял участие в записях опер «Валькирия» и «Зигфрид» Вагнера с Гонконгским филармоническим оркестром под управлением Япа ван Зведена. В апреле 2019 года вышел альбом с циклами «Любовь поэта» и «Двенадцать стихотворений Ю. Кернера» Шумана (партия фортепиано Лейф Ове Андснес). Записи Маттиаса Гёрне высоко оценены международной музыкальной критикой. Певец удостоен четырех номинаций на премию «Грэмми», премий International Classical Music Award, Gramophone Award, BBC Music Magazine Vocal Award и Diapason d’or / Arte. В 2017 году получил награду ECHO Klassik в категории «Певец года». 

    В сезоне 2018/19 Маттиас Гёрне был «артистом в резиденции» Нью-Йоркского филармонического оркестра. Выступал с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром и Симфоническим оркестром Хьюстона. Исполнял партию Курвенала («Тристан и Изольда») в спектакле Парижской национальной оперы. Его сольные концерты прошли в Берлинской и Парижской филармониях, Карнеги-холле, венском Концертхаусе, Дворце музыки в Барселоне и Сантори-холле в Токио. Летом 2019 года Гёрне выступил на фестивалях в Чикаго («Равиния») и Вербье, а также на Зальцбургском фестивале, где участвовал в исполнении 14-й симфонии Шостаковича с Венским филармоническим оркестром под управлением Франца Вельзера-Мёста. 

    Среди ангажементов текущего сезона – концертная версия «Тристана и Изольды» на Люцернском фестивале с Королевским оркестром Консертгебау, выступления на Узедомском фестивале, в Гамбурге и Любеке с Симфоническим оркестром Северогерманского радио (дирижеры Пабло Эрас-Касадо и Ален Альтиноглу), в Парижской филармонии с Питтсбургским симфоническим оркестром под управлением Манфреда Хонека, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии с филармоническим оркестром под управлением Юрия Темирканова, Кёльнской, Люксембургской филармониях и Оперном театре Феррары с Малеровским камерным оркестром (дирижер Дэниел Хардинг), сольные концерты на фестивале искусств в Веймаре, в миланском Ла Скала, Мюнхене, Лейпциге, Вене, Париже, Амстердаме, Мадриде и Сеуле. Певец примет участие в исполнении «Парсифаля» в Театре Капитолия Тулузы, «Летучего голландца» в Берлинской государственной опере и «Замка герцога Синяя Борода» в дрезденской Земпер-опере.

    Национальный филармонический оркестр России

    Национальный филармонический оркестр России в сезоне 2022/23 отметил 20-летие творческой деятельности. Он был учрежден в январе 2003 года Министерством культуры России по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина. За годы активной творческой жизни НФОР стал одним из лучших симфонических оркестров России, завоевал любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Коллектив возглавляет народный артист СССР, Артист мира ЮНЕСКО, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Владимир Спиваков.

    С оркестром работали выдающиеся дирижеры, среди которых Мишель Плассон, Владимир Ашкенази, Джеймс Конлон, Окко Каму, Юкка-Пекка Сарасте, Александр Лазарев, Джон Нелсон, Туган Сохиев, Кен-Дэвид Мазур, Теодор Курентзис. 

    В концертных программах НФОР принимали участие всемирно известные солисты: Джесси Норман, Пласидо Доминго, Кири Те Канава, Дмитрий Хворостовский, Хуан Диего Флорес, Рене Флеминг, Ферруччо Фурланетто, Маттиас Гёрне, Ильдар Абдразаков, Виолета Урмана, Евгений Кисин, Вадим Репин, Гил Шахам, Аркадий Володось, Марта Аргерих, Рено Капюсон, Готье Капюсон, Пьер-Лоран Эмар, Виктория Муллова, Джон Лилл, Дэвид Гарретт и многие другие. 

    Среди постоянных партнеров НФОР – Хибла Герзмава, Анна Нетребко, Альбина Шагимуратова, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, Денис Мацуев, Николай Луганский, Сергей Догадин, Даниэль Лозакович, Александр Романовский, Александр Рамм, Мария Дуэньяс.

    За 20 лет оркестр представил множество ярких программ, уникальных абонементов и концертных серий, осуществил ряд российских и мировых премьер, многократно гастролировал в США, Западной Европе, Японии, Китае, странах СНГ и Балтии. Коллектив дает концерты и проводит фестивали в разных городах России. 

    Владимир Спиваков и НФОР активно осуществляют записи классического музыкального наследия, ежегодно выпуская несколько релизов, многие из них получили более миллиона прослушиваний во всем мире. Коллектив и маэстро сотрудничают с крупнейшими фирмами Sony, Deutsche Grammophon, Capriccio. Под лейблом Spivakov Sound выпущены записи сочинений Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Танеева, Лядова, Стравинского, Прокофьева, Мусоргского, Скрябина и других авторов. В их числе опера «Евгений Онегин» Чайковского (в главных партиях – Хибла Герзмава, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак); тройной CD с симфоническими произведениями Чайковского (Симфонии №№ 4–6, «Итальянское каприччио», «Ромео и Джульетта»); поэма «Колокола», кантата «Весна» и «Симфонические танцы» Рахманинова, все его фортепианные концерты (солист – Александр Романовский) и симфонии (к 150-летию со дня рождения композитора); альбомы «Русь Святая» (духовные произведения Рахманинова и Танеева), «Волшебство в музыке» и «Шедевры русской музыки» (Лядов, Стравинский, Прокофьев, Мусоргский, Римский-Корсаков, Скрябин).

    Особым направлением деятельности коллектива является поддержка талантливых молодых музыкантов. В сезонах 2004/2005 и 2017/2018 по инициативе директора НФОР Георгия Агеева в оркестре работала группа дирижеров-стажеров; многие ее участники добились больших успехов на профессиональном поприще, заняли руководящие посты в ведущих творческих коллективах и стали обладателями престижных наград. 

    В 2007 году НФОР был присужден правительственный грант, с 2010 года оркестр является обладателем гранта Президента Российской Федерации.

    Манфред Хонек

    Манфред Хонек родился в 1958 году в Ненцинге (Австрия). Образование получил в Венском университете музыки и исполнительского искусства, несколько лет работал альтистом в Венском филармоническом оркестре и оркестре Венской оперы. 

    Дирижерскую карьеру начал в 1987 году в качестве ассистента Клаудио Аббадо в Молодежном оркестре имени Густава Малера. Его дебют состоялся в 1989 году на Малеровском фестивале в Касселе с Первой симфонией Малера, исполненной в честь 100-летия премьеры сочинения. В том же году состоялся оперный дебют Хонека: в венской Народной опере он провел «Летучую мышь» И. Штрауса, а чуть позже – оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта и «Севильский цирюльник» Россини.

    В 1991 году Хонек был приглашен в Оперный театр Цюриха и спустя два года был удостоен престижной премии European Conductor’s Award. 

    В 1996–1999 гг. – дирижер лейпцигского оркестра Центрального радио Германии, в 1997–1998 гг. – музыкальный руководитель Национальной оперы и балета Норвегии, с 1998 г. – главный приглашенный дирижер Филармонического оркестра Осло. В 2000–2006 гг. – музыкальный руководитель Симфонического оркестра Шведского радио в Стокгольме. В последующие годы был главным приглашенным дирижером Чешского симфонического оркестра и музыкальным руководителем Оперы Штутгарта, где провел премьеры опер «Троянцы» Берлиоза, «Идоменей» Моцарта, «Аида» Верди, «Кавалер розы» Р. Штрауса, «Диалоги кармелиток» Пуленка, «Лоэнгрин» и «Парсифаль» Вагнера. 

    С 2008 года Хонек – музыкальный руководитель Питтсбургского симфонического оркестра (контракт продлен до окончания сезона 2021/22), с которым гастролирует в лучших залах США, стран Европы и Азии. Оркестр тесно сотрудничает с венским Музикферайном, регулярно выступает на фестивалях в Лондоне (BBC Proms), Берлине, Бонне (Бетховенский фестиваль), Люцерне, Рейнгау, Графенегге, Зальцбурге и др. 

    Оперные ангажементы дирижера включают выступления в Земпер-опере в Дрездене, Королевской опере в Копенгагене, берлинской Комише Опер, Королевском театре де ла Монне в Брюсселе, на Зальцбургском фестивале, фестивале «Звезды белых ночей» в Мариинском театре. К предстоящему 250-летию со дня рождения Бетховена Манфред Хонек приглашен продирижировать оперой «Фиделио» (в редакции 1806 года) в Театре ан дер Вин: премьера состоится 16 марта 2020 года. 

    В симфоническом репертуаре Манфред Хонек известен выдающимися интерпретациями музыки преимущественно композиторов-романтиков конца XIX – начала ХХ вв. (Брукнер, Чайковский, Дворжак, Малер, Р. Штраус). Он выступает со многими ведущими оркестрами мира, включая Берлинский филармонический, оркестр Баварского радио и лейпцигского Гевандхауса, Дрезденскую капеллу, амстердамский Консертгебау, Лондонский симфонический, Оркестр де Пари, оркестр Академии Санта Чечилия в Риме, Венский филармонический, а также ведущие оркестры США (Нью-Йорка, Бостона, Чикаго, Кливленда, Лос-Анджелеса, Филадельфии, Сан-Франциско). 

    В дискографии Хонека и Питтсбургского оркестра – записи, выпущенные под лейблами Reference и Exton. В их числе симфонии Малера, Чайковского, Бетховена и Брукнера, сюиты Дворжака и Яначека, симфонические поэмы и сюиты из опер Р. Штрауса и др. Многие альбомы получили высочайшие оценки критиков, диск с записью Пятой симфонии Шостаковича и Адажио Барбера получил премию Grammy (2018) за лучшее исполнение оркестровой музыки и лучшую работу звукоинженера. Кроме того, дирижер сделал множество записей с оркестрами Шведского радио, Берлинской филармонии, Венским филармоническим, Симфоническим оркестром Би-би-си и другими коллективами. 

    Манфред Хонек – почетный доктор нескольких университетов Северной Америки, в 2016 году президент Австрии присвоил ему почетное звание профессора. В 2018 году ему была присуждена премия International Classical Music Awards в номинации «Артист года».