БСО имени П.И.Чайковского, Владимир Федосеев, Михаэль Фолле (баритон, Германия) : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    БСО имени П.И.Чайковского, Владимир Федосеев, Михаэль Фолле (баритон, Германия)

    6 февраля 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Шуберт
    Баллада «Лесной царь»
    «Путевой столб» из цикла «Зимний путь»
    Веберн
    «В летнем ветре», идиллия для оркестра по поэме Б. Вилле
    Малер
    Песни на стихи Ф. Рюккерта
    Моцарт
    Увертюра к опере «Волшебная флейта»
    Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
    Арии из опер «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все»

    12+

    Абонемент №6:

    Государственный акадeмический большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского п/у Владимира Федосеева

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом»,– говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский.

    БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижеры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность.

    В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».

    В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире; за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra.

    В 2023 году Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского был удостоен премии BraVo в номинации «Оркестр года».

    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился в 1932 году в Ленинграде. Образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) и аспирантуре Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). 

    Карьеру симфонического дирижера начал в Заслуженном коллективе России оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Евгения Мравинского. В Ленинграде состоялся и театральный дебют Владимира Федосеева – в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском), где им была поставлена «Царская невеста» Римского-Корсакова.

    В 1980–1990-е годы в парижском зале Плейель под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова; также под его управлением в Осло, Стокгольме и Мюнхене с участием Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти и Роберто Скандьюцци прозвучал Реквием Верди.

    Дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: миланском Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Пиковая дама», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского), Венской государственной опере («Кармен» Бизе, «Борис Годунов» Мусоргского, «Чудесный мандарин» Бартока), Опере Цюриха («Жизнь за царя» Глинки, «Демон» Рубинштейна, «Аттила» Верди). В январе 2017 года Владимир Федосеев дирижировал на премьерных показах оперы «Турандот» Пуччини в московской «Геликон-опере», после чего был приглашен в театр на должность музыкального руководителя.

    Владимир Федосеев – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского (с 1974 года), главный дирижер Венского симфонического оркестра (1997–2005); постоянный приглашенный дирижер Оперы Цюриха (с 1997 года), первый приглашенный дирижер Токийского филармонического оркестра (с 2000 года); приглашенный дирижер Симфонического оркестра Баварского радио, Филармонического оркестра Радио Франс, Симфонического оркестра Финского радио, Берлинского симфонического и Дрезденского филармонического оркестров, симфонических оркестров Штутгарта, Эссена, Кливленда и Питтсбурга. 

    Центральное место в творческой биографии Владимира Федосеева занимает работа с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижером которого маэстро является почти полвека. Под руководством дирижера оркестр укрепил свою международную известность, осуществил множество премьер сочинений современных композиторов, развивая творческие контакты с русскими и западными авторами (Дмитрием Шостаковичем, Георгием Свиридовым, Кшиштофом Пендерецким, Дэвидом Роузом, Рагнаром Сёдерлиндом, Владимиром Рубиным, Романом Леденёвым). 

    Первыми крупными работами дирижера с БСО стали концертные исполнения, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» Масканьи, «Черевички» Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в том числе все симфонии Бетховена и Чайковского, симфонии Малера и Танеева, стали бестселлерами. Пластинка «Майская ночь» получила премию «Золотой Орфей» Французской академии звукозаписи (L'Académie du disque lyrique) и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии Брамса и Глазунова, симфонии Шостаковича.

    Владимир Федосеев – народный артист СССР, народный артист Российской Федерации, лауреат Государственных премий СССР и РФ, Премии Правительства РФ в области культуры, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», почетный профессор Московской консерватории. 

    Маэстро удостоен множества других российских и международных наград, среди которых орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, орден Почета, орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени, Командорский крест II степени почетного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой», орден Славы и чести I степени, орден «За заслуги в культуре и искусстве», золотая медаль Российской академии художеств, золотая медаль Международного общества Густава Малера, Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения Чайковского и Шостаковича), российская национальная театральная премия «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», Европейская премия «Треббия». В 2023 году Владимир Федосеев стал лауреатом Международной профессиональной музыкальной премии BraVo в номинации «Дирижер года».

    Михаэль Фолле

    Михаэль Фолле родился в 1960 году во Фройденштадте (Баден-Вюртемберг, Германия). Обучался в Высших школах музыки в Троссингене и Штутгарте у Йозефа Зинца и Георга Йельдена, затем совершенствовался под руководством Йозефа Меттерниха и Рудольфа Пьерне. С 1990 года пел в Национальном театре в Мангейме, с 1994 года – в Государственном театре Бонна, с 1996 года – в Немецкой опере на Рейне (Дюссельдорф), с 1998 года – в Опере Кёльна, в 1997–2007 гг. был солистом труппы Оперы Цюриха, в 2007–2011 гг. – Баварской государственной оперы в Мюнхене.

    В обширном репертуаре певца – партии в операх «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» и «Так поступают все женщины» Моцарта (Дон Жуан, Граф Альмавива, Папагено, Гульельмо / Дон Альфонсо), «Вольный стрелок» Вебера (Каспар), «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского (Онегин, Елецкий), «Нюрнбергские майстерзингеры», «Тангейзер», «Кольцо нибелунга», «Парсифаль», «Летучий голландец», «Тристан и Изольда» Вагнера (Ганс Сакс, Вольфрам, Вотан, Амфортас, Голландец, Курвенал), «Фальстаф», «Дон Карлос», «Отелло», «Набукко», «Макбет», «Аида» Верди (Фальстаф и Форд, Родриго ди Поза, Яго, Набукко, Макбет, Амонасро), «Тоска» и «Богема» Пуччини (Скарпиа, Марсель), «Саломея», «Женщина без тени» и «Арабелла» Р. Штрауса (Иоканаан, Барак, Мандрыка), «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (Голо), «Воццек» и «Лулу» Берга (Воццек, Доктор Шён / Джек-Потрошитель), «Бассариды» Хенце (Пенфей). 

    Эти партии Михаэль Фолле исполнял в крупнейших театрах мира – в Гамбурге, Берлине (Государственная опера Унтер-ден-Линден, Дойче Опер), Мюнхене (Баварская государственная опера), Дрездене (Земпер-опера), Вене (Государственная опера), Париже (Опера Бастий), Лондоне (Ковент-Гарден), Милане (Ла Скала), Нью-Йорке (Метрополитен-опера), на фестивалях в Байройте, Зальцбурге и Баден-Бадене. 

    Певец сотрудничал с выдающимися дирижерами современности, в числе которых Даниэль Баренбойм, Зубин Мета, Вольфганг Заваллиш, Клаудио Аббадо, Колин Дэвис, Антонио Паппано, Сейдзи Озава, Кристиан Тилеман, Бернард Хайтинк, Франц Вельзер-Мёст, Джеймс Левайн, Риккардо Мути, Валерий Гергиев, Марис Янсонс, Саймон Рэттл, Владимир Федосеев, Филипп Джордан, Томас Хенгельброк, Филипп Херревеге, Тревор Пиннок, Фридер Берниус и Хельмут Риллинг. 

    Михаэль Фолле активно гастролирует по всему миру, выступает с лучшими оркестрами, а также в дуэте со своим постоянным концертмейстером Хельмутом Дойчем. Певец участвовал во множестве записей CD и DVD, среди них особенно выделяется «Невеста охотника» – киноверсия оперы Вебера «Вольный стрелок» (роль Каспара). 

    Михаэль Фолле – обладатель немецкой премии в области театрального и музыкального искусства «Фауст», дважды удостоен звания лучшего оперного солиста года по версии журнала Opernwelt (2009 и 2014). 

    В числе ангажементов певца в 2020–2021 гг. – «Электра» Р. Штрауса (Орест) в Венской государственной опере, «Летучий голландец» в Гессенском государственном театре в Висбадене, Дойче Опер в Берлине и Баварской государственной опере, «Женщина без тени» (концертное исполнение) в Театре Елисейских Полей в Париже, «Осуждение Фауста» Берлиоза (концертное исполнение, Мефистофель) на музыкальном фестивале в Гамбурге, «Тоска» и «Женщина без тени» в Метрополитен-опере, «Нюрнбергские майстерзингеры» на Байройтском фестивале, «Борис Годунов» Мусоргского (главная роль) – премьера новой постановки в Опере Цюриха и тетралогия Вагнера «Кольцо нибелунга» в дрезденской Земпер-опере.