В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
11 июня 2018
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаОтветственный концертмейстер Ирина Соболева
Информация предоставлена Пресс-службой Благотворительного фонда «Фонд Валерия Гергиева»
Оркестр Мариинского театра – уникальный театральный коллектив,
ведущий самостоятельную концертную деятельность, включенный в список 20 лучших
оркестров мира по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших
изданий Европы, Америки и Азии (2008). Умение быстро осваивать новые сложнейшие
партитуры, владение всеми жанрами симфонической музыки, гибкость при работе с
разными дирижерами и солистами наряду с невероятно насыщенным гастрольным
графиком делают петербургский коллектив самым универсальным оркестром в
мире.
История коллектива восходит к первому оркестру Санкт-Петербургской Императорской оперы и насчитывает более двухсот лет. У его истоков стояли Катерино Кавос, руководивший коллективом почти 50 лет, и Константин Лядов. Расцвет оркестра Мариинского театра пришелся на период руководства Эдуарда Направника, который расширил театральный репертуар более чем на 100 спектаклей и вывел оркестр на европейский уровень исполнительского мастерства. Эстафету Направника последовательно приняли выдающиеся дирижеры советского времени: Владимир Дранишников, Евгений Мравинский, начавший в нем свой творческий путь, Арий Пазовский, Сергей Ельцин, Борис Хайкин, Павел Фельдт, Константин Симеонов, Юрий Темирканов.
За всю историю оркестра за его пультом стояли Г. Берлиоз, Р. Вагнер, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Малер, Г. фон Бюлов, А. Шёнберг, О. Клемперер, А. Никиш, В. Менгельберг, Б. Вальтер, К. Клайбер. Оркестр Мариинского театра участвовал в бесчисленном количестве первых постановок отечественных, а также первых постановок на русской сцене зарубежных оперных и балетных спектаклей, среди которых оперы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Серова, А. Рубинштейна, М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, оперы и балеты П. Чайковского, С. Прокофьева, Дж. Россини, В. А. Моцарта, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Д. Обера, Дж. Мейербера, балеты Р. Дриго, Ч. Пуни, Б. Асафьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, В. Соловьева-Седого, А. Петрова
В 1978
году в Мариинский (Кировский) театр на должность дирижера был приглашен
Валерий Гергиев, возглавивший театр в 1996 году. С его приходом
репертуар оркестра пополнился гигантским количеством оперных партитур и
симфонической музыки и в настоящее время включает в себя все оперы Вагнера, включая
тетралогию «Кольцо нибелунга», все оперы Прокофьева
и Шостаковича, значительную часть оперного наследия Римского-Корсакова и
Чайковского, обе авторские редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, оперы Р.
Штрауса, Яначека, Моцарта, Пуччини, Доницетти, все симфонии Бетховена, Малера,
Прокофьева, Шостаковича, произведения Стравинского, Мессиана, Дютийё, Хенце,
Щедрина, Тищенко, Губайдулиной, Канчели, Каретникова и многих других
композиторов. Обогащению репертуара и быстрому росту исполнительского уровня
способствовали открытие уникального по своей акустике Концертного зала
Мариинского театра (2006) и новой сцены Мариинского театра (2013).
Несмотря на ежедневные выступления на трех театральных площадках, оркестру удается сохранять плотный гастрольный график. Под руководством Гергиева Мариинский оркестр выступает на крупнейших оперных сценах и в лучших концертных залах мира. Только за последний год оркестр представил масштабные гастрольные программы во Франции, Испании, на Тайване, в Китае, Италии, Японии, Германии, Австрии, Великобритании. Настоящими «Русскими сезонами» назвал Валерий Гергиев гастроли Мариинского театра в США в январе – феврале 2015 года, где артисты Мариинского оркестра представили программы, полностью составленные из произведений Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и Щедрина.
Хор Мариинского театра – всемирно известный и прославленный коллектив, в репертуаре которого более 80 опер и огромное количество сочинений кантатно-ораториальной и акапельной музыки. Мариинский хор интересен не только высочайшим профессиональным мастерством, но и своей историей, которая богата событиями и тесно связана с развитием русской музыкальной культуры. В середине XIX века, в период деятельности выдающегося оперного дирижера Эдуарда Направника, в Мариинском театре были впервые поставлены знаменитые оперы Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского. Масштабные хоровые сцены из этих сочинений исполнялись хором Мариинского театра, который был органичной частью оперной труппы. Успешным развитием традиций хорового исполнительства театр обязан высокопрофессиональной работе выдающихся хормейстеров – Карла Кучеры, Ивана Помазанского, Евстафия Азеева и Григория Казаченко. Заложенные ими основы бережно сохранялись их последователями, среди которых были такие хормейстеры, как Владимир Степанов, Авенир Михайлов, Александр Мурин.
С 2000 года по приглашению Валерия Гергиева хор Мариинского театра возглавил Андрей Петренко. В качестве главного хормейстера он принимал участие в постановках более чем 40 оперных премьер. Под управлением Андрея Петренко Мариинский хор выступал в лучших залах Германии, Испании, Нидерландов, Великобритании, Швейцарии, Бельгии, Франции, Финляндии, Эстонии, Литвы, Израиля. Помимо итальянских, немецких, французских и русских опер, идущих на сцене Мариинского, и таких произведений, как Реквиемы Вольфганга Амадея Моцарта, Луиджи Керубини, Джузеппе Верди, Гектора Берлиоза и Мориса Дюруфле, Carmina Burana Карла Орфа, Stabat Mater Джоаккино Россини, в репертуаре хора широко представлена отечественная духовная музыка – сочинения Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского, Артемия Веделя, Степана Дегтярёва, Александра Архангельского, Александра Гречанинова, Павла Чеснокова, Игоря Стравинского, Александра Кастальского («Братское поминовение»), Сергея Рахманинова (Всенощное бдение и Литургия св. Иоанна Златоуста), Петра Чайковского (Литургия св. Иоанна Златоуста), а также светская русская и зарубежная классика.
Хор Мариинского театра – постоянный участник международных фестивалей и мировых премьер, является лидером хоровых программ Московского Пасхального фестиваля. Коллектив принимал участие в первом исполнении «Страстей по Иоанну» и «Пасхи по Иоанну» Софии Губайдулиной, «Новой жизни» Владимира Мартынова, «Братьев Карамазовых» Александра Смелкова и российской премьере оперы «Очарованный странник» Родиона Щедрина (2007). За запись сочинения Губайдулиной «Страсти по Иоанну» в 2003 году хор Мариинского театра был номинирован на премию «Грэмми» в категории «Лучшее хоровое исполнение». Хор активно участвует в записях лейбла Mariinsky: «Нос» Шостаковича (2009), кантата «Москва» Чайковского (2009), «Парсифаль» Вагнера (2010), «Очарованный странник» Щедрина (2010), симфонии № 2 и № 11 Шостаковича (2010), «Лючия ди Ламмермур» Доницетти (2011), «Свадебка» и «Царь Эдип» Стравинского (2010). За запись произведений Стравинского коллектив получил престижную премию ICMA (International Classical Music Award) в категории «Лучшая работа хора» (2011), на которую претендовало 16 профессиональных европейских хоров.
Валерий Гергиев – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе им. Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 года стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир». В 1988 году Валерий Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996-м – его художественным руководителем – директором (он принял руководство оркестром, оперной и балетной труппами). C декабря 2023 года Валерий Гергиев также генеральный директор Большого театра России и сопредседатель Союза театральных деятелей России по музыкальному направлению.
С приходом Валерия Гергиева в Мариинский театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В рамках таких фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся – или вообще прежде не видевшие сцены – сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке: празднованием 100-летия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Чайковского в 2015-м, 125-летия Прокофьева в 2016-м, 175-летия Римского-Корсакова в 2019-м, 90-летия Щедрина в 2022-м.
Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Рихарда Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более восьмидесяти лет, в 1999-м возрожден «Лоэнгрин», а к 2003-му целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение тетралогии на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008).
Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов.
Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году был открыт Концертный зал, в 2013-м – вторая сцена театра (Мариинский-2), с 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке (Приморская сцена), а с 2017-го – во Владикавказе. Среди других проектов Валерия Гергиева, реализованных в Мариинском театре, – организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009-м начал свою работу лейбл Mariinsky, на котором к настоящему моменту вышло уже более тридцати дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. На DVD выпущены записи сочинений Верди («Аттила»), Чайковского (симфонии), Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), Р. Штрауса («Женщина без тени»), Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Игрок», «Семен Котко»), Щедрина («Левша»).
На протяжении всех этих лет международная деятельность Валерия Гергиева была не менее насыщенна и активна, но сегодня маэстро полностью сконцентрирован на работе дома, в России, и прежде всего – в Мариинском театре.
В 1991 году маэстро дебютировал в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993-м – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994-м – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли). Работал с Международным оркестром мира (которым руководил с 1997 года, после кончины основателя коллектива – Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (затем был почетным дирижером этого коллектива), с 2007 по 2015 год – Лондонского симфонического оркестра. В 2015–2022 годах маэстро возглавлял Мюнхенский филармонический оркестр, в 2018–2022 годах – Оркестр Музыкального фестиваля Вербье.
Валерий Гергиев – основатель престижных международных фестивалей, в числе которых – «Звезды белых ночей» (1993), Московский Пасхальный фестиваль (2002), Гергиев-фестиваль в Роттердаме, Музыкальный фестиваль в Миккели (Финляндия), «360 градусов» в Мюнхене. С 2011-го он возглавляет оргкомитет Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Валерий Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе было возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Концертном зале Мариинского театра, Большом театре России и на закрытии XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 по 2022 год маэстро руководил Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступал с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.
Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени (2003, 2008), орденом Александра Невского (2016), премией Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (2017), высокими государственными наградами Армении, Болгарии, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.
В 2009 году окончила Новосибирскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки (класс Зинаиды Диденко). Участвовала в мастер-классах Дайаны Зола, Монсеррат Кабалье, стажировалась у Энцы Феррари.
С 2008 года – солистка Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
Лауреат Открытого конкурса вокалистов им. Валерии Барсовой (Сочи, 2008, I премия); финалистка конкурса Пласидо Доминго Operalia (Верона, 2013), лауреат Международного конкурса оперных певцов в Тулузе (2012, второй Гран-при), а также Международных конкурсов вокалистов им. Франсиско Виньяса (Барселона, 2014) и им. Ханса Габора «Бельведер» (Дюссельдорф, 2014).
В Мариинском театре дебютировала в 2013 году и с тех пор регулярно выступает на петербургской сцене. За роль Лизы в «Пиковой даме» была номинирована на национальную театральную премию «Золотая маска».
Ирина Чурилова принимала участие в гастрольных выступлениях мариинской труппы в Баден-Бадене («Пиковая дама»), Токио («Дон Карлос») и Шанхае («Пиковая дама»). В минувшем сезоне выступила с оркестром Мариинского в Памплоне (Симфония № 2 Малера).
Как приглашенная солистка выступает также в Большом театре России. В 2012 году по приглашению Монсеррат Кабалье приняла участие в ее юбилейном концерте в театре Лисеу.
В сезоне 2016/17 дебютировала в партии Нормы на сцене Оперы Граца и в партии Аиды на фестивале «Арена ди Верона».
Голос солиста Мариинского театра Алексея Маркова можно услышать на лучших оперных сценах мира: в Метрополитен-опера, Баварской государственной опере, дрезденской Земпер Опер, берлинской Дойче Опер, Театро Реал (Мадрид), Национальной опере Нидерландов (Амстердам), Национальной опере Бордо, оперных театрах Франкфурта, Цюриха, Граца, Лиона, Монте-Карло. Ему рукоплескали слушатели в Линкольн-центре и Карнеги-холле (Нью-Йорк), Вигмор-холле и Барбикан-холле (Лондон), Кеннеди-центре (Вашингтон), Сантори-холле (Токио), зале Гаштайг Мюнхенской филармонии… Критики единодушно отмечают его выдающиеся вокальные данные и многогранный драматический талант.
Алексей Марков родился в 1977 году в Выборге. Окончил Выборгское авиационное техническое училище и музыкальную школу по классу гитары, играл на трубе в оркестре, пел в церковном хоре. Профессионально учиться пению он начал в возрасте 24 лет в Академии молодых певцов Мариинского театра у Георгия Заставного, в прошлом солиста Кировского театра.
В годы учебы в Академии Алексей Марков неоднократно становился лауреатом престижных вокальных состязаний в России и за рубежом: VI Международного конкурса молодых оперных певцов имени Н.А.Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2004, I премия), Всероссийского конкурса им. Н.А. Обуховой (Липецк, 2005, II премия), IV Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2005, I премия), Международного конкурса Competizione dell´ Opera (Дрезден, 2006, II премия), Международного конкурса им. С. Монюшко (Варшава, 2007, I премия).
В 2006 году дебютировал в Мариинском театре в партии Евгения Онегина. С 2008 — солист Мариинского театра. В репертуаре певца — ведущие баритоновые партии: Федор Поярок («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), Щелкалов («Борис Годунов»), Грязной («Царская невеста»), Онегин («Евгений Онегин»), Веденецкий гость («Садко»), Елецкий и Томский («Пиковая дама»), Роберт («Иоланта»), Князь Андрей («Война и мир»), Иван Карамазов («Братья Карамазовы»), Жорж Жермон («Травиата»), Ренато («Бал-маскарад»), Генри Эштон («Лючия ди Ламмермур»), Дон Карлос («Сила судьбы»), Скарпиа («Тоска»), Яго («Отелло»), Амфортас («Парсифаль»), Валентин («Фауст»), Граф Ди Луна («Трубадур»), Эскамильо («Кармен»), Хореб («Троянцы»), Марсель («Богема»).
Певец — лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» за партию Ивана Карамазова в спектакле «Братья Карамазовы» (номинация «Опера — лучшая мужская роль», 2009); Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» за партию Роберта в спектакле «Иоланта» (номинация «Лучшая мужская роль в музыкальном театре», 2009); международной премии «Новые голоса Montblanc» (2009).
С труппой Мариинского театра Алексей Марков выступал на фестивале «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, Московском Пасхальном, фестивалях Валерия
Гергиева в Роттердаме (Нидерланды), Миккели (Финляндия), Эйлате («Фестиваль Красного моря», Израиль), фестивалях Баден-Бадене (Германия), Эдинбурге (Великобритания), а также в Зальцбурге, на фестивале Моцарта в Ла Корунья (Испания).
Алексей Марков выступал с сольными концертами в России, Финляндии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Австрии, США, Турции.
В 2008 году принимал участие в записи диска Симфонии № 8 Малера с Лондонским симфоническим оркестром под управлением В. Гергиева.
В сезоне 2014/2015 гг. Алексей Марков дебютировал на сцене оперного театра Сан-Франциско в роли Марселя («Богема»), выступил в партии Князя Елецкого в концертном исполнении оперы «Пиковая дама» в зале Мюнхенской филармонии Гаштайг с Симфоническим оркестром и хором Баварского радио под управлением Мариса Янсонса, исполнил роль Жоржа Жермона («Травиата») в Баварской государственной опере. На сцене Метрополитен-опера певец выступил в партиях Ренато («Бал-маскарад»), Роберта («Иоланта») и Жоржа Жермона («Травиата»).
Также в минувшем сезоне Алексей Марков исполнил партию Хореба («Троянцы») на Эдинбургском международном фестивале и на Международном музыкальном фестивале в Фестшпильхаусе Баден-Бадена в рамках зарубежных гастролей Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Во время этих же гастролей он спел партию Князя Елецкого в новой постановке оперы «Пиковая дама».
В январе 2015 года на Deutsche Grammophon вышла запись оперы Чайковского «Иоланта» с участием Алексея Маркова (дирижер Эммануэль Вийом).
В марте 2015 года Алексей Марков с Камерным хором Смольного собора под руководством Владимира Беглецова представил программу «Русский концерт» из произведений русской духовной музыки и народных песен на сцене Концертного зала Мариинского театра.
В сезоне 2015/2016 артист, помимо многочисленных выступлений в Санкт-Петербурге, пел в Дойче Опер (гала-концерт), Геркулес-зале Мюнхена и Королевской Фламандской филармонии Антверпена («Колокола» Рахманинова), Большом театре Варшавы (Роберт в «Иоланте»). Впереди — участие в исполнении «Колоколов» в Центре культуры и конгрессов Люцерна.
Учился в Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки в классе Владимира Прудника, затем перевелся в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова в класс Владимира Ванеева. В 2009 году проходил обучение по молодежной программе при Академии Санта-Чечилия в Риме. Работал в Махайловском театре, затем в Новосибирской опере. В 2013 году дебютировал в Мариинском театре, а в 2017 году вошел в состав оперной труппы.
Как приглашенный солист выступал в Большом театре России, Баварской государственной опере, в Опере Цюриха, Королевской опере Дании, Большом театре Женевы и в других театрах, участвовал в Глайндборнском фестивале. За партию Игоря Святославича в спектакле «Князь Игорь» Новосибирского театра оперы и балета был номинирован на «Золотую маску» (2010).
Лауреат III Всероссийского открытого конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (2007, Гран-при), Международных конкурсов им. Павла Лисициана (Москва, 2008, Гран-при), Галины Вишневской (Москва, 2008, I премия), Villa de Colmenar Viejo (Кольменар-Вьехо, Испания, 2009, II премия), Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2009, I премия), им. Франсиско Виньяса (Барселона, 2011, III премия), им. Режин Креспен (Париж, 2011, второй Гран-при, приз национального оркестра Франции), Monte-Carlo Voice Masters (Монако, 2011, Гран-при), Competizione dell'Opera (Москва, 2011, I премия), Operalia (Пекин, 2012, III премия), им. Ханса Габора Belvedere (Амстердам, 2013, II премия)
Юлия Маточкина – победительница ХV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, IX Международного конкурса молодых оперных певцов имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине (2015) и конкурса вокалистов Собиновского музыкального фестиваля в Саратове (2013).
Родилась в городе Мирный Архангельской области. Окончила Петрозаводскую государственную консерваторию имени А. К. Глазунова (класс профессора В. Гладченко). В 2008 году стала солисткой Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, на сцене которого дебютировала в роли Керубино из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта. Сейчас в её репертуаре около 30 партий, в том числе в операх «Евгений Онегин» (Ольга), «Пиковая дама» (Полина и Миловзор), «Хованщина» (Марфа), «Майская ночь» (Ганна), «Снегурочка» (Лель), «Царская невеста» (Любаша), «Война и мир» (Соня), «Кармен» (заглавная партия), «Дон Карлос» (Принцесса Эболи), «Самсон и Далила» (Далила), «Вертер» (Шарлотта), «Фауст» (Зибель), «Дон Кихот» (Дульсинея), «Золото Рейна» (Вельгунда), «Сон в летнюю ночь» (Гермия) и «Зори здесь тихие» (Женька Комелькова).
На концертной сцене певица участвовала в исполнении Реквиемов Моцарта и Верди, Stabat Mater Перголези, Второй и Восьмой симфоний Малера, Девятой симфонии Бетховена, «Ромео и Джульетты» Берлиоза, кантаты «Александр Невский» и оратории «Иван Грозный» Прокофьева, Глаголической мессы Яначека. Юлия – постоянная участница Московского Пасхального фестиваля, фестивалей «Звёзды белых ночей» в Санкт-Петербурге, в Миккели (Финляндия) и Баден-Бадене (Германия). Выступала также на BBC Proms в Лондоне, фестивалях в Эдинбурге и Вербье. С оперной труппой Мариинского театра гастролировала в Австрии, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Швейцарии, Финляндии, Швеции, Японии, Китае и США, в 2015 году участвовала в концертном исполнении оперы «Тристан и Изольда» Вагнера в Большом театре «Лисеу» в Барселоне.
Анна Денисова окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (2016, класс профессора Светланы Горенковой). Продолжила образование в ассистентуре-стажировке. Лауреат международных конкурсов «Музыкальный Владивосток» (2010, II премия), имени Клаудии Таэв в Пярну (Эстония, 2013, II премия), Якуба Пустины в Ждяр-над-Сазавой (Чехия, 2014, I премия), имени Зары Долухановой «Янтарный соловей» в Калининграде (2016, II премия) и имени М. И. Глинки в Казани (2019, IV премия).
На сцене Мариинского театра дебютировала в 2015 году, исполнив партию Прилепы («Пиковая дама» Чайковского). В настоящее время – приглашенная солистка театра. В репертуаре партии в операх «Снегурочка» и «Царская невеста» Римского-Корсакова (Снегурочка и Марфа), «Борис Годунов» Мусоргского (Ксения, концертное исполнение), «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Моцарта (Церлина и Барбарина), «Фальстаф» Верди (Наннетта), «Сестра Анджелика» Пуччини (Сестра Женевьева, Сестра-привратница), «Адриана Лекуврёр» Чилеа (Мадемуазель Жувено), «Зигфрид» и «Парсифаль» Вагнера (Лесная птичка и Волшебная дева), «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (Мелизанда), «Рождественская сказка» и «Левша» Щедрина (Замарашка и Английская невеста Левши) и другие. На сцене Концертного зала Мариинского театра исполняла партии Архангела Гавриила в оратории «Сотворение мира» Гайдна, партии сопрано в оратории «Мессия» Генделя, Мессе си минор Баха и кантате «Кармина Бурана» Орфа.
Участвовала в постановках фестиваля «Опера – всем» в Санкт-Петербурге (Луиза в «Обручении в монастыре» Прокофьева и Людмила в «Руслане и Людмиле» Глинки). Исполнила партии Микаэлы («Кармен» Бизе) и Виолетты («Травиата» Верди) на сцене театра «Ванемуйне» в Тарту (Эстония). Сотрудничает со Свердловской филармонией, дирижерами Эрки Пехком, Дмитрием Лиссом, Томасом Зандерлингом, Юстусом Франтцем и другими.
В репертуаре певицы также партии Сюзанны, Деспины и Илии («Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины» и «Идоменей» Моцарта), Мими и Лауретты («Богема» и «Джанни Скикки» Пуччини), Софи («Вертер» Массне), партия сопрано в «Магнификате» Баха.
Александр Трофимов родился в Ленинграде. Получил образование по специальностям «актер театра и кино» в Балтийском институте иностранных языков и международного сотрудничества (2004, факультет театрального искусства, мастерская Светланы Миляевой) и «артист музыкального театра» в Балтийском институте экологии, политики и права (2007, факультет искусств, курс Инессы Просаловской). Принимал участие в мастер-классах Елены Образцовой, Дмитрия Хворостовского, Владимира Атлантова, Грайра Ханеданьяна, Джанлуки Пазолини, Франко Пальяцци, Паоло де Наполи. Занимался у Константина Плужникова.
Лауреат международных конкурсов: исполнителей русского романса имени Изабеллы Юрьевой в Таллине (Эстония, 2005, I премия), артистов оперетты имени Франца Легара в Комарно (Словакия, 2010, II премия), «Гран-при Санкт-Петербурга» (2012, II премия) и фестиваля солистов оперетты имени Георга Отса в Санкт-Петербурге (2015, Гран-при), дипломант Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (2013) и Международного конкурса камерной музыки Елены Образцовой памяти испанской певицы Кончиты Бадиа (2014, специальная премия «За лучшее исполнение романса Мануэля де Фальи») в Санкт-Петербурге.
В 2006–2011 годах – солист Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Исполнял партии в опереттах «Летучая мышь» И. Штрауса (Генрих Айзенштайн), «Баядера» (Принц Раджами), «Графиня Марица» (Тассило) и «Герцогиня из Чикаго» (Принц Шандор) Кальмана, «Веселая вдова» Легара (Росильон), «Синяя борода» (Принц Сафир) и «Парижская жизнь» (Рауль де Гардефе) Оффенбаха, «Продавец птиц» Целлера (Адам), «Приключения Тома Сойера» Баневича (Герцог), «Холопка» Стрельникова (Андрей Туманский).
В 2011 году стал солистом Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, где дебютировал в мюзикле «Моя прекрасная леди» Лоу (Фредди Эйнсфорд-Хилл). Исполнял различные партии в операх «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского (Ленский и Чекалинский), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова (Княжич Всеволод и Царевич Гвидон), «Война и мир» и «Маддалена» Прокофьева (Анатоль Курагин и Дженаро), «Не только любовь» Щедрина (Володя Гаврилов), «Идиот» Вайнберга (Ганя), «Отелло» Верди (Кассио), «Плащ» Пуччини (Тинка), «Дон Кихот» Массне (Хуан). Участвовал в концертном исполнении опер «Пан воевода» Римского-Корсакова (Болеслав Чаплинский), «Каменный гость» Даргомыжского (Дон Жуан), «Дубровский» Направника (Дефорж), «Тихий Дон» Дзержинского (Пантелей Мелехов) и «Овод» Спадавеккиа (Отец Карди), оперетты «Кандид» Бернстайна (заглавная партия). Принимал участие в гастролях театра в Германии (Илас в «Троянцах» Берлиоза и Чекалинский в «Пиковой даме»), Японии и Китае (Анатоль Курагин в «Войне и мире», Трике в «Евгении Онегине»).
В 2018 году дебютировал в Большом театре России в опере «Идиот» Вайнберга. Сотрудничал с Александринским театром, театрами «Балтийский дом», «Зазеркалье», «Карамболь» (Санкт-Петербург), оперными театрами Казани, Сыктывкара, Краснодара, Иркутска, Саранска, Красноярска, театрами оперетты Будапешта и Бухареста. Принимал участие в исполнении неоконченной оперы Шостаковича «Оранго» (партия Поля Маша) под руководством Эсы-Пекки Салонена на Фестивале искусств в Хельсинки, Фестивале стран Балтийского моря в Стокгольме и BBC Proms в лондонском Альберт-холле. Под руководством Салонена участвовал в исполнении «Свадебки» и «Байки про лису, петуха, кота да барана» на фестивале музыки Стравинского в Ройял-фестивал-холле (Лондон).
Ведет активную концертную деятельность. Гастролировал во Франции, Германии, Греции, Финляндии, Швеции, Венгрии, Румынии, Словении, Словакии, Эстонии, Латвии, Литве, Коста-Рике, Аргентине, Китае и других странах. Выступал на сцене Кёльнской филармонии с Венским фестивальным Штраус-оркестром под управлением Петера Гута.
Родился в Комсомольске-на-Амуре. В 2002 году окончил Академию искусств во Владивостоке. С 2002 года – солист Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. С 2007 года входит в состав оперной труппы Мариинского театра.
Среди партий, исполняемых в Мариинском театре: Ирод («Саломея»), Миме («Золото Рейна»), Овлур, Ерошка («Князь Игорь»), Кочкарев («Женитьба»), Афанасий Иванович («Сорочинская ярмарка»), Боярин, Клеврет, Подьячий («Хованщина»), Трике («Евгений Онегин»), Чаплицкий, Распорядитель бала («Пиковая дама»), Балакин («Чародейка»), Альмерик («Иоланта»), Сопель («Садко») и многие другие партии.
В составе оперной труппы Мариинского театра гастролировал в Великобритании, Германии, Швеции, Финляндии и Испании. С личными ангажементами выступал в Китае и Японии. В 2003 году принимал участие в Международном фестивале в Миккели, где исполнил партии Кочкарева («Женитьба») и Вырина («Станционный смотритель» Александра Смелкова).
На VIII Московском Пасхальном фестивале исполнил партию Дона Базилио («Свадьба Фигаро»).
Молодая певица Пелагея Куренная родилась в 1990 году в старинной казацкой станице Митякинская в Ростовской области. В 2007 году она поступила в Музыкальный колледж имени М. М. Ипполитова-Иванова. Спустя четыре года продолжила музыкальное образование в Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, которую окончила в 2016 году в классе профессора Тамары Новиченко (педагога Анны Нетребко). Певица посещала мастер-классы Елены Образцовой, Владимира Чернова и Дианы Зола, участвовала в молодёжной программе Domingo-Colburn-Stein в Опере Лос-Анджелеса.
В годы учёбы Пелагея исполнила в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории партии Первой Леди и Белинды в опере «Дидона и Эней» Пёрселла, Барбарины и Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Бригитты в «Иоланте» Чайковского, Марфы в «Царской невесте» Римского-Корсакова и Розины в «Севильском цирюльнике» Россини.
Пелагея Куренная – лауреат VI Московского фестиваля-конкурса оперного пения «Серебряный голос» (2009, II премия), конкурса «Посвящается Ф. И. Шаляпину» (Москва, 2009, II премия), международного конкурса Пьетро Ардженто (Бари, Италия, 2011, III премия), международного конкурса оперных певцов Магды Оливеро (Милан, 2013), «Романсиады» (Москва, 2013, Гран-при), «Три века классического романса» (Санкт-Петербург, 2014), II Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2014), Конкурса оперных певцов Ирины Богачёвой (Санкт-Петербург, II премия и приз публики, 2015).
В 2014 году Пелагея Куренная участвовала в концертном исполнении и записи «Пиковой дамы» Чайковского (партия Прилепы) под управлением Мариса Янсонса в Мюнхене и в Люксембурге. Эту же партию она исполнила в спектакле Национальной оперы Нидерландов (постановка Стефана Херхайма).
В мае 2015 года артистка дебютировала в Мариинском театре в партии Маши в «Пиковой даме» под управлением Валерия Гергиева, а вскоре получила главную партию в опере Родиона Щедрина «Рождественская сказка», мировая премьера которой состоялась в Мариинском театре в декабре 2015 года. В том же году она впервые исполнила романс Щедрина «Таня – Катя» для сопрано и струнных в Санкт-Петербурге, а затем в Мюнхене (дирижировал Валерий Гергиев).
С тех пор Пелагея Куренная регулярно поёт на сцене Мариинского театра в качестве солистки в партиях Барбарины («Свадьба Фигаро» Моцарта), Прилепы («Пиковая дама» Чайковского), Флоры («Поворот винта» Бриттена), Фраскиты («Кармен» Бизе), Лауретты («Обручение в монастыре» Прокофьева), Сенной девушки («Царская невеста» Римского-Корсакова) и «Дуняши» (Война и мир» Прокофьева).
Коллектив был создан в 1944 году на базе Московского хорового училища одним из самых авторитетных русских хоровых дирижеров, профессором Московской консерватории, руководителем Русского народного хора Александром Свешниковым (1890–1980). С 1992 года хор мальчиков входит в состав сводного хора Академии хорового искусства имени В. С. Попова.
Хор мальчиков неоднократно завоевывал призы на престижных международных конкурсах, участвовал в крупнейших музыкальных фестивалях и важнейших культурных событиях (например, в церемонии открытия и закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи). Коллектив регулярно выступает в лучших концертных залах в России и за рубежом – в Германии, Австрии, Англии, Бельгии, Нидерландах, Греции, Канаде, Испании, Италии, США, Японии, Китае.
История хора богата именами и событиями. Специально для хора мальчиков создавали свои произведения Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович. Хор сотрудничал с выдающимися дирижерами, в числе которых Николай Голованов, Евгений Мравинский, Самуил Самосуд, Игорь Маркевич, Герман Абендрот, Кирилл Кондрашин, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Рудольф Баршай, Дмитрий Китаенко, Джансуг Кахидзе, Саулюс Сондецкис, Неэме Ярви.
С хором выступали мастера оперной сцены Иван Козловский, 3ара Долуханова, Иван Петров, Ирина Архипова, Елена Образцова, Монтсеррат Кабалье, Дмитрий Хворостовский, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Чечилия Бартоли, Паата Бурчуладзе, Анджела Георгиу, Мария Гулегина, Жозе ван Дам, Сергей Лейферкус и другие.
В наши дни хор регулярно выступает в содружестве с прославленными оркестрами и дирижерами, в числе которых Национальный филармонический оркестр России и ГКО «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, БСО имени П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева, ГСО «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского, Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва, МГАСО под управлением Павла Когана.
Репертуар коллектива охватывает всю жанровую палитру мировой хоровой музыки: от старинных духовных русских и западноевропейских песнопений до сочинений композиторов XX–XXI вв. Хор мальчиков неоднократно принимал участие в исполнении масштабных вокально-симфонических произведений, таких как Девятая симфония Бетховена, Третья и Восьмая симфонии Малера, Te Deum Пендерецкого, оратория «Христос» Листа, оратория «Жанна д’Арк на костре» Онеггера, «Военный реквием» Бриттена, «Всенощное бдение» Рахманинова.
Выпускники училища, прошедшие школу хора мальчиков, составили целую плеяду замечательных музыкантов нашей страны. Это композиторы Родион Щедрин, Александр Флярковский, Ростислав Бойко, Эдуард Артемьев, Валерий Кикта, Владислав Агафонников; дирижеры Александр Юрлов, Владимир Минин, Виктор Попов, Евгений Тытянко, Игорь Раевский, Андрей Кожевников, Эдуард Серов, Лев Конторович, Леонид Николаев; педагоги и музыкально-общественные деятели Борис Куликов, Станислав Калинин и многие другие.