«Великий учитель музыкальной правды» Александр Сергеевич Даргомыжский – одна из ключевых фигур в становлении русской композиторской школы.
Его творчество стало своеобразным мостом между М. И. Глинкой и композиторами «Могучей кучки». Именно Даргомыжский дал начало творческим
исканиям М. П. Мусоргского, а затем Д. Д. Шостаковича и его
современников. Его психологизм и тяготение к интонациям городских жанров
открыли эту малоосвоенную «кучкистами» область музыки для П. И. Чайковского. Пристальное внимание к внутреннему миру героев, к сюжетам об «униженных и оскорбленных» созвучны также веризму, которому ещё
только предстояло появиться в Италии конца XIX века.
Даргомыжский
стал основоположником реалистического направления в русской музыке,
тяготея к драматически-насыщенным сюжетам, к интонациям русских песен и
городских романсов, к поэзии А. С. Пушкина. Пушкинское слово привело
композитора к поиску новых средств выразительности – и, прежде всего,
нового типа мелодии. Он стремился к воспроизведению живых интонаций
человеческой речи, и своё творческое кредо сформулировал в афористической фразе: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу
правды». Даргомыжский создал две оперы на пушкинские сюжеты: первую
русскую лирико-психологическую бытовую драму «Русалка» и новаторскую
речитативную оперу «Каменный гость», а также кантату «Торжество вакха» и
несколько романсов, среди которых такие вершины жанра, как «Я вас
любил», «Восточный романс», «Что в имени тебе моём», «Ночной зефир». К романсам композитор обращался на протяжении всей жизни, и они стали для
него своеобразной «творческой лабораторией». Здесь А. С. Даргомыжский
реализует свои новаторские искания, существенно расширяя не только все
средства музыкального языка, но и сам жанровый диапазон – вплоть до
театрализованных сценок и сатирических песен. Каждый сюжет – это
целостная драматическая миниатюра, где в ёмкой лаконичной форме переданы
подчас самые сильные эмоции. Б. В. Асафьев писал о Даргомыжском: «Он
стремится ухватить моменты решительные: напряжение страсти,
драматический конфликт, острый миг горя, ужаса и боли. […] Даргомыжский
оказался смелее и разностороннее Глинки, потому что был композитором,
заставшим другую эпоху и инстинктивно её отразившим в своих изумительных
романсах».
Умение создавать яркие характеристики, рельефные и при этом естественные мелодии принесло композитору любовь певцов и слушателей. Его оперы и романсы оказались близки культурным веяниям ХХ века с их стремлением к правде жизни и воплощению народного духа.