Даргомыжский – «Русалка». Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Даргомыжский – «Русалка».
    Большой симфонический оркестр
    имени П. И. Чайковского

    23 сентября 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Даргомыжский
    (200 лет со дня рождения)
    «Русалка» (первая русская музыкальная драма)

    12+

    «Великий учитель музыкальной правды» Александр Сергеевич Даргомыжский – одна из ключевых фигур в становлении русской композиторской школы. Его творчество стало своеобразным мостом между М. И. Глинкой и композиторами «Могучей кучки». Именно Даргомыжский дал начало творческим исканиям М. П. Мусоргского, а затем Д. Д. Шостаковича и его современников. Его психологизм и тяготение к интонациям городских жанров открыли эту малоосвоенную «кучкистами» область музыки для П. И. Чайковского. Пристальное внимание к внутреннему миру героев, к сюжетам об «униженных и оскорбленных» созвучны также веризму, которому ещё только предстояло появиться в Италии конца XIX века.

    Даргомыжский стал основоположником реалистического направления в русской музыке, тяготея к драматически-насыщенным сюжетам, к интонациям русских песен и городских романсов, к поэзии А. С. Пушкина. Пушкинское слово привело композитора к поиску новых средств выразительности – и, прежде всего, нового типа мелодии. Он стремился к воспроизведению живых интонаций человеческой речи, и своё творческое кредо сформулировал в афористической фразе: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Даргомыжский создал две оперы на пушкинские сюжеты: первую русскую лирико-психологическую бытовую драму «Русалка» и новаторскую речитативную оперу «Каменный гость», а также кантату «Торжество вакха» и несколько романсов, среди которых такие вершины жанра, как «Я вас любил», «Восточный романс», «Что в имени тебе моём», «Ночной зефир». К романсам композитор обращался на протяжении всей жизни, и они стали для него своеобразной «творческой лабораторией». Здесь А. С. Даргомыжский реализует свои новаторские искания, существенно расширяя не только все средства музыкального языка, но и сам жанровый диапазон – вплоть до театрализованных сценок и сатирических песен. Каждый сюжет – это целостная драматическая миниатюра, где в ёмкой лаконичной форме переданы подчас самые сильные эмоции. Б. В. Асафьев писал о Даргомыжском: «Он стремится ухватить моменты решительные: напряжение страсти, драматический конфликт, острый миг горя, ужаса и боли. […] Даргомыжский оказался смелее и разностороннее Глинки, потому что был композитором, заставшим другую эпоху и инстинктивно её отразившим в своих изумительных романсах».

    Умение создавать яркие характеристики, рельефные и при этом естественные мелодии принесло композитору любовь певцов и слушателей. Его оперы и романсы оказались близки культурным веяниям ХХ века с их стремлением к правде жизни и воплощению народного духа.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Джузеппе Верди. Опера «Трубадур»

    17.03.2015

    В программе:
    Верди
    Опера «Трубадур» в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Энгельберт Хумпердинк
    (160 лет со дня рождения).
    «Гензель и Гретель» – опера в концертном исполнении

    Режиссерская версия

    26.02.2015

    В программе:
    Хумпердинк
    (160 лет со дня рождения)
    «Гензель и Гретель» – опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Цикл просветительских концертов
    «Владимир Юровский дирижирует
    и рассказывает».
    Истории с оркестром. Похитители огня

    Режиссерская версия

    08.06.2014

    В программе:
    Бетховен
    Балет «Творения Прометея»
    Орф
    «Прометей» по трагедии Эсхила (фрагменты)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Картинки с выставки»

    17.04.2014

    В программе:
    Мусоргский
    (К 175-летию со дня рождения)
    «Картинки с выставки» – сюита
    Сцены и арии из опер, песни, романсы

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    К 70-летию МГАСО
    под управлением Павла Когана

    28.03.2014

    В программе:
    Бетховен
    Симфония № 4
    Берлиоз
    Траурно-триумфальная симфония

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Дж. Верди. «Симон Бокканегра»,
    опера в концертном исполнении

    21.03.2014

    В программе:
    Верди
    (200 лет со дня рождения)
    «Симон Бокканегра», опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Дж. Верди (200 лет со дня рождения):
    «Дон Карлос», опера
    в концертном исполнении

    27.02.2014

    В программе:
    Верди
    (200 лет со дня рождения)
    «Дон Карлос», опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    БСО имени Чайковского, Екатерина Мечетина (фортепиано)

    06.03.2014

    В программе:
    Бетховен
    Увертюра «Освящение дома»
    Гайдн
    Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор
    Шуберт
    Симфония № 5

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Обыкновенное чудо

    08.01.2014

    В программе:
    Гладков
    «Обыкновенное чудо», мюзикл (авторская версия для симфонического оркестра).
    Либретто и стихи Юлия Кима по мотивам пьесы Евгения Шварца

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Под покровом музыки.
    Государственный академический
    Большой симфонический оркестр
    имени П.И.Чайковского,
    Владимир Федосеев,
    Александр Князев

    20.12.2013

    В программе:
    А. Хачатурян
    (110 лет со дня рождения)

    Сюита из музыки балета «Гаянэ»
    Сюита из музыки балета «Спартак»
    Сюита из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»
    Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром