В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
Тимофей Калашник (ксилофон)
Антонио Грамши (ударные)
Павич
«Обед на польский манер» (фрагмент)
И. С. Бах, Лист, Дебюсси,
П. Чайковский, Равель, Бородин
Народные инструментальные наигрыши. Шотландский рил
Абонемент №225:
Сказки на все времена
С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.
23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.
Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.
Талант, опыт, мастерство — три составляющие
абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося
музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на
протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки —
загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный,
научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце».
Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу
композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого
представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла
на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной
аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени
Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца
съездов.
Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.
Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.
Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.
Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы — сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.
Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.
За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».
Павел Студенников родился в 1983 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию в классе Л.Лебедева (2007).
Лауреат II Международного конкурса-фестиваля «Современное искусство и образование» (Москва – Руза, 2007, III премия), Международного фестиваля-конкурса духовых ансамблей Diffwinds V (Дифферданж, Люксембург, 2004, Гран-при), IV Международного Конкурса-фестиваля славянской музыки (Москва, 2008, I премия).
Павел Студенников – яркий солист, ансамблист, музыкант, обладающий красивым звуком, интерпретатор музыки разных эпох и стилей. Участник ансамбля, лауреата международных конкурсов, квартета флейт «Сиринкс» и ансамбля флейт Grand Flute Ensemble.
Музыкант выступал на таких площадках, как Большой, Малый и Рахманиновский зал Московской консерватории, Концертный зал им. Чайковского, зал Театрально-концертного центра Павла Слободкина, Концертный зал на Пречистенке, Концертный зал имени А.К.Глазунова, залы Самарской, Костромской и Тольяттинской филармоний, Большой зал Мюнхенской филармонии и другие.
Регулярно выступает на фестивалях, как в России, так и ближнем Зарубежье и в Европе, среди которых фестиваль современной музыки «Московская осень», Узедомский фестиваль русской музыки в Германии, фестиваль «Григ, Сибелиус и скандинавская культура», «Россия молодая», «Памяти С.С. Прокофьева» (Москва), благотворительного фестиваля В.Спивакова «Москва встречает друзей», IV Фестиваля «Международная неделя консерваторий» (2004, Санкт-Петербург) и других. В составе квартета «Сиринкс» принимал участие в фестивале университетов «Пермь – Европа» (Пермь), Международном молодежном музыкальном фестивале «Музыка на воде», посвященном 300-летию Петергофа, Международном фестивале-конкурсе камерной музыки «Краснодарская камерата» (Краснодар), Втором фестивале арфового искусства России «Композитор и арфа» (Москва), Международном фестивале современной музыки Music Marine Fest (Одесса), Ars Longa, (Москва), фестивального проекта Санкт-Петербургского Дома Музыки «Река талантов». В составе Молодёжного симфонического оркестра Поволжья (худ. руководитель А.Левин) неоднократно выступал на фестивале «Летние музыкальные вечера на Волге» (Тольятти, Самара, Ульяновск, Ижевск, Чебоксары).
Ариадна Анчевская родилась в 1971 году в г. Орджоникидзе (ныне – Владикавказ) в семье профессиональных музыкантов. С 5 лет начала учиться игре на скрипке у профессора Л. В. Анчевской. Закончила с отличием Владикавказское училище искусств, Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс профессора Эдуарда Грача) и аспирантуру при ней.
После окончания была приглашена в качестве ассистента Э. Грача, а с 1999 года ведет собственный класс в Московской консерватории. Почти все её студенты – победители различных международных конкурсов.
Впервые А. Анчевская победила на Республиканском конкурсе в возрасте 10 лет, затем неизменно завоевывала первые места на национальных конкурсах скрипачей, среди них: Первый Всероссийский конкурс скрипачей в Новосибирске (1989), Международный конкурс скрипачей в г. Дуэ (Франция, 1993), Первый Всероссийский открытый конкурс камерных ансамблей им. С И. Танеева в Калуге (1999). В 2004 году Ариадна Анчевская завоевала Золотой Кубок Международного фестиваля в Корее.
С 1990 по 2003 г. Аридна Анчевская играла в составе Камерного оркестра «Московия» (с 1996 года была концертмейстером оркестра), а также выступала с коллективом как солистка. В последние годы в творческом союзе с пианистом Алексеем Стародубровским ею были подготовлены и с большим успехом более 15 различных концертных программ. Концерты скрипачки с большим успехом проходили в лучших концертных залах России и Европы, а также в Корее, Вьетнаме, Израиле, Египте, Китае и других странах.
Богатый репертуар артистки включает более 30 концертов для скрипки с оркестром и другие произведения. Она постоянно выступает с российскими и зарубежными симфоническими коллективами с такими дирижерами, как В. Гергиев, М. Эрмлер, Д. Орлов, Д. Алексеев, В. Зива, В. Понькин, Ф. Мансуров, А. Ведерников, А. Дмитриев, Л. Николаев, К. Кримец и др. В творческой биографии скрипачки – работа с Вероникой Дударовой, Евгением Светлановым, Иваном Шпиллером, Арнольдом Кацем, Павлом Ядыхом, дирижерами из Польши, Франции, Греции, Египта, Италии, США.
В 2003 году Ариадна Анчевская удостоена звания «Заслуженная артистка России».
Федор Амиров родился в 1981 году в Димитровграде Ульяновской области. Обучение музыке начал в г. Набережные Челны. Затем учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории как пианист и композитор, где его преподавателями были Т.Николаева, Е.Малинин, С.Доренский, Т.Чудова. В 2000-2005 годах обучался в Московской консерватории в классе профессора С.Л.Доренского, у которого окончил и аспирантуру.
Победитель Международного конкурса юных пианистов им. Шопена в Москве (1996), лауреат XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2007), им. Рахманинова (в Москве и США), международных конкурсов в Хахамацу (Япония), им. Виотти в Верчелли (Италия), конкурса исполнителей современной музыки им. О.Мессиана в Париже и др.
Федор Амиров в течение нескольких сезонов участвует в «Программе продвижения молодых исполнителей» Московской филармонии. Выступает в филармонических залах Москвы, активно гастролирует в городах России, в Беларуси, Украине, Японии, Южной Корее, Испании, Италии, Франции, Великобритании, Германии, Польше. Выступал с Государственным симфоническим оркестром России, Российским Национальным оркестром, Оркестром русских народных инструментов им. Осипова, Симфоническим оркестром Республики Татарстан, оркестром Французского радио, Токийским симфоническим оркестром. Партнерами Федора Амирова были такие прославленные дирижеры, как М.Горенштейн, М.Плетнев, Н.Калинин, Мюнг Ван Чунг, Ф.Мастранжело и другие.
Пианист — участник фестивалей «Новый век российского пианизма» (Москва-Париж, 1999-2000), «Родион Щедрин — автопортрет» (Москва, 2000), «Другое пространство» (Москва, 2009), а также различных экспериментальных музыкальных и сценических проектов (в сотрудничестве с театром-лабораторией «Школа драматического искусства», рок-группой «Рада & Терновник», Московским международным Домом музыки).
Федор Амиров — нестандартный, весьма оригинальный художник и мыслитель, преодолевающий в своем творчестве многие сложившиеся каноны и стереотипы. Не случайно в его репертуаре большое место занимает музыка композиторов ХХ века (в том числе и редко звучащая в России), современных авторов. С не меньшим успехом пианист исполняет произведения классической и романтической эпох, а также собственные сочинения. Неоднократно записывался на компакт-дисках, радио и телевидении.