В продаже абонемент Musica sacra nova
26 марта 2019
Камерный зал Филармонии
схема проездаОльга Власова (сопрано)Алексей Коханов (баритон)Игорь Витковский (бас)Марина Рубинштейн (флейта)Глеб Хохлов (скрипка)Юлия Мигунова (виолончель)
Людмила Михайлова (сопрано)Екатерина Коломина (меццо-сопрано)Владимир Красов (бас)
Лаборатория «КоОПЕРАция»
Художественный руководитель – Екатерина Василёва
Видеохудожник – Андрей Сиробаба
Звукорежиссер – Ильнур Габидуллин
Абонемент №139:
«Миры современной музыки». Концерты-лекции
Современная музыка – явление удивительно разнообразное и многообразное. В ней есть места всему: от радикального новаторства и эксперимента до традиционализма и консерватизма. Картина складывается не только многополярная, многоликая, но и противоречивая, полная антагонизмов и противоположностей. Цикл лекций-концертов музыковеда Рауфа Фархадова и ГАМ-АНСАМБЛЯ (Галерии актуальной музыки – художественный руководитель Олег Пайбердин), рассчитанный на широкий круг музыкальной аудитории, посвящён самым разным композиторским именам, стилям, технологиям и направлениям. И возможно, посетив лекции-концерты, что-то в современной музыке станет ближе и понятнее, а что-то, напротив, отдалится и не примется. Приходите и решайте сами.
«КоOPERAция» – независимый творческий и образовательный проект, не имеющий аналогов в России. Лаборатория была придумана московским режиссером Екатериной Василёвой и реализуется при поддержке Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Цель проекта – вовлечение молодых авторов в сферу музыкального театра, создание и продюсирование новых оперных сочинений, исследование границ оперного жанра и законов современного музыкального театра через анализ актуальных проблем живого театрального процесса.
ГАМ-Ансамбль — коллектив с прочной профессиональной репутацией, широко известный и уважаемый, неизменно востребованный и давно зарекомендовавший себя как один из лучших интерпретаторов зарубежной и российской музыки XX-XXI веков. Коллектив, который почитают за честь пригласить к себе престижные фестивали новой музыки, музеи, концертные залы, международные организации, консерватории и центры современного искусства. Коллектив, рождающий оригинальные проекты, исполняющий много премьерных опусов, впечатляющий разнообразием и охватом различных композиторских манер и стилистик.
Что уж говорить о многоплановости творческой стратегии ГАМ-Ансамбля. Это и постмодернистский сплав, постмодернистское стремление соединить, зачастую даже в одном концерте, чистоту сольной традиции, академизм камерного жанра, строгость ансамблевого исполнения с парадоксальностью перформансов, концептуальным эпатажем, свободой импровизаций, своеобразным музыкальным комментированием известных фильмов и анимаций, непредсказуемостью инструментального театра. Это и открытие новых композиторских имён, когда, во многом, благодаря ГАМ-Ансамблю реализуются творческие планы и возможности молодых российских авторов. Не случайно ГАМ стал первым в стране, кто ввёл практику ежегодного приглашения «композиторов-резидентов». Тех, за кем будущее и кто прокладывает (ищет) свежие музыкальные пути и дороги. Это и целенаправленный интерес к исполнению того, что создано только что, «здесь и теперь» — отсюда и акцентирование в названии коллектива актуальной музыки. Это и неизменное желание мультимедийного синтеза, стыка различных видов (жанров) искусств, пересечения в едином пространстве разного и противоположного, порой не сочетаемого и невообразимого. Это и… И всё-таки, для меня ГАМ, прежде и более всего, пропагандист и просветитель новой музыки. Чаще — сложной, неоднозначной, требующей немалых эмоциональных и интеллектуальных усилий, трудной на слух и в начале неясной, странной. Реже — легко принимаемой, понимаемой и одобряемой. Наверное, поэтому, ГАМ — из тех редких коллективов, кто в своих выступлениях регулярно применяет и вводит практику лекторского или авторского комментария, превращая концерт в увлекательную и интригующую историю новой музыки.
Некогда композитор Сергей Павленко сказал: «Каждый концерт ГАМ-Ансамбля — либо Событие, либо Явление».
Рауф Фархадов
Рауф Фархадов – музыковед, доктор искусствоведения, председатель Ассоциации современной музыки.
Родился в 1957 году в Баку. В 1975 году окончил Бакинскую специальную музыкальную школу, в 1980-м – Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибекова, в 1987-м – аспирантуру Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Валентины Холоповой).
В конце 1980-х вел курс современной музыки в Бакинской консерватории, в те же годы был заведующим отделом музыкальных театров и хореографии в Азербайджанском союзе театральных деятелей. В начале 1990-х переехал в Москву. В 2000-х – колумнист портала Kultura.az. Регулярно печатается в ведущих научных и музыкальных журналах Москвы.
Арт-директор, куратор и модератор международных фестивалей современной музыки в Москве и Баку. Автор книг и статей о новой академической, электронной и джазовой музыке. Автор и ведущий ряда проектов Московской филармонии. Член приемной комиссии и правления Союза московских композиторов.
Ансамбль «Галерея актуальной музыки» | GAMEnsemble создан в 2010 году композитором Олегом Пайбердиным. В репертуаре ансамбля – произведения классиков отечественного и зарубежного авангарда XX века. Основная миссия коллектива – исполнение новой музыки с акцентом на произведениях, написанных за последние 20 лет. Одна из главных задач ансамбля – развитие актуальных областей современного музыкального творчества, где сосуществуют новейшая камерная музыка, импровизация, визуально-акустические перформансы и видеоарт. Среди партнеров коллектива – композиторы, художники, хореографы, режиссеры, аниматоры, мастера слова и театра. Ансамбль – постоянный участник фестивалей и абонементов Московской филармонии «Другое пространство», «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «Живая дорожка», «Миры современной музыки», «Связь времён».
Коллектив тесно сотрудничает с Союзом композиторов России, Московским Союзом композиторов, Санкт-Петербургским центром современной академической музыки reMusik.org, Российским национальным музеем музыки, Государственным музеем истории ГУЛАГа, Культурным центром ЗИЛ, Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), Благотворительным фондом Юргенсона, Гёте-институтом, Польским культурным центром в Москве, Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция» в Москве, Новосибирской, Нижегородской и Уральской консерваториями, Барнаульской, Бурятской, Калининградской, Новосибирской, Свердловской, Сургутской, Хакасской филармониями, Музеем современного искусства PERMM в Перми, Галереей современного искусства «Стерх» в Сургуте. Ансамбль многократно гастролировал в городах России (Барнаул, Екатеринбург, Кемерово, Москва, Новосибирск, Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург, Сургут, Томск, Сыктывкар, Улан-Удэ) и за рубежом (Франция, Польша, Украина, Казахстан).
2017–2022: GAMEnsemble – постоянный партнер творческого образовательного проекта для молодых композиторов и драматургов «Лаборатория КоOPERAция» (совместно с Московским академическим Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).
В 2012 году проект «GAMEnsemble: Новая Россия – Новая Европа» получил поддержку Музыкального фонда Эрнста фон Сименса (Ernst von Siemens Musikstiftung, Германия) и был включен в программу «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры Российской Федерации. Одна из программ коллектива по поддержке молодых авторов – приглашение ежегодных «композиторов-резидентов» (подобная инициатива в России появилась впервые). Гостями GAMEnsemble становились композиторы Александр Хубеев (2011), Любовь Терская (2012), Сергей (Сэ Хёнг) Ким (2013), Николай Попов (2015), Андрей Бесогонов (2018), Олег Гудачев (2019), Алина Подзорова (2023).
В 2019 году на лейбле reMusik.org вышел компакт-диск «GAME: Начало» с произведениями, специально написанными для ГАМ-Ансамбля. В 2020 году коллектив отметил 10-летие.
Алексей Потапов – исполнитель на классической гитаре и электрогитаре. Родился в Волгоградской области. Окончил колледж при Волгоградской государственной консерватории имени П. А. Серебрякова (класс доцента Сергея Матохина), Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Александра Фраучи и Дмитрия Илларионова) и ассистентуру-стажировку Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (специальность «Оркестр современной музыки», руководитель – профессор Владимир Тарнопольский). Лауреат международных конкурсов.
Выступал с ансамблями «Студия новой музыки», «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-ансамбль), Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, оркестром Московского театра оперетты и другими коллективами.
Принимал участие в фестивалях новой музыки «Московский форум», «Другое пространство», reMusik, Opus 52, гитарном фестивале Tabula Rasa и других. Сотрудничает с современными композиторами, участник российских и мировых премьер. Принимает участие в различных экспериментальных проектах и перформансах, в спектаклях «Мама», «Это все она» и «Дневник Алёны Чижук» театра «Центр драматургии и режиссуры» и постановке «Норма» Театра на Бронной (с музыкой Алексея Ретинского).