Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

    3 апреля 2018

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    12+

    Абонемент №163:

    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин». Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV-XVIII вв.

    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»

    Творчество ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» представляет собой особую сферу современного хорового исполнительского искусства. Коллектив создает уникальные программы на грани жанров, сочетая музыку с элементами драматического действия, академическую хоровую стилистику и богослужебное пение. В исполнении «Сирина» древние церковные распевы обретают современное звучание, сохраняя свое высокодуховное эмоциональное наполнение.

    Ансамбль «Сирин» создан в 1989 году Андреем Котовым – известным певцом, хормейстером и фольклористом, посвятившим много лет изучению русской народной и церковной музыки. Коллектив назван по имени райской птицы с головой девы, что поет «неизреченные песни о спасшихся душах». Таким образом, творчество ансамбля изначально было связано с постижением духовных основ фольклора и христианской музыки. На этом сочетании народного и церковного зиждется особая вокальная манера певцов: яркий, насыщенный звук и сдержанные, аскетичные мелодии. Именно поэтому особое место в репертуаре «Сирина» занимают духовные стихи – «пограничный» жанр духовного содержания, где присутствуют и клерикальные стихотворно-музыкальные приемы, и достаточная свобода самовыражения автора. Духовные стихи отличаются разнообразием форм, причудливым смешением музыкальных традиций разных времен и народов.

    Программы ансамбля драматургически-выстроены, наполнены действием и движением. Главный смысл – не в красивой аутентичной «картинке», а в глубинном постижении верующим человеком сакральных тайн. Таким образом, выступления «Сирина» превращаются в некое живое действо, где главным героем выступает человек, с его переживаниями, смятениями и духовными озарениями.

    Большую часть репертуара ансамбля составляют богослужебные песнопения XV-XVIII веков: знаменный, путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосье, ранний партес, монастырские распевы, партесный концерт.

    В разные годы коллективом созданы программы «Христос рождается, славите!» (в нее вошли Богослужебные песнопения Рождественской службы XVI-XVII вв., духовные стихи, христославия, народная драма «Смерть царя Ирода»); «Путник» (духовные песни бродячих лирников, народные распевы духовных стихов, авторские распевы «Сирина»); «Весна покаяния» (песнопения Великого Поста XV-XVIII вв., монастырские покаянные песнопения, духовные стихи); «Новое небо, новая земля» (Рождение, Крещение, Жизнь, Смерть, Воскресение); «Рождество Богородицы» (духовные песнопения на Рождество Богородицы, Богородичные народные духовные стихи); «Стих о Пресветлом Рае».

    В 2000 году было реконструировано «Пещное действо» – древний русский церковный обряд о сожжении трех отроков. Уникальная сценическая работа была с большим успехом показана на Всемирной театральной олимпиаде в Москве. В 2010 году в Польше, а затем на фестивале в Ярославе состоялась мировая премьера полной версии «Пещного действа» совместно с польскими исполнителями.

    «Сирин» много и плодотворно сотрудничает с композиторами и режиссерами. Специально для него созданы «Плач Иеремии», «Заповеди Блаженств», «Игры ангелов и людей» Владимира Мартынова, «Музыка для Рождества», «Слово» Павла Карманова, музыка к спектаклю «Шинель» Александра Бакши. Среди режиссеров, работавших с коллективом, – Анатолий Васильев («Плач Иеремии», «Моцарт и Сальери»), Валерием Фокиным («Шинель»), Кама Гинкас («Нелепая поэмка»).

    Один из ярких проектов «Сирин» осуществил со знаменитым Кронос-квартетом, представив в Светлановском зале Московского международного Дома музыки российскую премьеру произведения Sun rings Терри Райли, сопровождавшуюся видеорядом на экране (2006).

    Помимо больших программ ансамбль «Сирин» выступает с камерными концертами, в которых принимают участие мужская или женская группы коллектива, трио, квартет, солисты.

    Ансамбль много гастролирует в России и за рубежом. Только в последние годы коллектив выступал в Эстонии, Чехии, Португалии, Франции, Англии, Индии, Бразилии, Америке, Польше. «Сирин» был специальным гостем Восьмого хорового конгресса азиатских стран в Пекине, участником Первого европейского симпозиума хоровой музыки в Любляне, Всемирного симпозиума хоровой музыки в Роттердаме, фестиваля старого Лиона, Музыка Сакра в Марктобердорфе и Маастрихте. Ансамбль выступал на фестивалях «Иль де Франс», международном фестивале хоровой музыки в Корке (Ирландия), фестивале духовной музыки во Фрибуре (Швейцария), Рождественском фестивале в Бангкоке, «Европалии» в Бельгии.

    Творчество ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» не исчерпывается концертными программами, полусценическими постановками и звукозаписями: коллектив постоянно ведет исследовательскую работу, организует просветительские проекты и лекции, мастер-классы.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    И. С. Бах. «Страсти по Иоанну»

    14.12.2018

    Бах «Страсти по Иоанну» для солистов, хора и оркестра, BWV 245

    В программе:
    И. С. Бах
    «Страсти по Иоанну» для солистов, хора и оркестра, BWV 245

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Мюнхенский баховский хор,
    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Хансйорг Альбрехт

    Режиссерская версия

    27.10.2018

    Бах Месса для солистов, хора, оркестра и basso continuo си минор, BWV 232

    В программе:
    И. С. Бах
    Месса для солистов, хора, оркестра и basso continuo си минор, BWV 232

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    И. С. Бах — Магнификат
    В. А. Моцарт — Реквием

    Режиссерская версия

    17.11.2017

    Бах Магнификат для солистов, хора и оркестра pе мажор, BWV 243

    В программе:
    И. С. Бах
    Магнификат для солистов, хора и оркестра pе мажор, BWV 243
    Моцарт
    Реквием для солистов, хора и оркестра, K 626

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Бах-ансамбль» Гельмута Риллинга

    Режиссерская версия

    07.12.2016

    В программе:
    И. С. Бах
    «Рождественская оратория» для солистов, хора и оркестра (Кантаты №№ 1, 2, 3, 6)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Г. Ф. Гендель – «Мессия»

    16.04.2017

    В программе:
    Гендель
    «Мессия» – оратория для солистов, хора и оркестра

    Камерный зал Филармонии

    Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

    13.03.2016

    Камерный зал Филармонии

    Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

    29.11.2015

    Камерный зал Филармонии

    Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

    23.10.2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    И. С. Бах (к 330-летию со дня рождения).
    Месса си минор

    Режиссерская версия

    10.11.2015

    В программе:
    И. С. Бах
    (к 330-летию со дня рождения)
    Месса си минор для солистов, хора и оркестра

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    И. С. Бах — «Страсти по Матфею»

    12.03.2016

    В программе:
    И. С. Бах
    «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, BWV 244