Тина Георгиевская вокал
Мария Шенталинская исторические народные иструменты
В программе:
«Духовные стихи про человека»Из областей России, Украины и БелоруссииТина Георгиевская вокал
Мария Шенталинская исторические народные иструменты
В программе:
«Духовные стихи про человека»Из областей России, Украины и БелоруссииДуховные стихи и народные христианские песнопения были популярным жанром в дореволюционной России. Их пели во время постов и церковных праздников, исполняли в благочестивых семьях в деревне и в городе, в мужских и женских монастырях, стихи эти звучали в исполнении бродячих певцов, их мелодии и тексты служили материалом для творчества поэтов и композиторов.
Прежде всего, жанр духовных стихов специфичен не мелодикой, а текстами, и человек непосвященный, услышав само название «Духовные стихи», не поймет, что речь идет еще и о некоей музыкальной форме. Сами народные исполнители считают главным в духовных стихах слово, что принципиально отличает этот жанр от народной песни. Даже терминологически певцы часто разделяют характер своего исполнения: песню «играют», а стихи «поют».
Поэтому трудно идентифицировать духовные стихи по напеву – мелодия может принадлежать фактически любому народно-песенному жанру: былине или романсу, колыбельной, плясовой; равно возможны и простейшая попевка календарной песни, и развитая мелодика баллады. С точки зрения фольклористики духовные стихи можно было бы рассматривать как своеобразную хрестоматию, каталог народной музыкальной культуры, где представлены самые разнообразные жанры.
С самого начала духовные стихи несли просветительскую, апостольскую миссию, служили «переводом» христианской книжной культуры на понятный народный язык. Христианские миссионеры для своей проповеди использовали всю атрибутику и знаковую систему традиционной культуры, специфичную для того народа, которому они несли Благовестие. Так и духовные стихи усваивали музыкальный и образно-поэтический язык народа, вплетаясь в ткань фольклорной культуры. Один из первых исследователей духовных стихов Ф. Буслаев так определил их основное значение: «Что касается до духовного стиха, то в нем наши предки нашли примирение просвещенной христианской мысли с народным поэтическим творчеством».
В программе – духовные стихи разного времени, различных народно-музыкальных жаров, стихи письменной и устной традиции из разных областей России, Украины и Белоруссии, из разных социальных слоев – нищенских, казачьих, монашеских, крестьянских…
В Церковной жизни есть некое встречное движение – от Бога к человеку и от человека к Богу. Желанием исполнителей было обозначить направление этого движения.
С одной стороны, духовные стихи это песни о святых и грешных, о подвигах и покаянии, стихи, пересказывающие евангельские притчи и жития святых. И во всех них одна общая мысль, – человек на земле есть «странник и пришелец».
С другой – это сюжеты, отражающие народные представления о рае, духовные стихи о Матери Божьей, о Рождестве, Страстях и Воскресении Христа. О стремлении души вырваться из «страстного пленения», чтобы чистым сердцем «видеть Бога в небесах».