«Думая о В.Хлебникове». Владимир Тарасов (ударные, голос, Литва) : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Думая о В.Хлебникове». Владимир Тарасов (ударные, голос, Литва)

    20 июня 2010

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда

    Исполнитель:

    Владимир Тарасов (ударные, голос) /Латвия/

     

    В программе:

    «Думая о В.Хлебникове» – визуально-акустический проект для голоса, ударных и звуковой дорожки

    Звуковая дорожка: «Ур-соната» – Курт Швиттерс, Германия

    Премьера проекта «Думая о Хлебникове» состоялась в марте 2009 на международном фестивале современной музыки MaerzMusik в Берлине. Источником всего здесь является поэзия, причем не только Велимира Хлебникова. В конце звучит историческая запись, голос немецкого поэта и художника Курта Швиттерса — образец его заумной «звуковой поэзии», фрагмент из «Прасонаты», или «Сонаты празвуков» (нем. Ursonate, или Die Sonate in Urlauten). Стихи же Хлебникова не читаются, но подразумеваются. Это, можно сказать, виртуальное ритмическое пространство. По мнению В. Тарасова, в стихотворении «Кузнечик» с его звукописью звенящих фонем Хлебников практически написал соло перкуссии, и это лишь один из примеров.

    Глубинное ритмическое пространство Тарасова оказалось во многом созвучным Хлебникову, которым он зачитывался с 16-ти лет. От Хлебникова идет и его особое отношение к тишине как некоему эзотерическому звуку между реальными звуками, к таинству перехода от звука к тишине и от тишины к звуку; его любовь к эфемерным, призрачным звучаниям… На экране в течение всего вечера демонстрируется видеоинсталляция В.Тарасова — сначала как бы тиражированная (в духе минимализма) раскрытая книга с самопроизвольно переворачивающимися страницами; затем она же в единственном экземпляре. Аудитория как бы знакомится с ее содержанием в процессе исполнения. И образ книги в хлебниковской поэзии — тоже один из центральных.

    Ирина Северина

    Тарасов Владимир

    Владимир Тарасов (1947) — известный перкуссионист и композитор. Родился в Архангельске, с 1968 живет в Вильнюсе. В составе Литовского симфонического оркестра и других симфонических, камерных и джазовых коллективов выступал в Литве, Европе и США. В течение 15 лет он играл в составе знаменитого джазового трио Ганелин — Тарасов — Чекасин (об этом коллективе музыкант написал книгу «Трио», опубликованную в 1998 в издательстве Baltos Lankos). С трио и в сотрудничестве с другими артистами В. Тарасов выпустил более 100 дисков.

    С начала 90-х В. Тарасов выступает с сольными программами для ударных инструментов. Является автором акустических инсталляций в совместных проектах с художниками Ильей Кабаковым, Сарой Флор, Анатолием Белкиным, Каролиной Мотц и др.

    Его проекты — «Музыка воды», «Концерт для мух», «Колокола для святого Казимира», «Ноктюрн для бумаги», «Ах так...», «Звуковые игры», «Рождественский венок», «Шехина», «Ликани», «Красный вагон», «Инцидент в музее», «Инсталляция одиночества», «Все», «Золото болот» и многие другие — были представлены в известных галереях и центрах искусств в Австрии, Германии, Италии, США, Франции, Швеции, Литве, России (в том числе в Русском музее, Государственном «Эрмитаже», Третьяковской галерее, Государственном центре современного искусства). В. Тарасов также пишет музыку для оркестра, театра и кино.

    В 1999-2002 Владимир Тарасов был директором театра Русской драмы в Литве, где осуществил постановку пьесы Drink Up (по В. Ерофееву). Он читает лекции в художественных и музыкальных центрах Берлина, Бремена, Дюссельдорфа (Германия), Орли (Франция), Вильнюса и ведет насыщенную творческую жизнь. В 2009 вышла в свет его книга воспоминаний «Там-там». В том же году он удостоен независимой премии «Триумф».