Рахманиновские дни. Джон Лилл, Оркестр Московской филармонии, Димитрис Ботинис : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

20 октября завершается продажа абонементов. Перейти к списку абонементов

    Рахманиновские дни.
    Джон Лилл, Оркестр Московской филармонии,
    Димитрис Ботинис

    19 апреля 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Рахманинов
    (145 лет со дня рождения)
    «Утёс» – симфоническая фантазия
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

    12+

    Абонемент №6:

    Великие фортепианные концерты

    Джон Лилл

    Джон Лилл единогласно признан одним из ведущих пианистов современности.  За свою почти полувековую карьеру пианист побывал более чем в 50 странах с сольными концертами и выступил в качестве солиста с лучшими оркестрами мира. Ему рукоплескали концертные залы Амстердама, Берлина, Парижа, Праги, Рима, Стокгольма, Вены, Москвы, Санкт-Петербурга, городов стран Азии и Австралии.

    Джон Лилл родился 17 марта 1944 года в Лондоне. Его редкий талант проявился очень рано: первый сольный концерт он дал в 9 лет. Лилл учился в Королевском музыкальном колледже в Лондоне у Вильгельма Кемпфа. Уже в 18 лет он исполнил Концерт  № 3 Рахманинова с оркестром под управлением сэра Адриана Боулта. Вскоре последовал блестящий дебют в Лондоне с Концертом № 5 Бетховена в RoyalFestivalHall. В 1960-х годах пианист стал обладателем множества премий и призов на престижных международных конкурсах. Самым высоким достижением Лилла считается победа на IV Международном конкурсе им. Чайковского в Москве в 1970 году (поделил I премию с В. Крайневым).

    Широчайший репертуар Лилла включает более 70 фортепианных концертов (все концерты Бетховена, Брамса, Рахманинова, Чайковского, Листа, Шопена, Равеля, Щостаковича, а также Бартока, Бриттена, Грига, Вебера, Мендельсона, Моцарта, Прокофьева, Сен-Санса, Франка, Шумана). Он прославился, в частности, как выдающийся интерпретатор сочинений Бетховена. Полный цикл из его 32 сонат пианист не раз исполнял в Великобритании, США и Японии. В Лондоне он дал более 30 концертов на ВВС Proms и регулярно выступает с главными симфоническими оркестрами страны. За пределами Великобритании он гастролировал с Лондонским филармоническим и симфоническим оркестрами, Симфоническим оркестром ВВС, оркестрами Бирмингема, Галле, Шотландским королевским национальным оркестром и Шотландским симфоническим оркестром ВВС. В США — с симфоническими оркестрами Кливленда, Нью-Йорка, Филадельфии, Далласа, Сиэттла, Балтимора, Бостона, Вашингтона, округа Колумбия, Сан-Диего.

    Среди недавних выступлений пианиста — концерты с симфоническим оркестром Сиэттла, оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Лондонским филармоническим и Чешским филармоническим оркестром. В сезоне 2013/2014,  в ознаменование своего 70-летия, Лилл сыграл цикл сонат Бетховена в Лондоне и Манчестере, а также выступил с сольными концертами в BenaroyaHall в Сиэттле, Национальном концертном зале Дублина, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, совершил тур по Великобритании с Королевским филармоническим оркестром (выступив, в том числе, в RoyalFestivalHall), дебютировал с оркестром Национального центра исполнительских искусств Пекина и Венским Тонкюнстлер-оркестром. Снова играл с оркестрами Галле, Национальным оркестром ВВС Уэльса, Шотландским королевским национальным оркестром и Борнемутским симфоническим оркестром.

    В декабре 2013 года Лилл выступил в Москве, на фестивале «Владимир Спиваков приглашает…», исполнив за два вечера все пять Концертов для фортепиано с оркестром Бетховена с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова.

    Многочисленные записи пианиста сделаны на лейблах DeutscheGrammophon, EMI (полный цикл концертов Бетховена с Королевским шотландским оркестром под управлением А. Гибсона), ASV (два концерта Брамса с оркестром Галле под управлением Дж. Лакрана; все сонаты Бетховена), PickwickRecords (Концерт № 1 Чайковского с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Дж. Джадда). 

    Не так давно Лилл записал полное собрание сонат Прокофьева на ASV; полное собрание концертов Бетховена с оркестром Бирмингема под управлением В. Веллера и его же багателей на Chando; Фантазию М. Арнольда на тему Джона Фильда (посвящена Лиллу) с Королевским филармоническим оркестром под управлением В. Хендли на Conifer; все концерты Рахманинова, а также его самые известные сольные сочинения на NimbusRecords.В числе последних записей Джона Лилла — произведения Шумана на лейбле ClassicsforPleasure и два новых альбома на Signumrecords, включающие сонаты Шумана, Брамса и Гайдна. 

    Джон Лилл — почетный доктор восьми университетов Великобритании, почетный член ведущих музыкальных колледжей и академий. В 1977 году он удостоен звания Офицера Ордена Британской Империи, а в 2005-м — Командора Ордена Британской Империи за заслуги в области музыкального искусства.

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов. В сезоне 2019/20 оркестр гастролирует в Великобритании и Германии, в ноябре 2019 года сопровождает выступления конкурсантов на III Всероссийском музыкальном конкурсе по специальности «оперно-симфоническое дирижирование», жюри которого возглавляет Юрий Симонов, традиционно участвует в открытии и закрытии XX Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».

    Димитрис Ботинис

    Димитрис Ботинис родился в 1986 году в Москве в семье известного греческого дирижера Димитриса Ботиниса-старшего, у которого брал первые уроки дирижирования. Учился также игре на скрипке и на альте. В 2011 году окончил с отличием Санкт-Петербургскую консерваторию по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс Юрия Симонова). Победитель и обладатель всех специальных призов Международного конкурса дирижеров имени Антонио Педротти (Италия, 2006); победитель I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (Москва, 2011).

    В 2010 году дебютировал в оперном репертуаре («Иоланта» Чайковского, Театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории). С 2011 года – ассистент дирижера Академического симфонического оркестра Московской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Симонов). С 2015 года возглавляет Академический симфонический оркестр Северо-Кавказской Государственной филармонии имени В. И. Сафонова. 

    Димитрис Ботинис выступает с ведущими российскими коллективами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, БСО имени П. И. Чайковского, ГСО «Новая Россия», РНО, НФОР, АСО Санкт-Петербургской филармонии, Симфонический оркестр Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга, «Санкт-Петербург Камерата», Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр. В 2012 году дирижер дебютировал с оркестром Мариинского театра и начал сотрудничество с Санкт-Петербургским Домом музыки. С 2011 года регулярно принимает участие в петербургском Международном фестивале «Музыкальный Олимп». В ноябре 2014 года Ботинис провел первый «пробный» симфонический концерт в Зале имени Рахманинова в «Филармонии-2», в январе 2017 года принял участие в торжественном открытии этого комплекса, исполнив с Денисом Мацуевым и оркестром Московской филармонии Второй фортепианный концерт Рахманинова. 

    Дирижер гастролирует в Германии, Италии, Польше, Венгрии, Хорватии, на Кипре. Особое место в карьере маэстро занимают выступления с коллективами Греции, в частности, с Национальным симфоническим оркестром радио и телевидения, Государственными симфоническими оркестрами Афин и Салоников. В 2010–2011 гг. принимал участие в Международном фестивале в Патре. В 2013 году дебютировал в концертном зале Мегарон в Афинах. В 2017 году дебютировал за пультом Эстонского национального симфонического оркестра и по заказу Баварского радио записал с Бамбергским симфоническим оркестром произведения русских композиторов. 

    Осенью 2018 года Ботинис стал первым дирижером, ставшим за пульт Российского национального молодёжного симфонического оркестра, с которым провел ряд концертов в Москве, Нижнем Новгороде и городах Сибири. В сентябре 2019 года выступал с этим оркестром на фестивале «Звезды на Байкале». Среди планов дирижера в сезоне 2019/20 – дебюты с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Симфоническим оркестром Лодзинской филармонии и оркестром Национальной оперы Греции (балет «Лебединое озеро»).