В продаже абонемент Musica sacra nova
20 ноября 2018
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаОрганизатор концерта
Центр оперного пения
имени Галины Вишневской
За полтора столетия счастливой сценической жизни «Иерусалим», обладающий всеми достоинствами вердиевскиих опер – хитросплетением драматического сюжета и лирической любовной линией, глубиной и яркостью образов, неповторимой красотой мелодий и богатством оркестровых красок, ни разу не был исполнен в России. Для московской премьеры художественный руководитель Центра Оперного Пения Галины Вишневской Ольга Ростропович собрала лучших исполнителей со всего мира. Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского и отмечающая свое 100-летиеГосударственная академическая хоровая капелла России имени А.А.Юрлова в этот вечер будут звучать под управлением всемирно известного израильского дирижера Даниэля Орена. Для исполнения главных партий приглашены звезды итальянской оперной сцены Даниэла Скиллачи и Микеле Пертузи, испанец Пабло Гальвес Эрнандес и бельгийский тенор Марк Лао.
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом»,– говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский.
БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижеры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность.
В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».
В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире; за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra.
В 2023 году Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского был удостоен премии BraVo в номинации «Оркестр года».
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.
Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.
После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».
Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива.
С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи.
В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории, проведя юбилейные концерты в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
География гастрольных поездок Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работавших с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера.
Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». В декабре 2022 года вышел первый альбом антологии хоровой музыки Родиона Щедрина, в который вошли записи 26 хоров a cappella.
В 2021 году коллектив выступил организатором фестиваля «Славься ты, Русь моя!» к 800-летию Александра Невского, концерты которого прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Переславле-Залесском, Великом Новгороде и Усть-Ижоре. В 2022 году Капелла имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова провели в Москве совместный фестиваль «К юбилею Маэстро», приуроченный к 75-летию Геннадия Дмитряка.
В 2023 году капелла принимает активное участие в праздновании 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, выступая в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Чите, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске.
(Пресс-служба Капеллы)
Даниэль Орен – всемирно известный израильский дирижёр, выдающийся интерпретатор оперных произведений, специализирующийся на исполнении музыки Джузеппе Верди, почётный дирижёр Израильской оперы.
Международная карьера Даниэля Орена начала стремительно развиваться в 1975 году, когда он завоевал первую премию на конкурсе Герберта фон Караяна. Среди его наиболее резонансных работ – «Тоска» Пуччини в Метрополитен-опера с участием Лучано Паваротти, «Набукко» Верди на открытии Новой Израильской оперы, совместная с режиссёром Франко Дзеффирелли постановка «Кармен» Бизе в театре Арена ди Верона и «Богема» Пуччини в Королевском театре Турина с солистами Миреллой Френи, Лучано Паваротти и Николаем Гяуровым (1996, к 100-летию создания оперы).
За последние десять лет маэстро осуществил постановки опер Верди и Пуччини на сценах лучших театров мира. Дирижёр выступал в Королевской опере Ковент-Гарден в Лондоне, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, театре Арена ди Верона, Венской государственной опере, театрах Парижа, Рима, Неаполя, Генуи, Флоренции, Пармы, Турина, Венеции, Триеста, Буэнос-Айреса, Сан-Франциско и Вашингтона.
Даниэль Орен много дирижирует концертами симфонической музыки, выступая с известными коллективами, среди которых оркестр Академии Санта-Чечилия в Риме, Израильский филармонический оркестр, Берлинский филармонический оркестр и Симфонический оркестр Мюнхенского радио.
Даниэла Скиллачи — звезда театра «Ла Скала» и Римской оперы — получила признание на Международном конкурсе Джузеппе ди Стефано в Трапани в 1998 году, где была названа лучшей молодой оперной певицей. После этого она получила ангажементы от самых известных оперных театров. В том же году она дебютировала в театре Савоны в опере «Так поступают все» Моцарта и в театре Сполето в опере «Вертер» Массне. Затем выступила на сценах театра Ла Фениче в Венеции и театра Беллини в Катании (Оскар в опере «Бал-маскарад» Верди), в Римской опере, театре Комунале во Флоренции, театре Верди в Триесте, театрах Дюссельдорфа и Эссена и на фестивале Пуччини в Торре дель Лаго (Мюзетта в «Богеме» Пуччини).
Разнообразный репертуар Даниэлы Скиллачи влючает также партии Наннетты в «Фальстафе» Верди (Лиссабон), Лизы в «Сомнамбуле» Беллини (в театрах Палермо, Мессины, Рима), Лизетты в «Тайном браке» Чимарозы, Серпины в «Служанке-госпоже» Перголези, Папагены в «Волшебной флейте» Моцарта, Аиды в одноименной опере Верди (театр в Таормине), ведущие партии в мюзикле Нино Роты «Соломенная шляпка» (в театрах Мессины и Флоренции), в опере «Турандот» Пуччини (Сеул) и многие другие. Певица принимала участие в новой постановке «Ломбардцев» Верди в Мессине (дирижер Роберто Аббадо), в исполнении оперы «Телефон» Менотти в Катании, выступала в Риме в «Электре» Р. Штрауса (дирижер Сейджи Озава) и «Кармен» Бизе (дирижер Ален Ломбар), в постановке оперы «Женщина без тени» Р. Штрауса на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (дирижер Зубин Мета).
В числе недавних выступлений Даниэлы Скиллачи — исполнение партии Мюзетты в «Богеме» Пуччини в театре Малибран в Венеции и в театре Петруцелли в Бари, Мими (также в «Богеме») в оперном театре Римини, дебют на сцене театра Витторио Эмануэле в Мессине в партии Виолетты в «Травиате» Верди, участие в Международном фестивале оперного и балетного искусства в Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая (Алматы, Казахстан) в заглавной партии в «Аиде» Верди.
Даниэла Скиллачи сотрудничала также с такими дирижерами, как Джанлуиджи Гельметти, Даниэль Орен, Гюнтер Нойхольд, Бруно Кампанелла, Семен Бычков, режиссерами Пьером Луиджи Пицци, Джонатаном Миллером, Робертом Карсеном, Филиппо Кривелли, Пьером Алли.
Певица неоднократно выступала в России. В 2010 году в Мариинском театре состоялся ее гала-концерт (дирижер Фабио Мастранжело), в том же году она исполнила партии Виолетты в «Травиате» Верди и Мими в премьере оперы «Богема» Пуччини в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета. На апрель 2012 года запланировано участие Даниэлы Скиллачи в фестивале «Парад звезд в оперном» на сцене Красноярского государственного театра оперы и балета (Виолетта в «Травиате» Верди, Недда в «Паяцах» Леонкавалло, гала-концерт; дирижер Фабио Мастранжело).
Марк Лао родился в Бельгии, получил образование в Королевской академии изящных искусств в Льеже. На оперной сцене дебютировал в 1989 году в Оперном театре Монте-Карло, спев партию Офицера в «Терезе» Жюля Массне.
Позднее певец участвовал в исполнении оперы «Лакме» Делиба (партия Джеральда) с Натали Дессей в театрах Авиньона и Нима, «Дочери полка» Доницетти (партия Тонио), «Гамлета» Тома (партия Лаэрта) и «Летучей мыши» Штрауса (партия Альфреда) в Большом театре Женевы, «Фаворитки» Доницетти (партия Фердинанда) в Театре Елисейских полей и Немецкой опере в Берлине, «Сомнамбулы» Беллини (партия Эльвино) в парижской Опера-Комик, «Графа Ори» Россини (заглавная партия) на Глайндборнском фестивале, «Сказок Гофмана» Оффенбаха (партия Гофмана) в Королевском театре Турина, Оперном театре Базеля, Тулонской опере, Государственном театре Штутгарта и Национальной опере в Праге, «Тоски» и «Богемы» Пуччини (партии Каварадосси и Рудольфа), «Искателей жемчуга» Бизе (партия Надира), «Вильгельма Телля» Гретри и «Страделлы» Франка (заглавные партии) в Королевской опере Валлонии в Льеже, «Пуритан» Беллини в Эссене (Артуро), «Иудейки» Галеви в Тель-Авиве (Леопольд), «Фауста» Гуно в Опере Гонконга (заглавная партия), «Пенелопы» Форе (Улисс) в Страсбурге, Реквиема Берлиоза на фестивале в Сен-Дени. Среди последних ангажементов Марка Лао – «Осуждение Фауста» Берлиоза в Большом театре России, «Иерусалим» Верди и «Кармен» Бизе в Льеже, «Медея» Керубини в Руане, «Искатели жемчуга» Бизе и «Норма» Беллини в Омане и «Тоска» Пуччини в Труа-Ривьер (Канада).
Принимал участие в вокальных конкурсах, в том числе в Международном конкурсе Лучано Паваротти в Филадельфии (1992).
Также в репертуаре певца ведущие партии в операх «Дон Жуан» Моцарта, «Любовный напиток» Доницетти, «Севильский цирюльник» Россини, «Африканка» и «Гугеноты» Мейербера, «Манон» Массне, опереттах «Прекрасная Елена», «Перикола» Оффенбаха и «Веселая вдова» Легара.
Марк Лао участвовал в большом количестве записей. Среди них: «Лючия ди Ламмермур» (EMI), «Граф Ори» (Glyndebourne production), «Гамлет» (RM), «Сказки Гофмана» (Belair Media), «Пуритане» (Siparietto), «Страделла» и «Вильгельм Телль» (Dynamics).
Пабло Гальвес Эрнандес родился в Гранаде. Обучался вокалу у Джулио Дзаппы, Ренато Брузона, Тересы Бергансы, Карлоса Шоссона, Альфонсо Антониоцци, Хуана Понса и Аны-Луизы Чова.
Лауреат первых премий международных конкурсов молодых исполнителей Concurso Permanente de JJMM de España (2009) и As.Li.Co (2016), третьей премии на Международном конкурсе вокалистов в Логроньо (2017).
В сезоне 2018/2019 певец дебютировал на фестивале имени Верди в Парме, исполнив партию Графа Тулузского в опере «Иерусалим» и на фестивале имени Россини в Пезаро, где спел партии Дона Альваро и Дона Пруденцио в опере «Путешествие в Реймс». Среди недавних выступлений артиста также партии Моралеса в «Кармен» Бизе в Оперном театре Тенерифе, Белькоре в «Любовном напитке» Доницетти в Хихоне и на сцене Общественного театра Комо, Графа Альмавивы в «Свадьбе Фигаро» Моцарта в театре Тенерифе и в Болонье. В его репертуаре также партии Валентина в опере «Фауст» Гуно, Жермона в «Травиате» Верди, Видала в сарсуэле «Луиза Фернанда» Морено Торробы и Леонелло в сарсуэле «Песнь забвения» Хосе Серрано, партии баритона в Маленькой торжественной мессе Россини, реквиемах Моцарта, Форе, Доницетти, ораториях «Сотворение мира» Гайдна и «Мессия» Генделя.
Пабло Гальвес Эрнандес сотрудничал с известными дирижерами – Даниэле Каллегари, Мигелем Ортега, Коррадо Роварисом, Джанлукой Капуано, Франческо Паскуалетти, Оливером Диасом, Майклом Томасом, режиссерами-постановщиками – Сильвией Паоли, Франческо Микели, Розеттой Куччи, Сюзанной Гомес и Уго де Ана. Выступал в концертных программах на фестивале Via Magna в Мадриде и во Дворце искусств королевы Софии в Валенсии.
Среди будущих ангажементов певца – опера Россини «Турок в Италии» в Овьедо (партия Просдочимо).
Микеле Пертузи получил образование в Пармской консерватории имени А. Бойто.
Певец выступал в знаменитых оперных театрах мира, среди которых парижская Опера Гарнье, Венская государственная опера, лондонский Ковент-Гарден, миланский Ла Скала, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Королевский театр в Мадриде, Баварская государственная опера в Мюнхене, Немецкая опера в Берлине, Оперный театр Цюриха, театр Ла Монне в Брюсселе, а также в Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, Барбикан-центре в Лондоне и других известных концертных залах. Участвовал в Оперном фестивале Россини в Пезаро.
В репертуаре Пертузи ведущие партии в операх «Свадьба Фигаро», «Так поступают все» и «Дон Жуан» Моцарта, «Золушка», «Семирамида», «Турок в Италии», «Итальянка в Алжире», «Осада Коринфа» и «Вильгельм Телль» Россини, «Анна Болейн», «Лукреция Борджиа» и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», «Аттила», «Ломбардцы в первом крестовом походе» и «Фальстаф» Верди, в Stabat Mater и Маленькой торжественной мессе Россини, реквиемах Моцарта и Верди.
Микеле Пертузи сотрудничал с известными дирижёрами – Даниэлем Баренбоймом, Джеймсом Ливайном, Семёном Бычковым, Риккардо Мути, Колином Дэвисом, Зубином Метой, Риккардо Шайи, Мюнг-Вун Чунгом, Даниэле Гатти и Владимиром Юровским.
Дискография артиста чрезвычайно обширна. Пертузи награждён премиями Grammy, Gramophone и премией имени Ф. Аббьяти от итальянской Национальной ассоциации музыкальной критики. Обладатель Золотой медали «за заслуги в области культуры» от Президента Италии.