Дзига Вертов: «Человек с киноаппаратом» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Дзига Вертов: «Человек с киноаппаратом»

    15 октября 2009

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда

    12+

    Абонемент №117:

    «Живая дорожка I»

    В программе:

    Дзига Вертов
    «Человек с киноаппаратом», 1929 год, СССР

    Живая дорожка:
    композиторы:
    Молодежное отделение Союза композиторов РФ (МолОт)

    Ярослав Судзиловский
    Шварцвальд для контратенора, там-тама соло, большого барабана, гонга и тубы (Мировая премьера)

    Эльмир Низамов
    9.50 для скрипки, виолончели, контрабаса и ударных (Мировая премьера)

    Георгий Дорохов
    Человек с киноаппаратом для скрипки, тубы и ударных (Мировая премьера)

    Хьюго Харлемс (Норвегия)
    Композиция для контратенора, виолончели и ударных (Мировая премьера)

    Анжей Яроцинский (Польша)
    Калебастр для виолончели соло (Мировая премьера)

    Исполнители:

    Ассоциация музыки Ярослава Судзиловского (МЯСА):
    Татьяна Иванова (сопрано)
    Василий Хорошев (контратенор)
    Максим Жангаулов (скрипка)
    Сергей Ананич (виолончель)
    Иван Габов (туба)
    Леонид Бакулин (контрабас)
    Андрей Винницкий (ударные)
    Дмитрий Селипанов (ударные)

    Ведущий – Ярослав Тимофеев

    Режиссер-постановщик – Олег Пайбердин

     

    О проекте:

    Современная культура стремится к созданию целостного художественного феномена, соединяя в своей образности самые разнообразные жанры и технологические средства. Одной из самых актуальных форм его существования становится объединение звука и визуального образа, основанного на взаимоотношениях «немого» кинематографа и «живой» звуковой дорожки, непосредственного исполнения музыкальной партитуры фильма синхронно с его визуальной драматургией. Эта форма нового существования классического искусства соединяет в себе особую зрелищность, удвоенную непосредственным звучанием музыки, где естественно встречается эмоциональность кинематографа и драматургическое выявление его внутренней «зримости» ансамблем или отдельными исполнителями.

    Проект предлагает возвращение в современную культуру лучших фильмов классического «немого» кинематографа, обладающих напряженным визуальным сюжетом, показанных на экране в камерном концертном зале и органично объединенных с концертным исполнением современной музыки, специально написанной для этих фильмов. Проект наглядно демонстрирует историю культуры двадцатого века и в демократических зрелищных формах популяризирует современную музыкальную культуру.

    Все представленные фильмы являются классикой мирового кинематографа и входят в число шедевров, отмеченных в самых престижных рейтингах. Демонстрация фильма в рамках филармонического показа вместе с живым музыкальным исполнением открывают в них абсолютно новые достоинства, не выявленные в традиционном показе в зале кинотеатра.

    К 80-летию создания фильма «Человек с киноаппаратом»
    1929-2009

    Фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» принадлежит к числу шедевров мирового кинематографа. В его образности и драматургии отсутствует актёр — это фильм, где героем произведения является художник, Человек с Киноаппаратом. Художественной реальностью фильма, то, что составляет сюжет, становится именно творческий процесс киносъемки — смена темпа, пульсирующий кадр, вбирающий в себя ритмы пространства и всю непосредственность жизни. Дзига Вертов отказывается от игрового кино, презирает павильон и абсолютно погружается в социальную реальность, с помощью киномонтажа превращая ее в удивительную пластическую ткань. Движение, единое мощное движение «переживается» киноаппаратом, оно объединяет разрозненные элементы действительности, проходящей перед глазом, оком, как говорил Дзига Вертов, киноаппарата — трамвайные пути, телеграфные столбы, работающие станки и заводские машины, знаменитый автобусный парк, спроектированный архитектором Мельниковым и сегодня адаптированный под Центр современной культуры — «Гараж».

    Объектив фиксирует бесконечные перемещения массы людей по улицам и площадям города, рождение ребёнка, проезд поезда, постепенную смену дня ночью, вечернюю жизнь Москвы, проходящую за стрельбой в тире, наблюдением за китайскими фокусниками, сидением в пивнушках и кинотеатрах. Аппарат почти беспристрастно подглядывает за этой таинственной жизнью, регистрируя изменения пространства, включая человека и предметный мир в единую органическую среду. Дзиги Вертову удается сотворить подлинное чудо — в документальном кинематографе передать органическую связь явлений и человеческой жизни, обнаруживая закономерности в пространствах фрагментированной реальности. Художник проникает за внешнюю оболочку действительности и приходит к полному творческому преображению, казалось бы, неготовой для этого реальности, ее периферии, создавая искусство буквально «на обочине».

    Абсолютно уникальна в фильме сцена — остановка движения. Только что люди сновали по площади — секундой позже она замирает на экране, отрицая всякое правдоподобие. При помощи простого трюка режиссер являет нашим глазам видение смерти, всегда таящейся внутри самой жизни.

    Фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» не имеет специальной звуковой дорожки. В нашем показе он сопровождается акустическими составами, музыка для которых была написана современными молодыми композиторами Георгием Дороховым, Эльмиром Низамовым, Елизаветой Саничевой, Ярославом Судзиловским, Хьюго Харлемсом, Анжеем Яроцинским. То, что эта живая звуковая дорожка создана не одним автором, неотделимо от традиций демонстрации немого фильма в залах кинотеатров двадцатых годов. Тогда перед экраном находился пианист, тапер, играющий мелодии согласно кинодраматургии фильма, он исполнял совершенно разную музыку в соответствующем ритме, соединяя её, так же как и кинорежиссер, технологией звуко-ритмического монтажа.

    Нашу акцию можно было бы назвать визуально-акустическим перформансом.

    Виталий Пацюков

     

    Авторские высказывания к музыкальным произведениям:

    Шварцвальд — это временной портал. Место, где находят успокоение и мир страждущие души. Предание, разбитие сердца. Место, где лечат духовную боль. Именно поэтому я взял инструменты, способные пересекать временной портал и приоткрывать завесу тайны — голос (контратенор), там-там соло, большой барабан, гонг, туба (Ярослав Судзиловский).

    Калебастр — это мифическое существо, рожденное кинематографом. Продолжение попытки Вертова найти универсальный киноязык (Анжей Яроцинский).

    В сочинении Человек с киноаппаратом все инструменты используются как звучащие равноправные объекты. Пьеса не имеет ни сюжета, ни какого-либо музыкального развития. Но впечатление статичности здесь ни что иное, как застывшее движение. Как резкая и долгая остановка кадра (Георгий Дорохов).

    9.50 — это передача своего видения фильма, его философии и открывающихся параллелей двух миров – сегодняшнего и тогдашнего (Эльмир Низамов).

    Композиция тесно связана с моим ощущением от данного фрагмента фильма, хотя и не всегда отражает действие напрямую. Меня вдохновило необычное сочетание виолончели, контратенора и ударных. В пьесе я использовал текст, написанный мною самим, во время просмотра фильма (Хьюго Харменс).

     

    Композиторы:

    Ярослав Судзиловский, композитор, идеолог, Председатель Молодежного отделения Союза композиторов РФ, заслуженный деятель искусств Осетии, лауреат международных конкурсов, президент Ассоциации музыки Ярослава Судзиловского (МЯСА), создатель системы «Пелос», автор первой в мире конституции для композиторов, создатель и первый исполнитель на препарированной виолончели. Родился в 1980 году, в СССР, в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского и аспирантуру по специальностям «виолончель» (класс профессора Н.Н.Шаховской) и «композиция» (класс профессора К.С.Хачатуряна). Член Союза композиторов РФ. Член АСМ-2.

    Постоянный участник международных фестивалей: «Диалог-Вроцлав» (Польша), «Европа-Азия» (Казань), «Загребское биеннале современного ис-ва» (Хорватия), Международный экономический форум в Берхтесгадене (Бавария), «Пифийские игры» (Санкт-Петербург), «Московская Осень», Будапештский фестиваль современного искусства (Венгрия) и др.

    Произведения Судзиловского звучат в таких залах как Большой зал консерватории (Москва), «Мюзикферайн» (Вена), «Орлиное гнездо» (Берхтесгаден), «Миллиенариш» (Будапешт), Национальной консерватории имени Ф.Листа (Будапешт).

    Творчеству Судзиловского посвящено свыше 30 передач. Среди них радиостанции «Эхо Москвы», «Серебрянный дождь», Radio France.

    Среди основных сочинений: «Божество», «Гефисманский сад», «Поцелуи Фаэтона», балеты «Бешеный Фаллос» и «Танцы Кукол», оперы «Домик в Коломне» и «Анри», хоровые опусы «Святки» для женского хора, Deus in adiutorium для хора контратенорв, «Паровозики», «Небесная гармония», «Караноги» для ансамблей.

    Анжей Яроцинский (Польша), композитор. Выпускник Варшавской консерватории. Активно разрабатывает нетрадиционные формы композиции. Родился в 1981 году в Кракове. Активный участник МолОта. Работает в системе «Пелос».

    Произведения Яроцинского звучат на фестивалях «Будапештский фестиваль современного искусства», кинофестивале «Окно в Европу», Линкольн-центре (Нью-Йорк) и многих других.

    Среди основных сочинений 5 камерных симфоний, квартет для 4-х туб, «Шумотерапия», «Зигзаг туда!» для ансамбля солистов.

    Георгий Дорохов, композитор, активный участник Молодежного отделения Союза композиторов. Входит в группу композиторов «СоМа». Выпускник Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (класс профессора В.Г.Тарнопольского). Дипломант международного конкурса имени Э.Денисова.

    Родился в 1984 году в Томске. В настоящее время-аспирант МГК имени П.И.Чайковского. Участник международных фестивалях «Московская осень», «Пифийские игры» (Санкт-Петербург), мастер-курсов в Париже, Его музыка широко исполняется в концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга, Каунаса, Томска, Киева.

    Среди основных сочинений «Манифест для 3-х пенопластов», «Промзона» для батарей, мусорных баков, сирен и пр., «Граффити», «Элементарные частицы» для ансамбля солистов.

    Эльмир Низамов (Казань), композитор. Родился в 1986 году. Студент 4 курса Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова (класс профессора А.Б.Луппова). Лауреат международных конкурсов в Самаре, Москве, Новосибирске, обладатель гран-при конкурса в Киеве. Возглавляет Татарское представительство МолОта РФ.

    Участник международных фестивалей «Европа-Азия» (Казань), Биеннале современного искусства (Москве).

    Произведения Низамова неоднократно звучали в Большом и Малом залах Казанской консерватории и др.

    Среди основных сочинений: «Восточная рапсодия», Motus Caelestis, «Серенада Шарманщика», «Ул син», Musica Humana для ансамблей солистов.

    Хьюго Харменс (Норвегия), композитор.

    Ассоциация музыки Ярослава Судзиловского

    Ассоциация музыки Ярослава Судзиловского создана в 2004 году на базе исполнения постоянными участниками сочинений Ярослава Судзиловского. Позже преобразована в Ассоциацию, единый коллектив, который занимается активной концертной, пропагандистской и общественной деятельностью. С 2009 года — коллектив Молодежного отделения Союза композиторов Российской Федерации.

    Постоянные исполнители и солисты коллектива — Иван Староверов (фортепиано), Андрей Винницкий ( ударные), Дмитрий Селипанов( ударные), Рустам Яваев (контратенор), Василий Хорошев (контратенор), Анна Назарова (сопрано), Динар Джусоев (бас), струнный квартет Lege Artis (Станислав Малышев, скрипка, Инна Зильберман ,скрипка, Анна Бурчик, альт, Ольга Калинова, виолончель), Сергей Крюковцев (валторна), Арташес Арутюнян (флейта) и приглашенные музыканты. В полном составе — все инструменты симфонического оркестра, включая видовые по одному.

    Критика и музыкальная пресса не раз отмечала высокое профессиональное качество исполнения коллективом сочинений современных авторов.