«Единое дыхание». Шедевры русской и европейской классики XVIII–XX вв. : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    «Единое дыхание». Шедевры русской и европейской классики XVIII–XX вв.

    15 ноября 2015

    Концертный зал РАМ имени Гнесиных

    схема проезда
    Светлана Виноградова (автор цикла, ведущая)
    Яна Иванилова (сопрано)
    Алексей Набиулин (фортепиано)
    Николай Кожин (фортепиано)
    Евгений Талисман (фортепиано)

    Алексей Холодов (фортепиано)

    Учащиеся МССМШ имени Гнесиных

    В программе:
    Моцарт
    Два скрипичных дуэта
    Рахманинов
    Симфонические танцы (авторская версия для двух фортепиано)
    Романсы
    Григ
    Концерт для фортепиано с оркестром (переложение для двух фортепиано)
    Романсы
    П. И. Чайковский
    Романсы

    12+

    Абонемент №155:

    Великие композиторы.
    Автор и ведущая —
    Светлана Виноградова.
    Воскресные дневные концерты

    Светлана Виноградова

    С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.

    23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.

    Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.


    Талант, опыт, мастерство — три составляющие абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки — загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный, научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце». Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца съездов.

    Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.

    Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.

    Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.

    Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы —  сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.

    Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.

    За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».

    Яна Иванилова

    Яна Иванилова родилась в Москве. В 1987 году окончила теоретическое отделение училища имени Октябрьской революции (ныне МГИМ имени А. Г. Шнитке), в 1994 г. – РАМ имени Гнесиных (класс профессора Валетины Левко), затем аспирантуру Московской консерватории у профессора Нины Дорлиак. Стажировалась у Ингеборг Вамзер (сольное пение) и П. Берне (музыкальная стилистика) в Вене и у Мари Девалюи в Монреале.

    Лауреат международного конкурса имени Шнайдера-Трнавского (Словакия, 1999) и обладательница специального приза за исполнение партии Виолетты («Травиата» Верди) на конкурсе в Кошице (Словакия, 1999). 

    Яна Иванилова была солисткой Московского театра «Новая опера», где пела ведущие партии (Мария Стюарт в одноименной опере Доницетти, Лукреция в «Двое Фоскари» Верди и др.), сотрудничала с ансамблями старинной музыки «Мадригал», «Академия старинной музыки» и «Орфарион». В 2008 году в Большом театре исполнила партию сопрано в балете «Русские сезоны», поставленном на музыку сочинения Л. Десятникова для скрипки, сопрано и струнного оркестра. В 2010 году гастролировала с этим спектаклем в Королевском театре «Ковент-Гарден» в Лондоне. С того же года является приглашенной солисткой ГАБТа. 

    Яна Иванилова работала с выдающимися музыкантами, среди которых дирижеры Евгений Светланов, Евгений Колобов, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Андрей Борейко, Павел Коган, Владимир Спиваков, Владимир Минин, Дмитрий Лисс, Саулюс Сондецкис, Александр Рудин, Кент Нагано, Рене Клеменчич, Ричард Бонинг; пианисты Алексей Любимов, Борис Березовский, Андрей Коробейников, Важа Чачава; скрипач и дирижер Сергей Стадлер. 

    Певица выступала на сценах Большого зала Московской консерватории, Московского международного Дома музыки, зала ЮНЕСКО в Париже, Виктория-холл в Женеве, Вестминстерского аббатства в Лондоне, театра «Миллениум» в Нью-Йорке, «Студии Глена Гульда» в Торонто. Участвовала в европейских музыкальных фестивалях, много концертирует по России. 

    Репертуар Яны Иваниловой охватывает почти всю историю музыки. Это ведущие партии в операх Моцарта, Глюка, Пёрселла, Россини, Верди, Доницетти, Гретри, Пашкевича, Соколовского, Люлли, Рамо, Монтеверди, Гайдна, а также партии сопрано в «Военном реквиеме» Бриттена, Восьмой симфонии Малера, «Колоколах» Рахманинова, Торжественной мессе Бетховена, Stabat Mater Дворжака, «Страстях по Матфею» Баха, «Сотворении мира» Гайдна и многих других сочинениях кантатно-ораториального жанра. 

    Певица принимала участие в премьерах ряда сочинений Л. Десятникова; в мировых премьерах опер «Король-пастух» Галуппи, «Эней в Лацио» Сарти и «Лунная ночь» Алябьева; российской премьере оперы Траэтты «Антигона». В рамках фестиваля исторических театров участвовала в премьере восстановленной оперы Моцарта «Каирский гусь» в Останкинском театре. Ежегодно принимает участие в абонементе Московской филармонии «Камерные оперы в Камерном зале», в рамках которого проходят уникальные премьеры ранее не исполнявшихся сочинений Генделя, Вивальди, Лео, Алессандро Скарлатти и других композиторов барокко в сопровождении ансамбля La voce strumentale (художественный руководитель Дмитрий Синьковский). 

    Особое место в творчестве Яны Иваниловой занимает камерное музицирование, в том числе монографические программы, посвященные вокальной музыке русских композиторов – Чайковского, Рахманинова, Метнера, Танеева, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Катуара, Аренского, Балакирева, Римского-Корсакова, Черепнина, Ляпунова, Алябьева, Гурилёва, Козловского, Голованова, Шостаковича, Бориса Чайковского, Гаврилина, Сильвестрова и других, а также мировой классике – произведениям Шуберта, Шумана, Моцарта, Гайдна, Вольфа, Брамса, Рихарда Штрауса, Дебюсси, Форе, Дюпарка, Де Фальи, Беллини, Россини, Доницетти Сибелиуса, Грига. 

    В числе записей певицы – романсы Метнера на студиях Mirare (Бельгия) с пианистом Борисом Березовским и Vista Vera с Хэмишем Милном и Екатериной Державиной; вокальный цикл «Ступени» Сильвестрова с Алексеем Любимовым (фирма Меgadisk, Бельгия), «Музыкальный салон Екатерины Великой» (фирма Орus 111) и произведения Осипа Козловского (Vista Vera) с ансамблем «Орфарион» под управлением Олега Худякова, опера Сарти «Эней в Лацио» (Воngiovanni, Италия), Восьмая симфония Малера («Русские сезоны», дирижер Евгений Светланов), кантата «Знаки Зодиака» Бориса Чайковского (Naxos дирижер Тимур Мынбаев), первая запись романсов Григория Катуара с пианисткой Анной Засимовой (Antes edition, Германия) и других. 

    Французским телеканалом Mezzo на фестивале La Folle Journee сделаны записи романсов Рахманинова соч. 38 с Андреем Коробейниковым и кантаты «Колокола» Рахманинова с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса. 

    В сезоне 2018/2019 к 145-летию со дня рождения С. В. Рахманинова Яна Иванилова вместе с Андреем Коробейниковым осуществила проект «Все романсы Рахманинова» в Камерном зале ММДМ. 

    Певица удостоена звания заслуженной артистки России, награждена медалью «За вклад в развитие музыкального искусства».

    Алексей Набиулин


    Алексей Набиулин — лауреат международных конкурсов, серебряный медалист XII Международного конкурса имени П. И. Чайковского, активно концертирует в России и за рубежом. Артист известен широкой публике как вдумчивый, серьезный исполнитель музыки различных репертуарных направлений, обладающий безупречным чувством стиля и эпохи.

    Музыкант родился в 1978 году в Норильске, где учился в Детской школе искусств у С. Трофимовой. В 9 лет он дал свой первый сольный концерт, а в 13 добился международного признания. Тогда, уже будучи учащимся московской Центральной средней специальной музыкальной школы (класс С. И. Гаджиева), он выступил с делегацией Советского Детского Фонда на благотворительных концертах в Канаде, а через год участвовал в турне «Русские виртуозы» по всей Германии.

    После блестящего окончания школы Алексей Набиулин продолжил обучение в Московской консерватории и аспирантуре у профессора Михаила Воскресенского. Музыкальное образование завершил в ассистентуре-стажировке при Московской консерватории в 2001 году.

    «Алексей Набиулин — один из моих замечательных учеников, с ним я проработал 9 лет, – говорит народный артист России Михаил Воскресенский. — Меня всегда привлекает в нем умение выявить в первую очередь духовное содержание исполняемой музыки, счастливая способность донести до слушателя ее глубинный смысл. В интерпретациях А. Набиулина доминирует образно-поэтическое начало, технические сложности становятся незаметными благодаря его блестящим пианистическим данным».

    Первым «взрослым» творческим успехом А. Набиулина стало его участие в Первом Европейском фортепианном форуме (Берлин, 1997), где молодой пианист представлял Московскую консерваторию и показал исключительный уровень мастерства.

    За годы учебы А. Набиулин много и успешно выступал на разных конкурсах. В 1992 году он стал лауреатом I Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского (III премия), в 1998 — победителем XXIII конкурса пианистов имени А. Казагранде в Терни (Италия, I премия и специальный приз за лучшее исполнение произведений Ф. Шуберта). Тогда председатель жюри Дарио де Роза сказал в своем интервью местной газете: «Уверен, у этого юноши – большое будущее. Его исключительный талант, его врожденный, Богом данный пианизм заставят восхищаться им...». Вскоре последовали и другие достижения: в 2000 году А. Набиулин получил I премию и специальный приз за исполнение произведения Дж. Фильда на V Международном конкурсе пианистов в Дублине (Ирландия), а в 2002 году добился успеха на XII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, завоевав II премию, серебряную медаль и специальные призы Московской консерватории и телеканала «Культура». В. Крайнев, возглавлявший жюри конкурса, назвал 24-летнего музыканта «зрелым мастером». Успехи Алексея Набиулина на конкурсах отмечены также особыми наградами — роялями KAWAI и SEILER, подаренными в качестве специальных призов от фирм-производителей.

    Концерты А. Набиулина регулярно проходят в России, странах Восточной и Западной Европы, Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. С большим успехом он выступает во всех залах Московской консерватории, на сцене Концертного зала имени П. И.Чайковского, Alice Tully Hall в Нью-Йорке, Wigmore Hall в Лондоне, National Concert Hall в Дублине, Sala dei Notari в Перудже, Gasteig в Мюнхене, Forum Grimaldi в Монте-Карло, Megaron в Афинах, а также в залах филармоний России, Украины, стран СНГ.

    Музыкант выступал с такими коллективами, как Национальный симфонический оркестр Ирландии и Ирландский камерный оркестр, Гринвич-симфони, Национальный оркестр Лилля, «Чешские виртуозы» (Брно), Sinfonia Varsovia, Филармонический оркестр Монте-Карло, академический камерный оркестр Harmonia Nobile, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Уральский академический филармонический оркестр, Национальный симфонический оркестр Украины, Государственный академический симфонический оркестр имени Е. Ф. Светланова, сотрудничал со многими прославленными дирижерами современности.

    Алексей Набиулин участвует в крупнейших фестивалях: «Русская зима» в Москве, «Музыкальный Олимп» в Санкт-Петербурге, многих фестивалях во Франции (La Roque d'Antheron, PianoPassion, Radio France Montpellier, Piano en Valois) и Италии (Lago Maggiore Musica, Notti nei giardini d`Europa, Festival dei Due Mondi di Spoleto, Festival Liszt in Modena, Schon Schubert), Povoa de Varzim в Португалии, Santander Festival в Испании, Бетховенском фестивале в Бонне, «Нопциле пианистиче» и «Мэрцишор» в Кишиневе, «Виртуозы» во Львове, Рахманиновском фестивале в Харькове (на десятом фестивале в 2008 году артистом были исполнены все четыре концерта и Рапсодия на тему Паганини).

    Творчество исполнителя запечатлено на компакт-дисках фирм Audite (произведения С. Прокофьева и С. Рахманинова), «Мелодия» (сочинения Ф. Шуберта) и Triton с записью выступления на Конкурсе имени П. И. Чайковского.

    Начиная с 2012 года Алексей Набиулин совмещает исполнительскую деятельность с преподаванием в Московской консерватории.

    Николай Кожин

    Николай Кожин – лауреат международных и всероссийских конкурсов: II Всероссийский конкурс имени Гнесиных (Москва, 2000); VII Международный конкурс молодых музыкантов-исполнителей (Тольятти, 2003); XVII Международный конкурс пианистов ROMA-2006 (номинация «Фортепианный дуэт»); X Международный конкурс имени М. Юдиной (гран-при в номинации «Фортепианный дуэт», Санкт-Петербург, 2008); 56-й Международный конкурс Maria Canals в Испании (Барселона, 2010);  IV Международный конкурс камерных ансамблей имени С. И. Танеева (номинация «Фортепианный дуэт», Калуга, 2011); VIII Международный конкурс имени Тальберга в Италии (Неаполь, 2012); I Международный конкурс Bluthner в Австрии (Вена, 2013); конкурс-фестиваль Markische Musiktage в Германии (Эггерсдорф, 2015). Артист принимал участие во многих международных фестивалях, среди них «Молодые звёзды XXI века», «Пять вечеров у рояля» (Самара), «Возрождение» (Москва), Vivere memento (Киев), The International Keyboard Institute & Festival (Нью-Йорк), Фестиваль фортепианных дуэтов (Екатеринбург), XIII Международный фестиваль «Кремль Музыкальный имени Николая Петрова» (Москва), Фестиваль камерной музыки (Таллин). 

    Пианист регулярно выступает в залах Московской консерватории, Камерном зале Московской филармонии, Камерном зале Московского международного Дома музыки и других концертных площадках столицы. Артист гастролирует по России и за рубежом (Германия, Финляндия, США, Италия, Украина, Испания, Эстония, Голландия). С 2011 года Николай является солистом Санкт-Петербургского Дома музыки. Записи музыкант транслировались по радио «Орфей».

    Николай Кожин сотрудничал с Академическим симфоническим оркестром Самарской филармонии, симфоническим оркестром Московской консерватории, Санкт-Петербургским академическим симфоническим оркестром, Московским камерным оркестром «Времена года», Филармоническим оркестром Йены и Бранденбургским симфоническим оркестром (Германия).

    Пианист успешно сочетает концертную деятельность с педагогической: он является преподавателем Московского государственного института культуры, а также концертмейстером Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Музыкант неоднократно проводил мастер-классы в городах России и за рубежом. Николай участвовал в конференции Первого всероссийского педагогического форума «Современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ» (Нижний Новгород) и научно-практической конференции «Эстетические и стилевые вопросы творчества композиторов XX века» (Москва), а также на международном форуме «Неделя русского образования и культуры» в Польше (Варшава, Сосновец, Катовице, Гданьск, Лодзь).

    Николай Кожин – выпускник Московской консерватории (класс народного артиста России, профессора А. Г. Севидова). 

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    Арфа в Париже. От рококо к стилю Belle epoque

    17.02.2019

    Камерный зал Филармонии

    Всегда ваш Моцарт...

    05.12.2017

    В программе:
    Моцарт
    Финал (Rondo) из Квартета для флейты, скрипки, альта и виолончели ре мажор, K 285
    Adagio из Квартета соль мажор, K 156 (134b) («Миланский»)
    "Laudate Dominum" из Торжественной вечерни ("Vesperae solennes de confessore"), K 339
    Концертная ария "Nehmt meinen Dank" («Примите мою благодарность»), K 383
    Песня «К Хлое», K 524
    Ария Керубино из оперы «Свадьба Фигаро», K 492
    Колыбельная из оперы-зингшпиля «Заида», К 344
    Увертюра к опере «Похищение из сераля», K 384
    Adagio из Квартета для флейты, скрипки, альта и виолончели ре мажор, K 285
    Allegro из Концерта № 20 для клавира с оркестром ре минор, K 466 (обработка для клавира, флейты и струнного квартета К.Черни)
    Ариетта Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро», K 492
    Увертюра к опере «Милосердие Тита», K 621
    Прощальная песнь, K 519

    Камерный зал Филармонии

    «Три взгляда»

    29.10.2016

    В программе:
    И. С. Бах
    Токката соль минор, BWV 915
    Рахманинов
    Этюд-картина до минор, соч. 39 № 7
    Этюд-картина ре мажор, соч. 39 № 9
    Прелюдия соль мажор, соч. 32 № 5
    Скрябин
    Две поэмы, соч. 32
    Соната № 5, соч. 53
    Поэма «К пламени», соч. 72

    Камерный зал Филармонии

    Детская.
    Играет и рассказывает
    Полина Осетинская

    26.03.2017

    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Детский альбом» – цикл пьес для фортепиано
    Мусоргский
    «Детская» – вокальный цикл для голоса и фортепиано

    Камерный зал Филармонии

    Детская.
    Играет и рассказывает
    Полина Осетинская

    22.03.2015

    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Детский альбом» – цикл пьес для фортепиано
    Мусоргский
    «Детская» – вокальный цикл для голоса и фортепиано

    Камерный зал Филармонии

    Детская.
    Играет и рассказывает
    Полина Осетинская

    22.03.2015

    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Детский альбом» – цикл пьес для фортепиано
    Мусоргский
    «Детская» – вокальный цикл для голоса и фортепиано

    Камерный зал Филармонии

    Лев Толстой –
    «Война и мир»
    (главы из романа, тт. I – IV)

    18.01.2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Тайна линии. Мелодия»
    Цикл воскресных дневных
    симфонических концертов.
    Автор и ведущая – Светлана Виноградова

    01.02.2015

    В программе:
    Моцарт
    Кончертон для двух скрипок и камерного оркестра до мажор, К 190 (Переложение для флейты, гобоя,скрипки, виолончели и камерного оркестра)
    Дивертисмент ре мажор, К 205
    Симфония № 13 фа мажор, К 112

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Оркестр Московской филармонии,
    Игорь Манашеров,
    Алексей Набиулин

    25.06.2014

    В программе:
    Рахманинов
    Вокализ (оркестровая редакция автора)
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Моцарт
    Симфония № 40

    Камерный зал Филармонии

    Вперёдсмотрящий.
    Цикл воскресных дневных
    литературно-музыкальных концертов
    для взрослых.
    Автор и ведущая цикла –
    Светлана Виноградова.
    Эльфийские истории

    27.10.2013