«Единое дыхание». Шедевры русской и европейской классики XVIII–XX вв. : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Единое дыхание». Шедевры русской и европейской классики XVIII–XX вв.

    15 ноября 2015

    Концертный зал РАМ имени Гнесиных

    схема проезда
    Светлана Виноградова (автор цикла, ведущая)
    Яна Иванилова (сопрано)
    Алексей Набиулин (фортепиано)
    Николай Кожин (фортепиано)
    Евгений Талисман (фортепиано)

    Алексей Холодов (фортепиано)

    Учащиеся МССМШ имени Гнесиных

    В программе:
    Моцарт
    Два скрипичных дуэта
    Рахманинов
    Симфонические танцы (авторская версия для двух фортепиано)
    Романсы
    Григ
    Концерт для фортепиано с оркестром (переложение для двух фортепиано)
    Романсы
    Чайковский
    Романсы

    12+

    Абонемент №155:

    Великие композиторы.
    Автор и ведущая —
    Светлана Виноградова.
    Воскресные дневные концерты

    Светлана Виноградова

    С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.

    23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.

    Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.


    Талант, опыт, мастерство — три составляющие абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки — загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный, научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце». Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца съездов.

    Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.

    Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.

    Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.

    Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы —  сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.

    Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.

    За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».

    Яна Иванилова

    Яна Иванилова родилась в Москве. В 1987 году окончила теоретическое отделение музыкального училища имени Октябрьской революции (ныне МГИМ имени А. Г. Шнитке), в 1994 году – Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Валентины Левко), затем ассистентуру-стажировку Московской государственной консерватории имении П. И. Чайковского (класс профессора Нины Дорлиак). Стажировалась у Ингеборг Вамзер (сольное пение) и Петера Берне (музыкальная стилистика) в Вене, у Мари Девалюи в Монреале. 

    Лауреат Международного конкурса имени Микулаша Шнайдера-Трнавского в Трнаве, Словакия (1999, II премия), обладательница специального приза за исполнение партии Виолетты («Травиата» Верди) на конкурсе в Кошице, Словакия (1999).

    В 1994–1999 гг. была солисткой Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, где пела ведущие партии (Мария Стюарт в одноименной опере Доницетти, Лукреция в опере «Двое Фоскари» Верди и др.). В 2008 году дебютировала в Большом театре России в партии сопрано в балете «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова. В 2010 году гастролировала с этим спектаклем в Королевском театре Ковент Гарден в Лондоне. 

    Сотрудничала с выдающимися музыкантами, среди которых дирижеры Евгений Светланов, Евгений Колобов, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Андрей Борейко, Павел Коган, Владимир Спиваков, Владимир Минин, Дмитрий Лисс, Саулюс Сондецкис, Александр Рудин, Кент Нагано, Рене Клеменчич, Ричард Бонинг; пианисты Алексей Любимов, Борис Березовский, Андрей Коробейников, Важа Чачава; скрипач и дирижер Сергей Стадлер, а также с ансамблями «Мадригал», «Академия старинной музыки» и «Орфарион». 

    Выступала в Большом зале Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, зале ЮНЕСКО в Париже, Виктория-холле в Женеве, Вестминстерском аббатстве в Лондоне, театре «Миллениум» в Нью-Йорке, Студии Гленна Гульда в Торонто. Участвовала в европейских музыкальных фестивалях, много концертирует по России. 

    В репертуаре Яны Иваниловой – ведущие партии в операх Гретри, Люлли, Рамо, Монтеверди, Пёрселла, Глюка, Пашкевича, Соколовского, Гайдна, Моцарта, Россини, Доницетти, Верди, партии сопрано в «Военном реквиеме» Бриттена, Восьмой симфонии Малера, поэме «Колокола» Рахманинова, «Торжественной мессе» Бетховена, Stabat Mater Дворжака, «Страстях по Матфею» И. С. Баха, оратории «Сотворение мира» Гайдна и многих других сочинениях кантатно-ораториального жанра. 

    Певица принимала участие в премьерах ряда сочинений Леонида Десятникова; в мировых премьерах опер «Король-пастух» Галуппи, «Эней в Лацио» Сарти и «Лунная ночь» Алябьева; российской премьере оперы «Антигона» Траэтты; в премьере восстановленной оперы «Каирский гусь» Моцарта в Останкинском театре; в абонементных концертах Московской филармонии «Камерные оперы в Камерном зале», представлявших премьеры ранее не исполнявшихся сочинений Генделя, Вивальди, Лео, Алессандро Скарлатти и других композиторов эпохи барокко (с ансамблем La voce strumentale под руководством Дмитрия Синьковского). 

    Особое место в творческой деятельности Яны Иваниловой занимает камерное музицирование, в том числе монографические программы, посвященные вокальной музыке русских композиторов, а также мировой классике. 

    Записи певицы выпущены фирмами Mirare, Vista Vera, Меgadisk, Орus 111, «Русские сезоны», Воngiovanni, Naxos, Antes Edition и др. В их числе романсы Метнера (с Борисом Березовским, Хэмишем Милном и Екатериной Державиной), вокальный цикл «Ступени» Сильвестрова (с Алексеем Любимовым), альбом «Музыкальный салон Екатерины Великой» и произведения Осипа Козловского (с ансамблем «Орфарион» под управлением Олега Худякова), опера «Эней в Лацио» Сарти, Восьмая симфония Малера (дирижер – Евгений Светланов), кантата «Знаки Зодиака» Бориса Чайковского (дирижер – Тимур Мынбаев), первая запись романсов Григория Катуара (с пианисткой Анной Засимовой) и другие. 

    Французским телеканалом Mezzo на фестивале «Безумный день» в Нанте были записаны романсы ор. 38 Рахманинова в исполнении Яны Иваниловой и Андрея Коробейникова и поэма «Колокола» Рахманинова с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса. 

    В сезоне 2018/19 к 145-летию со дня рождения Рахманинова Яна Иванилова исполнила с Андреем Коробейниковым все романсы композитора в Камерном зале Дома музыки. 

    Член жюри IV Международного конкурса оперного пения World Music Heritage в Москве (2022). 

    Удостоена звания заслуженной артистки России, награждена медалью «За вклад в развитие музыкального искусства».

    Алексей Набиулин


    Алексей Набиулин — лауреат международных конкурсов, серебряный медалист XII Международного конкурса имени П. И. Чайковского, активно концертирует в России и за рубежом. Артист известен широкой публике как вдумчивый, серьезный исполнитель музыки различных репертуарных направлений, обладающий безупречным чувством стиля и эпохи.

    Музыкант родился в 1978 году в Норильске, где учился в Детской школе искусств у С. Трофимовой. В 9 лет он дал свой первый сольный концерт, а в 13 добился международного признания. Тогда, уже будучи учащимся московской Центральной средней специальной музыкальной школы (класс С. И. Гаджиева), он выступил с делегацией Советского Детского Фонда на благотворительных концертах в Канаде, а через год участвовал в турне «Русские виртуозы» по всей Германии.

    После блестящего окончания школы Алексей Набиулин продолжил обучение в Московской консерватории и аспирантуре у профессора Михаила Воскресенского. Музыкальное образование завершил в ассистентуре-стажировке при Московской консерватории в 2001 году.

    «Алексей Набиулин — один из моих замечательных учеников, с ним я проработал 9 лет, – говорит народный артист России Михаил Воскресенский. — Меня всегда привлекает в нем умение выявить в первую очередь духовное содержание исполняемой музыки, счастливая способность донести до слушателя ее глубинный смысл. В интерпретациях А. Набиулина доминирует образно-поэтическое начало, технические сложности становятся незаметными благодаря его блестящим пианистическим данным».

    Первым «взрослым» творческим успехом А. Набиулина стало его участие в Первом Европейском фортепианном форуме (Берлин, 1997), где молодой пианист представлял Московскую консерваторию и показал исключительный уровень мастерства.

    За годы учебы А. Набиулин много и успешно выступал на разных конкурсах. В 1992 году он стал лауреатом I Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского (III премия), в 1998 — победителем XXIII конкурса пианистов имени А. Казагранде в Терни (Италия, I премия и специальный приз за лучшее исполнение произведений Ф. Шуберта). Тогда председатель жюри Дарио де Роза сказал в своем интервью местной газете: «Уверен, у этого юноши – большое будущее. Его исключительный талант, его врожденный, Богом данный пианизм заставят восхищаться им...». Вскоре последовали и другие достижения: в 2000 году А. Набиулин получил I премию и специальный приз за исполнение произведения Дж. Фильда на V Международном конкурсе пианистов в Дублине (Ирландия), а в 2002 году добился успеха на XII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, завоевав II премию, серебряную медаль и специальные призы Московской консерватории и телеканала «Культура». В. Крайнев, возглавлявший жюри конкурса, назвал 24-летнего музыканта «зрелым мастером». Успехи Алексея Набиулина на конкурсах отмечены также особыми наградами — роялями KAWAI и SEILER, подаренными в качестве специальных призов от фирм-производителей.

    Концерты А. Набиулина регулярно проходят в России, странах Восточной и Западной Европы, Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. С большим успехом он выступает во всех залах Московской консерватории, на сцене Концертного зала имени П. И.Чайковского, Alice Tully Hall в Нью-Йорке, Wigmore Hall в Лондоне, National Concert Hall в Дублине, Sala dei Notari в Перудже, Gasteig в Мюнхене, Forum Grimaldi в Монте-Карло, Megaron в Афинах, а также в залах филармоний России, Украины, стран СНГ.

    Музыкант выступал с такими коллективами, как Национальный симфонический оркестр Ирландии и Ирландский камерный оркестр, Гринвич-симфони, Национальный оркестр Лилля, «Чешские виртуозы» (Брно), Sinfonia Varsovia, Филармонический оркестр Монте-Карло, академический камерный оркестр Harmonia Nobile, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Уральский академический филармонический оркестр, Национальный симфонический оркестр Украины, Государственный академический симфонический оркестр имени Е. Ф. Светланова, сотрудничал со многими прославленными дирижерами современности.

    Алексей Набиулин участвует в крупнейших фестивалях: «Русская зима» в Москве, «Музыкальный Олимп» в Санкт-Петербурге, многих фестивалях во Франции (La Roque d'Antheron, PianoPassion, Radio France Montpellier, Piano en Valois) и Италии (Lago Maggiore Musica, Notti nei giardini d`Europa, Festival dei Due Mondi di Spoleto, Festival Liszt in Modena, Schon Schubert), Povoa de Varzim в Португалии, Santander Festival в Испании, Бетховенском фестивале в Бонне, «Нопциле пианистиче» и «Мэрцишор» в Кишиневе, «Виртуозы» во Львове, Рахманиновском фестивале в Харькове (на десятом фестивале в 2008 году артистом были исполнены все четыре концерта и Рапсодия на тему Паганини).

    Творчество исполнителя запечатлено на компакт-дисках фирм Audite (произведения С. Прокофьева и С. Рахманинова), «Мелодия» (сочинения Ф. Шуберта) и Triton с записью выступления на Конкурсе имени П. И. Чайковского.

    Начиная с 2012 года Алексей Набиулин совмещает исполнительскую деятельность с преподаванием в Московской консерватории.

    Николай Кожин

    Николай Кожин родился в 1986 году в Самаре. Окончил ЦМШ при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку МГК по специальности «фортепиано» (класс профессора Аркадия Севидова) и «камерный ансамбль» (класс профессора Александра Бондурянского). Затем обучался дирижированию в магистратуре Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки в классе профессора Юрия Ткаченко. 

    Лауреат II Всероссийского конкурса имени Гнесиных, II Всероссийского конкурса композиторов Avanti в Москве (III премия в исполнительской категории) и ряда международных конкурсов: молодых музыкантов-исполнителей в Тольятти, ROMA-2006 в Риме (в категории «Фортепианный дуэт»), имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге (Гран-при в категории «Фортепианный дуэт»), имени Марии Канальс в Барселоне, камерных ансамблей имени С. И. Танеева в Калуге (в категории «Фортепианный дуэт»), имени Сигизмунда Тальберга в Неаполе, фирмы Blüthner в Вене, конкурса-фестиваля Markische Musiktage в Эггерсдорфе (Германия).

    Принимал участие в фестивалях «Молодые звезды XXI века» и «Пять вечеров у рояля» в Самаре, Vivere memento в Киеве, The International Keyboard Institute & Festival в Нью-Йорке, «Возрождение» и «Кремль музыкальный» имени Николая Петрова в Москве, Фестивале камерной музыки в Таллине, Фестивале фортепианных дуэтов в Екатеринбурге, Ghindinfest Александра Гиндина в Московской области. 

    Пианист регулярно выступает в залах Московской консерватории, Московской филармонии, Московского международного Дома музыки и на других концертных площадках столицы. Гастролирует по России и за рубежом (Германия, Финляндия, США, Италия, Украина, Испания, Эстония, Нидерланды). 

    Николай Кожин выступал с Академическим симфоническим оркестром Самарской филармонии, Симфоническим оркестром Московской консерватории, Санкт-Петербургским академическим симфоническим оркестром, Московским камерным оркестром «Времена года», Филармоническим оркестром Йены и Бранденбургским симфоническим оркестром (Германия), ансамблем солистов «Эрмитаж» и другими известными коллективами. 

    В настоящее время – преподаватель Московской консерватории (ассистент профессора Аркадия Севидова) и ЦМШ, доцент кафедры музыкального образования Московского государственного института культуры, приглашенный преподаватель Юношеской академии имен П. И. Чайковского в Шанхе (Китай). Регулярно проводит мастер-классы в городах России и за рубежом. Неоднократно участвовал в педагогических форумах, научно-практических конференциях и прочих образовательных проектах. Принимал участие в работе жюри всероссийских и международных конкурсов пианистов (Уфа, Пенза, Рязань, Тольятти, Долгопрудный, Челябинск, Москва). 

    Записи музыканта транслировались радио «Орфей». В 2014 году был выпущен сольный диск пианиста с произведениями Тальберга и Рахманинова.