В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
5 апреля 2009
Большой зал Консерватории
Посвящение Генриху Нейгаузу
Исполнители:
Элисо Вирсаладзе (фортепиано)
Алексей Любимов (фортепиано)
В программе:
Фридерик Шопен (1810-1849)
Полонез-фантазия ля-бемоль мажор, соч. 61
Александр Скрябин (1871/72-1915)
Пять прелюдий, соч. 74 Соната № 9, соч. 68
Роберт Шуман (1810-1856)
Фантазия до мажор, соч. 17
Галина Уствольская (1919-2006)
Соната № 5 в десяти эпизодах
Клод Дебюсси (1862-1918)
Три прелюдии: Фейерверк, Затонувший собор, Что видел западный ветер
Среди легендарных исполнительских школ Московской консерватории класс Генриха Нейгауза занимает одно из самых почетных мест. Из него вышли такие выдающиеся мастера, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Яков Зак, Станислав Нейгауз, Вера Горностаева, Алексей Наседкин, Лев Наумов и многие другие. На занятиях Нейгауза всегда присутствовало множество «вольнослушателей» – музыканты, ученые, художники, с которыми он был знаком. Мстислав Ростропович, сам будучи уже молодым профессором, учился преподавать у этого великого педагога. Он вспоминал, как бывал на уроках Генриха Густавовича, «который был всегда прост, человечен, шутлив, непосредственен, но отнюдь не «ментор».
В концерте, посвященном 120-летию Генриха Нейгауза, выступят его ученики, ныне музыканты мирового масштаба и профессора Московской консерватории Элисо Вирсаладзе и Алексей Любимов. «Я люблю и ценю вашу Элисо и от всей души желаю ей заслуженного успеха. Думаю, что мое чутье меня не обманывает», – писал Генрих Нейгауз бабушке своей ученицы Анастасии Вирсаладзе. Сегодня Элисо Вирсаладзе принадлежит к числу корифеев русской фортепианной школы, и критики восхищаются ее изысканным пианизмом, поэтичностью, трепетностью, увлеченностью и убедительностью игры, уникальным подходом к исполнению классики.
Алексей Любимов, будучи музыкантом совсем иного склада и мировосприятия, тем не менее является наследником нейгаузовской школы в области фортепианной техники: «Я занимался у Генриха Густавовича немного, чуть больше года, остальное время был у Льва Николаевича Наумова, который является продолжателем идеалов Нейгауза. Генрих Густавович был разносторонним, исключительно образованным человеком – музыка, поэзия, живопись составляли для него часть романтического мировосприятия».
При всей разности исполнительских манер, свойственным наследникам нейгаузовской школы, их объединяет общее, привитое в годы учебы отношение к своей профессии, которое было и есть настоящим служением искусству в высоком понимании этой идеи – со всей искренностью и полной самоотдачей.
Алексей Любимов – пианист, клавесинист, органист, педагог, профессор Московской консерватории и университета Моцартеум в Зальцбурге. Один из самых неординарных и разносторонних музыкантов современности.
Родился в Москве в 1944 году. Учился у Анны Артоболевской в Центральной музыкальной школе, Генриха Нейгауза и Льва Наумова в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Огромное влияние на формирование взглядов Любимова оказала Мария Юдина.
В 16 лет он стал победителем Всероссийского конкурса пианистов в Москве. Будучи студентом консерватории, в 1965 году завоевал I премию и золотую медаль IV Международного конкурса в Рио-де-Жанейро, в 1968 году – звание лауреата Международного конкурса в Монреале.
С 1968 года начал интенсивно концертировать в СССР и за рубежом. С 1975 года – солист Московской филармонии. Алексей Любимов – исполнитель необыкновенно широкого диапазона, в его репертуаре – практически весь арсенал от старинной до современной музыки, а также опыт работы в электронной и рок-музыке. Будучи одним из крупнейших в мире специалистов по исполнительству на исторических клавирах, регулярно проводит мастер-классы в ведущих консерваториях Европы. Выступил одним из создателей Московского барочного квартета, ансамбля «Академия старинной музыки» (совместно с Татьяной Гринденко), Ансамбля старинной музыки Московской консерватории
Другой приоритет артиста – музыка ХХ–XXI веков. Он был основателем и руководителем ансамбля «Музыка – ХХ век» (1969–1974), впервые в стране исполнившего многие произведения Штокхаузена, Лигети, Фелдмана, Кейджа, Райли, Райха, Тен Хольта. Благодаря Любимову обрели концертную жизнь многие произведения Сильвестрова, Пярта, Волконского, Шнитке, Денисова, Мартынова, Уствольской, Пелециса, Немтина, Рабиновича, Карманова, Кнайфеля, Суслина, Мансуряна. Многие композиторы (в частности, Уствольская, Сильвестров, Карманов, Мартынов) посвятили ему свои сочинения.
Соорганизатор ряда фестивалей авангардной музыки в Риге и Таллине (1976–1978); инициатор и художественный руководитель (до 1992 года) Международного фестиваля авангардной и экспериментальной музыки «Альтернатива», регулярно проходившего в Москве с 1988 года, а также I Фестиваля Арнольда Шёнберга в Московской консерватории (1999).
Сотрудничал со многими ведущими российскими и зарубежными оркестрами, с известными дирижерами, среди которых Кирилл Кондрашин, Натан Рахлин, Геннадий Рождественский, Михаил Плетнёв, Владимир Ашкенази, Франс Брюгген, Роджер Норрингтон, Эса-Пекка Салонен, Кристофер Хогвуд, Чарлз Маккеррас, Неэме Ярви, Андрес Мустонен, Юкка-Пекка Сарасте. Партнерами артиста по камерному ансамблю были Наталия Гутман, Олег Каган, Петер Шрайер, Татьяна Гринденко, Марк Пекарский, Александр Рудин, Иван Монигетти, Генрих Шифф, Андреас Штайер, Гидон Кремер, Кристиан Тецлафф, Виктория Иванова, Светлана Савенко, Лидия Давыдова и другие выдающиеся музыканты.
Алексей Любимов был участником фестивалей «Посвящение» в Государственной Третьяковской галерее и «Посвящение Олегу Кагану» (Москва), Дягилевского фестиваля (Пермь), Зальцбургского фестиваля, фестивалей в Локенхаусе, Ла-Рок-д’Антероне, «Каринтийское лето», Berliner Festwochen, Holland Festival, Mostly Mozart в Нью-Йорке и многих других. В 1991 году возглавил Музыкальный фестиваль в Санкт-Галлене (Австрия). Вошел в художественные советы фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» и Ars Longa. В 1968–1975 годах вел в Московской консерватории класс камерного ансамбля (доцент). В 1995 году вернулся в консерваторию, в 1997 году стал одним из инициаторов создания Факультета исторического и современного исполнительского искусства (до 2010 года – декан), на котором впервые в России были введены программы обучения на старинных инструментах. С 1998 года – профессор Университета Моцартеум в Зальцбурге. Член жюри многих международных конкурсов.
Дискография музыканта насчитывает свыше 50 альбомов, выпущенных под лейблами «Мелодия», Erato, Sony Classical, Teldec, BIS, EСM, Decca, Megadisc, Alpha Classics и другими.
Лауреат Премии города Москвы (2001). Лауреат Премии Кейджа-Каннингема (Нью-Йорк, 2015).