Элисо Вирсаладзе, Алексей Любимов (фортепиано)

    5 апреля 2009

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Алексей Любимов (фортепиано)

    12+

    Абонемент №45:

    Великие исполнительские школы Московской консерватории

    Посвящение Генриху Нейгаузу

    Исполнители:

    Элисо Вирсаладзе (фортепиано)
    Алексей Любимов (фортепиано)

    В программе:

    Фридерик Шопен (1810-1849)
    Полонез-фантазия ля-бемоль мажор, соч. 61

    Александр Скрябин (1871/72-1915)
    Пять прелюдий, соч. 74 Соната № 9, соч. 68

    Роберт Шуман (1810-1856)
    Фантазия до мажор, соч. 17

    Галина Уствольская (1919-2006)
    Соната № 5 в десяти эпизодах

    Клод Дебюсси (1862-1918)
    Три прелюдии: Фейерверк, Затонувший собор, Что видел западный ветер

    Среди легендарных исполнительских школ Московской консерватории класс Генриха Нейгауза занимает одно из самых почетных мест. Из него вышли такие выдающиеся мастера, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Яков Зак, Станислав Нейгауз, Вера Горностаева, Алексей Наседкин, Лев Наумов и многие другие. На занятиях Нейгауза всегда присутствовало множество «вольнослушателей» – музыканты, ученые, художники, с которыми он был знаком. Мстислав Ростропович, сам будучи уже молодым профессором, учился преподавать у этого великого педагога. Он вспоминал, как бывал на уроках Генриха Густавовича, «который был всегда прост, человечен, шутлив, непосредственен, но отнюдь не «ментор».

    В концерте, посвященном 120-летию Генриха Нейгауза, выступят его ученики, ныне музыканты мирового масштаба и профессора Московской консерватории Элисо Вирсаладзе и Алексей Любимов. «Я люблю и ценю вашу Элисо и от всей души желаю ей заслуженного успеха. Думаю, что мое чутье меня не обманывает», – писал Генрих Нейгауз бабушке своей ученицы Анастасии Вирсаладзе. Сегодня Элисо Вирсаладзе принадлежит к числу корифеев русской фортепианной школы, и критики восхищаются ее изысканным пианизмом, поэтичностью, трепетностью, увлеченностью и убедительностью игры, уникальным подходом к исполнению классики.

    Алексей Любимов, будучи музыкантом совсем иного склада и мировосприятия, тем не менее является наследником нейгаузовской школы в области фортепианной техники: «Я занимался у Генриха Густавовича немного, чуть больше года, остальное время был у Льва Николаевича Наумова, который является продолжателем идеалов Нейгауза. Генрих Густавович был разносторонним, исключительно образованным человеком – музыка, поэзия, живопись составляли для него часть романтического мировосприятия».

    При всей разности исполнительских манер, свойственным наследникам нейгаузовской школы, их объединяет общее, привитое в годы учебы отношение к своей профессии, которое было и есть настоящим служением искусству в высоком понимании этой идеи – со всей искренностью и полной самоотдачей.

    Алексей Любимов

    Пианист, клавесинист, органист, педагог, профессор Московской консерватории, один из самых неординарных и разносторонних музыкантов современности. Родился в Москве в 1944 году. Учился у Анны Артоболевской в Центральной музыкальной школе, Генриха Нейгауза и Льва Наумова в Московской консерватории. Огромное влияние на формирование взглядов Любимова оказала Мария Юдина. В 16 лет стал победителем Всероссийского конкурса пианистов в Москве. Будучи студентом Консерватории, в 1965 году завоевал I премию и золотую медаль IV Международного конкурса в Рио-де-Жанейро, в 1968 – стал лауреатом Международного конкурса в Монреале.

    С 1968 года Алексей Любимов начал интенсивно концертировать в СССР и за рубежом. В 1975 году стал солистом Московской филармонии. Творчество музыканта впечатляет широчайшим диапазоном: от опусов английских верджиналистов, исполняемых на старинном клавесине, до смелых экспериментов Кейджа, Штокхаузена и Булеза. Убежденный сторонник аутентичного исполнения музыки XVII-XIX веков, Любимов сотрудничает с крупнейшими коллективами и музыкантами, практикующими исполнение старинной музыки на оригинальных инструментах различных эпох. Первым в нашей стране начал играть на исторических клавесинах и фортепиано, являлся одним из создателей ансамблей «Московский барочный квартет» (1975) и «Академия старинной музыки» (1982). 

    Другой приоритет артиста – музыка ХХ-XXI веков. Он был основателем и руководителем ансамбля «Музыка – ХХ век» (1969-1974), впервые в СССР исполнившего ряд сочинений Булеза, Штокхаузена, Кейджа, Райли. Благодаря Любимову обрели концертную жизнь многие произведения Сильвестрова, Пярта, Волконского, Шнитке, Денисова, Мартынова, Уствольской, Пелециса, Немтина, Рабиновича, Карманова, Кнайфеля, Суслина, Мансуряна. Участвовал в организации ряда фестивалей авангардной музыки в Риге и Таллине (1976-1978). Инициатор и художественный руководитель (до 1992 года) Международного фестиваля авангардной и экспериментальной музыки «Альтернатива», регулярно проводящегося в Москве с 1988 года, а также I Фестиваля Арнольда Шёнберга в Московской консерватории (1999). 

    В числе оркестров, с которыми выступал пианист, – Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, коллективы Санкт-Петербургской и Московской филармоний, Израильский, Мюнхенский, Лос-Анджелесский филармонические оркестры, Лондонский Королевский филармонический оркестр, филармонический оркестр Радио Франс, симфонические оркестры Токио, Торонто, Берлина, Лейпцига, Хельсинки, камерный оркестр Нидерландов, Оркестр Века Просвещения, «Венская академия», Collegium Vocale Gent и многие другие. Среди дирижеров, с которыми выступал Любимов, – Кирилл Кондрашин, Давид Ойстрах, Натан Рахлин, Геннадий Рождественский, Михаил Плетнев, Владимир Ашкенази, Франс Брюгген, Марек Яновский, Роджер Норрингтон, Эса-Пекка Салонен, Кристофер Хогвуд, Чарлз Маккеррас, Неэме Ярви, Кент Нагано, Андрес Мустонен, Юкка-Пекка Сарасте. Партнерами артиста по камерному ансамблю были Наталия Гутман, Олег Каган, Виктор Третьяков, Петер Шрайер, Татьяна Гринденко, Марк Пекарский, Александр Рудин, Иван Монигетти, Генрих Шифф, Андреас Штайер, Кристиан Тецлафф, Виктория Иванова, Светлана Савенко, Лидия Давыдова и другие выдающиеся музыканты. 

    Участвовал в международных фестивалях «Посвящение» в Государственной Третьяковской галерее и «Посвящение Олегу Кагану» (Москва), фестивалях Иегуди Менухина в Гштаде, Гидона Кремера в Локенхаусе, Зальцбургском фестивале, «Каринтийское лето», Berliner Festwochen, Holland Festival, Mostly Mozart в Нью-Йорке и многих других. С 1991 года Любимов – художественный руководитель Музыкального фестиваля в Санкт-Галлене (Австрия). Член художественного совета фестиваля «Декабрьские вечера» и молодежного фестиваля Ars Longa.

    В 1968-1975 годах Любимов преподавал в Московской консерватории (класс камерного ансамбля). В 1995 вернулся в Консерваторию, а в 1997 стал одним из инициаторов создания и возглавил Факультет исторического и современного исполнительского искусства, на котором впервые в России были введены программы обучения на старинных инструментах. С 1998 года Любимов был также профессором университета Моцартеум в Зальцбурге. Член жюри многих международных конкурсов.

    В последние годы Любимов с учениками и коллегами каждый сезон предлагает слушателям изысканные программы на клавишных инструментах разных эпох, среди которых клавикорд, клавесин, тангентенфлюгель, орган-позитив, молоточковое фортепиано (Hammerklavier), тафель-клавир, рояль «Эрар» середины XIX века, современные рояли. Дискография Любимова насчитывает свыше 50 CD, записанных на лейблах Erato, Sony Classical, Teldec, BIS, EСM, Decca, Megadisc и других. Лауреат Премии города Москвы (2001). Народный артист России (2003).