Открытие сезона. Ensemble intercontemporain : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Даниил Коган, Ева Геворгян

  • LIVE

«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Джаз, jazz, джаз

  • LIVE
Закрыть

    Открытие сезона.
    Ensemble intercontemporain

    2 сентября 2021

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Ensemble intercontemporain
    Маттиас Пинчер, дирижёр

    IRCAM (Институт исследования
    и координации акустики и музыки) – электроника



    В программе:
    Робен
    Art of Metal II для металлического контрабасового кларнета и электроники (российская премьера)
    Варез
    Octandre для семи духовых инструментов и контрабаса
    Пинчер
    Beyond II (bridge over troubled water) для флейты, альта, арфы (российская премьера)
    Булез
    Répons для шести солистов, камерного ансамбля и электроники (российская премьера)


    12+

    Абонемент №1:

    «Другое пространство. Continuo»


    Ensemble intercontemporain

    Ensemble intercontemporain – ансамбль солистов, специализирующийся на исполнении музыки XX и XXI веков. Был основан в 1976 году в Париже дирижером и композитором Пьером Булезом как первый в мире ансамбль новой музыки с постоянным составом, стал образцом для многих коллективов подобного рода. Появление ансамбля явилось одним из этапов создания IRCAM (Института исследования и координации акустики и музыки) – также по инициативе и при активном участии Булеза. С момента открытия института в 1977 году и по сей день Ensemble intercontemporain тесно связан с его работой: регулярно выступает в нем и участвует в его проектах. В постоянном составе ансамбля – 31 музыкант. С 1995 года его базой был парижский Музыкоград (Cité de la musique), в январе 2015-го он стал ансамблем-резидентом Парижской филармонии.

    Не являясь официальным руководителем ансамбля, но занимая должность президента, Пьер Булез постоянно выступал и записывался с ним со дня основания до конца 2000-х годов. Значительную роль в создании Ensemble intercontemporain и в его работе в первые годы играл дирижер Мишель Табачник. Первым музыкальным руководителем коллектива в 1979 году стал Петер Этвёш, затем ансамбль возглавляли Дэвид Робертсон (1992–1999), Джонатан Нотт (2000–2005), Сусанна Мялкки (2006–2013), с 2013 года им руководит Маттиас Пинчер. С сезона 2023/24 эту должность займет Пьер Блёз. 

    На протяжении многих лет в составе Ensemble intercontemporain играли музыканты, в дальнейшем ставшие всемирно известными солистами, в том числе пианист Пьер-Лоран Эмар и виолончелист Жан-Гиэн Керас. С 2004 года участники ансамбля ежегодно проводят мастер-классы для молодых композиторов, дирижеров и солистов в рамках Академии Люцернского фестиваля. 

    Ансамбль исполнил более полутора тысяч сочинений, свыше 200 опусов – впервые, причем больше половины из них создано по заказу Ensemble intercontemporain. Наряду с новейшими произведениями в репертуаре коллектива важное место занимают классика первой половины ХХ века – музыка представителей Новой венской школы, Стравинского, Бартока, Равеля, Вареза – и послевоенный авангард от Лигети, Берио, Куртага, Даллапикколы до Ксенакиса, Ноно, Мессиана, Картера, Гризе. Эти авторы в изобилии представлены в обширной дискографии ансамбля наряду с более неожиданными именами – от Моцарта до Фрэнка Заппы – и нашими современниками, среди которых Ынсук Чин, Микаэль Жаррель, Иван Феделе, Лука Франческони, Филипп Манури, Брюно Мантовани, Джордж Бенджамин, Марк-Андре Дальбави, Магнус Линдберг, Харрисон Бёртуисл, Филипп Фенелон, Марко Строппа, Хайнц Холлигер и другие. Записи ансамбля выпущены под крупнейшими мировыми лейблами, среди которых Deutsche Grammophon, Decca, Sony Classical, Erato, KAIROS и другие; многие из них удостоены авторитетных международных наград, в том числе Gramophone Award и Diapason d'Or. 

    В течение каждого сезона ансамбль дает около 30 концертов в Париже, активно выступает в других городах Франции и за ее пределами; помимо большинства музыкальных столиц Европы на гастрольной карте коллектива – Россия, страны Южной и Северной Америки, Япония, Новая Зеландия, Австралия. Финансовую поддержку ансамблю оказывают Министерство культуры Франции и Парижский муниципальный совет.

    Маттиас Пинчер

    Маттиас Пинчер родился в 1971 году в Марле (земля Северный Рейн – Вестфалия, Германия). Учился композиции у Гизельхера Клебе в Детмольде и Манфреда Трояна в Дюссельдорфе. Огромную роль в становлении музыканта сыграло общение с Хельмутом Лахенманом и Хансом Вернером Хенце (последний в 1991 и 1992 годах приглашал Пинчера в Международную школу искусств Монтепульчано). С 1994 года он начал обучаться дирижерскому мастерству под руководством Пьера Булеза и Петера Этвёша, в этот же период углубился в композицию. Добившись признания в обеих областях, продолжил сочетать в своей профессиональной деятельности дирижирование и сочинение музыки.

    Среди достижений композитора – I премия конкурса в Хитцакере (Германия, 1992), премия Рольфа Либермана, Оперная премия Фонда Кёрбера в Гамбурге (1993 и 1996), премия Фонда принца Монако Пьера (1999), премия Зальцбургского пасхального фестиваля за лучшее сочинение и Премия Хиндемита на Музыкальном фестивале в Шлезвиг-Гольштейне (2000). Кроме того, в 2002 году он был удостоен премии Ханса Вернера Хенце (Вестфальской музыкальной премии). Международную известность Пинчеру-композитору принесли оперы «Томас Чаттертон» (поставлена на сцене дрезденской Земпер-оперы в 1998 году) и «Последнее пространство» (премьера состоялась на сцене Парижской национальной оперы в 2004 году). В числе его крупнейших сочинений также – «Идиллия» и Пять пьес для оркестра, «Размышления о Нарциссе» для виолончели с оркестром, Bereshit для большого ансамбля, «Песни из сада Соломона» для баритона и камерного оркестра, «Иродиада – фрагменты» для сопрано с оркестром. 

    В разные годы Пинчер был композитором-резидентом Национального театра Мангейма, Кливлендского оркестра, дортмундского Концертхауса, Люцернского фестиваля, Оркестра радио и телевидения Саарбрюккена, Кёльнской филармонии, Симфонического оркестра Штутгартского радио. С 2010 года в течение девяти сезонов был постоянным приглашенным артистом (Artist-in-Association) – композитором и дирижером – Шотландского симфонического оркестра Би-би-си. С 2014 года – артист-резидент Симфонического оркестра Датского радио. В сезоне 2016/17 Пинчер стал первым композитором-резидентом и основным приглашенным дирижером только что открывшейся Филармонии на Эльбе в Гамбурге. В том же сезоне состоялась премьера его Второго концерта для виолончели с оркестром («Пробуждение») с участием солистки Алисы Вайлерштайн и Бостонского симфонического оркестра под управлением Франсуа-Ксавье Рота. 

    Произведения Пинчера включали в репертуар многие выдающиеся исполнители и оркестры современности. В их числе дирижеры Пьер Булез, Клаудио Аббадо, Марис Янсонс, Кент Нагано, Саймон Рэттл, Франц Вельзер-Мёст, Кристоф Эшенбах, Петер Этвёш, Владимир Юровский, Алан Гилберт, Марк Альбрехт, Джонатан Нотт, Сильвен Камбрелен, Дэниел Хардинг, певцы Кристина Шефер, Томас Хэмпсон, Марисоль Монтальво, Бо Сковхус, скрипачи Юлия Фишер, Франк Петер Циммерман, виолончелист Трулс Мёрк, флейтист Эмманюэль Паю, Бостонский и Чикагский симфонические оркестры, Кливлендский оркестр, Нью-Йоркский филармонический оркестр, Филадельфийский оркестр, Берлинский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Баварского радио, Лондонский симфонический оркестр, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), Оркестр де Пари и многие другие. Исключительные права на издание партитур музыканта принадлежат издательству Bärenreiter; записи музыки Пинчера издавались под лейблами KAIROS, EMI, Teldec, Wergo и Winter & Winter. 

    В качестве дирижера Маттиас Пинчер регулярно выступает с известными коллективами Европы и США. С 2013 года – музыкальный руководитель основанного Пьером Булезом Ensemble intercontemporain, одного из признанных лидеров среди исполнителей современной музыки. Помимо насыщенных концертных сезонов в Париже, 

    дирижер регулярно гастролирует с ансамблем по Европе, Азии и США. В сезоне 2019/20 музыканты Ensemble intercontemporain под управлением Маттиаса Пинчера впервые исполнили новые произведения Саши Блондо, Нины Шенк, Беата Фуррера, Йоханнеса Бориса Боровски и других композиторов. 

    В сезоне 2017/18 Пинчер впервые выступил за дирижерским пультом Королевского оркестра Консертгебау, Лондонского симфонического оркестра, оркестров Берлинского радио, Финского радио и Фонда Гюльбенкяна в Лиссабоне. В 2016–2018 гг. возглавлял оркестр Академии Люцернского фестиваля, сотрудничал с Академией имени Герберта фон Караяна при Берлинском филармоническом оркестре. В сезоне 2018/19 был артистом-резидентом Камерного оркестра Лос-Анджелеса и исполнял обязанности креативного директора оркестра цюрихского Тонхалле. В январе 2019 года провел мировую премьеру оперы Беата Фуррера «Фиолетовый снег» (либретто Владимира Сорокина) на сцене Берлинской государственной оперы, а в феврале 2020 года на фестивале Musica Viva представил премьеру собственного произведения «Песнь IV» для баритона, хора и оркестра с участием Георга Нигля и Симфонического оркестра Баварского радио. В сезоне 2019/20 состоялся дирижерский дебют Пинчера в Венской государственной опере: премьера оперы Ольги Нойвирт «Орландо». 

    В сезоне 2020/21 Маттиас Пинчер дирижировал в новой постановке «Лоэнгрина» Вагнера на сцене Берлинской государственной оперы (режиссер – Каликсто Бийето, премьера состоялась в онлайн-формате) и принял приглашение на три сезона стать творческим партнером (Creative Partner) Симфонического оркестра Цинциннати. В дирижерской дискографии Пинчера, помимо его собственных сочинений, – записи произведений Грига, Мендельсона, Бартока, Лигети, Рима, ряда авторов молодого поколения. 

    Концертный сезон 2021/22 Пинчер открывает в качестве главного композитора Летнего фестиваля в Сантори-холле (Токио), где представляет пять авторских программ с Ensemble intercontemporain. Фестиваль завершает мировая премьера сочинения Пинчера neharot (совместный заказ фестиваля с Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Дрезденской государственной капеллой, Филармоническим оркестром Радио Франс и Оркестром Романдской Швейцарии) в исполнении Токийского симфонического оркестра под управлением автора. Затем с Ensemble intercontemporain Пинчер выступает в Иокогаме и Москве. 

    В январе 2022 года под управлением автора состоится премьера скрипичного концерта Assonanza II с участием Лейлы Юзефович (для которой написан опус) и Симфонического оркестра Цинциннати. В течение сезона Пинчер дебютирует с Питтсбургским симфоническим оркестром, Дрезденской государственной капеллой, Симфоническим оркестром Лахти (Финляндия) и оркестром «Музыкальная коллегия Винтертура» (Швейцария), а также выступит за дирижерским пультом оркестров Хьюстона, Индианаполиса, Барселоны, Романдской Швейцарии, Филармонического оркестра Радио Франс, Филармонического оркестра Нидерландского радио на фестивале в Нидерландах, вновь примет участие в работе Академии имени Герберта фон Караяна Берлинского филармонического оркестра и выступит с Ансамблем имени Булеза, основанным Даниэлем Баренбоймом. Кроме того, в сезоне 2021/22 в Государственной опере Унтер-ден-Линден в Берлине под управлением Пинчера пройдут оперы «Лоэнгрин» Вагнера и «Девушка с Запада» Пуччини. 

    В 2007–2009 гг. Маттиас Пинчер преподавал композицию в Мюнхенском университете музыки и исполнительских искусств, в 2010–2011 гг. – в Нью-Йоркском университете. С 2014 года преподает композицию в Джульярдской высшей школе музыки в Нью-Йорке.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Другое пространство. Weekend.
    Лукас Генюшас, Анна Генюшене

    Режиссерская версия

    12.02.2022

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Другое пространство. Weekend.
    Questa Musica, Филипп Чижевский

    Режиссерская версия

    11.12.2021

    В программе:
    Шельси
    Anahit (лирическая поэма, посвященная Венере)
    для скрипки и 18 инструментов
    Берио
    Chemins II для альта и 9 инструментов
    Шаррино
    Le voci sottovetro для голоса и ансамбля
    И. С. Бах
    Контрапункт XIX из «Искусства фуги»
    (оркестровка Л. Берио)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    VII Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство».
    Ensemble intercontemporain

    Режиссерская версия

    19.11.2020

    В программе:
    Лим
    Wild Winged-One для трубы соло
    Булез
    Dérive 1 для 6 инструментов
    Шаррино
    Lo spazio inverso для 5 инструментов
    Мантовани
    Камерный концерт № 2 для 6 инструментов
    Шенк
    Reflections для трубы и фортепиано
    Гандер
    Soaring Souls для виолончели и контрабаса
    Ксенакис
    Morsima-Amorsima для фортепиано, скрипки, виолончели и контрабаса
    Мареш
    Entrelacs для 6 инструментов