Концерт отменён. Голоса органов мира : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Концерт отменён. Голоса органов мира

    18 марта 2022

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:
    Букстехуде
    Прелюдия до мажор, BuxWV 137
    И. С. Бах
    Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
    Хоральная прелюдия In dir ist Freude, BWV 615
    Фрескобальди
    Канцона Dopo l'Epistola
    Мендельсон
    Соната № 3 ля мажор, соч. 65
    Видор
    Токката из Симфонии № 5 фа минор, соч. 42 № 1

    Лангле
    Эпилог из Сюиты «Посвящение Фрескобальди» 

    Бриггс
    Концертный этюд «Терции»

    12+

    Абонемент №114:

    «Голоса органов мира». Один инструмент, два концерта, шесть исторических органов, множество музыкальных открытий.
    Ведущая цикла – Наталия Сурнина

    Каждый орган – отражение своего времени и места. Он может многое рассказать не только о музыкальных традициях города или региона, но и о его экономике, политике и даже природе. С историей знаменитых органов мира тесно переплетены судьбы великих органостроителей и исполнителей, особенности разных национальных школы и эпох. Концерты абонемента «Голоса органов мира» составлены так, чтобы познакомить слушателей с уникальными инструментами и представить важнейшие музыкальные события органной истории барокко и романтизма – от И. С. Баха до конца XIX века. Комментарий к программе и визуальный ряд помогут разобраться в деталях и совершить путешествие в пространстве и времени. 


    Орган Концертного зала имени С. В. Рахманинова – уникальное явление в концертной практике. Он создан в 2018 году органостроительной фирмой «Флойгельс» (Германия) совместно с коллективом специалистов Московской филармонии. Современный электронный органный комплекс – плод новейших достижений в области компьютерной технологии: благодаря ему любители музыки имеют возможность в одном зале услышать разные органы, наслаждаться тембровой палитрой инструментов, созданных крупнейшими органостроителями разных эпох в разных уголках земного шара.

    Импозантная кафедра органа обладает мощным встроенным компьютером. В центре ее – четыре ручные клавиатуры («мануалы») и педальная клавиатура, а по сторонам – 80 многофункциональных рукояток, которые приводят в действие регистры и вспомогательные устройства. Под мануалами и над педальной клавиатурой имеются кнопки секвенсора, позволяющие исполнителю без помощи ассистента мгновенно менять регистровку.

    Качественное звучание органа обеспечивает расширенная акустическая система, включающая более 20 модулей, расположенных в разных частях зала, а также комплекс усилителей и звуковых процессоров фирмы Fohhn (Германия). Центром системы является процессорный модуль, разработанный инженерами компании Müller-BBM (Германия) и адаптированный специально для Концертного зала имени С. В. Рахманинова. Эта система органично дополняет естественную акустику.

    Перечень органов, доступных для воспроизведения в зале имени С. В. Рахманинова, постоянно обновляется. Сегодня здесь можно услышать инструменты таких прославленных мастеров, как Арп Шнитгер, Готфрид Зильберманн, Эудженио Каспарини, Аристид Кавайе-Коль и другие. Поэтому органные концерты не теряют своей новизны и привлекательности для знатоков классической музыки, стремящихся к расширению знаний об инструменте с богатейшей, более чем 2000-летней историей. Для исполнителей, играющих на этом «органе XXI века», также открываются новые горизонты: они могут достигать максимально высокого уровня интерпретации, выбирая для исполнения те инструменты, которые наилучшим образом соответствуют природе и стилю каждого произведения.

    Владимир Скоморохов

    Владимир Скоморохов родился в 1999 году в Волгограде. В 2016 году с отличием окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (класс фортепиано Юрия Слесарева, класс органа Галины Семёновой), в 2021 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс фортепиано профессора Элисо Вирсаладзе, класс органа Натальи Гуреевой, под руководством которых продолжил совершенствоваться как ассистент-стажер). 

    Как пианист и органист завоевал звания лауреата и дипломанта на международных конкурсах имени Йозефа Габлера в Оксенхаузене, имени Микаэла Таривердиева в Калининграде, имени Владимира Одоевского, юношеских конкурсах имени П. И. Чайковского, имени С. В. Рахманинова и «Юный органист» в Москве, Открытом фестивале-конкурсе органной музыки (Гатчина, Санкт-Петербург) и Всероссийском конкурсе органистов Sancta Caecilia в Красногорске.

    Победитель конкурса «Романтизм: истоки и горизонты» памяти Е. Ф. Гнесиной (категория «фортепиано», 2017), фортепианного конкурса Pianale Academy & Competition в Фульде (Германия, 2017), V Международного конкурса органистов имени А. Ф. Гедике (Москва, 2018, 2021), I Международного Московского музыкального онлайн-конкурса IMMC (категория «фортепиано», 2020) и III Всероссийского музыкального конкурса в Москве (категория «орган», 2020). Лауреат Всероссийского творческого конкурса по музыкально-теоретическим дисциплинам имени Д. А. Блюма (2016). 

    Обладатель гранта Президента Российской Федерации, стипендиат благотворительного фонда «Создаем будущее», ранее был удостоен стипендий Управления культуры ЦАО Москвы, Правительства Москвы, Hyundai Motor-2017 и диплома Департамента культуры Москвы «Яркое художественное дарование». Лучший выпускник Московской консерватории 2021 года. 

    Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом. В 2021 году выпустил дебютный диск на студии OnClassical с фортепианными произведениями Листа.

    Наталия Сурнина

    Родилась в 1983 году в Воткинске. Окончила теоретическое отделение Пермского музыкального училища (2002), историко-теоретический факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (2007) и аспирантуру МГК (2010).

    В 2006–2010 гг. – сотрудник научно-просветительского отдела Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, где вела экскурсии (в том числе разработала специализированную балетную экскурсию по постоянной экспозиции), вечерние просветительские мероприятия и встречи. В 2009–2012 г. – автор сценариев (в 2010–2011 гг. также музыкальный редактор) телепрограммы «Абсолютный слух» на ТК «Культура».

    В 2011–2017 гг. – заведующая литературной частью Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. Организовала и проводила цикл просветительских встреч «Премьера: инструкция по применению» с привлечением ведущих музыковедов, театроведов и композиторов.

    В 2017–2019 гг. – редактор литературно-драматургической части Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Активно участвовала в работе просветительского проекта «Студия», проводила экскурсии и лекции, открытые встречи. Принимала участие в подготовке издания «Хроника. 1918–2018» к 100-летию театра. В 2017–2018 гг. – один из кураторов Лаборатории молодых композиторов и драматургов «КоOPERAция», с которой в настоящее время продолжает работу в качестве пресс-секретаря и редактора.  

    С февраля 2019 года – пресс-секретарь Московской филармонии, где также работает над созданием буклетов, просветительскими проектами, выступает с лекциями перед концертами. В сезоне 2023/24 – ведущая абонемента «Король инструментов и его свита» и детской программы «Знакомство с органом».

    С 2007 года – ведущая концертов классической музыки в Англиканском соборе Св. Андрея, с 2015-го – в Кафедральном соборе Свв. Петра и Павла. Также ведет концерты в Большом и Малом залах Московской консерватории, Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Московском международном Доме музыки, в музеях и концертных залах Москвы. Сотрудничала с фестивалями «Московская осень» и «Органные вечера в Кусково».

    Музыкальный журналист, регулярно сотрудничает с журналом «Музыкальная жизнь», «Независимой газетой», порталом Colta.ru, публиковалась в газетах «Ведомости», «КоммерсантЪ», «Известия», «Мариинский театр», журналах «Большой театр», «Балет» и др. Автор статей и интервью для буклетов Большого театра России и Екатеринбургского театра оперы и балета. Лауреат премии для молодых критиков «Резонанс» (2016).

    Член музыковедческой секции Молодежного отделения Союза композиторов.