Мир русских сказок. «Садко» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Мир русских сказок.
    «Садко»

    22 марта 2025

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    Тимофей Федоров (художественное слово)
    Национальный академический оркестр
    народных инструментов России
    имени Н. П. Осипова
    Владимир Андропов, дирижёр
    Анастасия Лясканова (народный голос)
    Фёдор Тарасов (бас)
    Любовь Муравьёва (гусли звончатые)

    В оформлении использованы кадры
    фильма-сказки «Садко»
    (режиссёр А.Птушко, «Мосфильм», 1952 год)

    Римский-Корсаков
    «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка»

    Городовская
    «Сказ» для гуслей звончатых

    Лядов
    Симфоническая картина «Волшебное озеро» (фрагмент)

    Городовская
    «Московская барыня» для гуслей звончатых с оркестром

    Глазунов
    Русская фантазия (фрагмент)

    Русская народная песня «По заре»

    Лядов
    «Коляда-Маледа» из цикла «Восемь русских народных песен»

    Римский-Корсаков
    Симфоническая сюита «Шехеразада», I часть (фрагменты)
    Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»

    Ипполитов-Иванов
    «В ауле» из оркестровой сюиты № 1 «Кавказские эскизы» (фрагмент)

    Бояшов
    «Рыба-кит» из сюиты «Конёк-горбунок»

    Н. Осипов – Д. Осипов
    «Камаринская»

    Римский-Корсаков
    Увертюра на темы трёх русских песен (фрагмент)

    Калинников
    Симфония № 1, IV часть (фрагмент)

    В программе:

    «Садко». Былинный сказ в изложении Александра Нечаева 


    В одном отделении, продолжительность – 1 час

    6+

    Абонемент №209:

    Мир русских сказок. 6+

    Сказание о Садко – одно из самых примечательных в русском эпосе. Герой новгородской былины необычен: не богатырь, как Илья Муромец или Добрыня Никитич из киевского цикла, а музыкант, покоривший игрой на гуслях Морского Царя и получивший богатство в награду за свой талант. Разбогатевший Садко становится купцом, пускается в морское путешествие, попадает в Индию, спускается на дно морское, берет в жены морскую царевну, а потом с помощью небесных сил возвращается на землю, где его ждет настоящая, а не сказочная жена Любава Буслаевна. Былина известна в нескольких вариантах, повествующих о самых разных приключениях Садко; черты личности героя и красочные события его жизни вдохновили Римского-Корсакова на то, чтобы написать о нем одну из наиболее известных и почитаемых русских опер.

    В ХХ веке фольклорист и сказочник Александр Нечаев пересказал «Садко» понятным детям языком. Его версия новгородской былины оживет на сцене Зала Рахманинова: актер Тимофей Федоров прочитает сказку, а Оркестр народных инструментов имени Осипова исполнит фрагменты знаменитых произведений. К музыке и художественному слову добавится третий вид искусства: в оформлении программы используются кадры из фильма «Садко» Александра Птушко, классика сказочного жанра в отечественном кино.

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова

    Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.

    В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.

    Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.

    Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.

    После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.

    С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.

    Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.

    В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.

    Владимир Андропов

    Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.

    Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.

    Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского. 

    В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна. 

    В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами. 

    В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова. 

    Анастасия Лясканова

    Анастасия Лясканова родилась в Ижевске. Окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных с отличием (класс профессора Светланы Игнатьевой). Лауреат всероссийских и международных конкурсов. В репертуаре – народные песни разных областей России, романсы, песни советских и современных отечественных композиторов. Выпустила шесть альбомов.

    Фёдор Тарасов

    Фёдор Тарасов в 2010 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. В 2003 году начал концертную деятельность, выступая в залах столицы (Большой зал консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Дом музыки, Колонный зал Дома союзов, Центральный Дом ученых и др.) и других городах России. Гастролировал в Аргентине, Германии, Греции, Италии, Испании, на Кипре, в Китае, Северной Корее, Латвии, Литве, Сингапуре, США, Уругвае, Франции, Швейцарии, Эстонии, Японии. 

    Лауреат вокальных конкурсов «Романсиада без границ» (Москва, 2006, I премия), имени Рашита Вагапова (Казань, 2007, I премия), Международного фестиваля искусств «Апрельская весна» (Пхеньян, золотой приз) и конкурса-смотра выпускников консерваторий России (2010).

    В 2012–2014 гг. – приглашенный солист Большого театра России. В дальнейшем был солистом Калужской филармонии и фонда «Таланты мира», с которым выступал в гастрольных турне по городам Сибири и русского Севера. Сотрудничал с различными симфоническими и хоровыми коллективами России и Швейцарии. 

    Выступает в концертах с участием солистов ведущих оперных театров, в телевизионных программах и радиоэфирах, участвует в церковных мероприятиях (на вручении Патриаршей литературной премии). 

    В репертуаре певца – оперные арии, ораториальные и камерные произведения русских и европейских композиторов, неаполитанские песни, народные, казачьи и военные песни, шлягеры советской эстрады, духовные песнопения.

    Фёдор Тарасов окончил филологический факультет и аспирантуру МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор филологических наук, член Союза писателей России.

    Любовь Муравьёва

    Любовь Муравьёва окончила Московский государственный институт музыки имени Шнитке (1997) и Московский государственный университет культуры и искусств (2004). Лауреат всероссийских и международных конкурсов. Награждена «Медалью Веры Городовской» (2004).

    С 1997 года – артистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Участвовала в премьерах сочинений для гуслей Веры Городовской, Евгения Дербенко, Алексея Ларина, Владимира Беляева, Александра Курченко, Виктора Малярова и других современных композиторов. 

    Выступала в Концертном зале имени Чайковского, Государственном Кремлевском дворце, Колонном зале Дома союзов, Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, Доме ученых и на других московских сценах. Гастролировала по России (Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Ярославль, Кострома, Тольятти, Смоленск, Тверь, Великий Новгород, Тамбов, Челябинск и другие) и за рубежом (Великобритания, Германия, Греция, Польша, Швейцария, Кипр, США, Канада).

    Другие концерты этого абонемента
    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
    30 ноября в 12:00