V Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство». Балтийский спектр новой музыки : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    V Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство».
    Балтийский спектр новой музыки

    4 ноября 2016

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    NeoQuartet (Польша)

    Каролина Пятковская-Новицкая (первая скрипка)
    Павел Капица (вторая скрипка)
    Михал Маркевич (альт)
    Кшиштоф Павловский (виолончель)

    В программе:
    Цапф
    Струнный квартет № 3
    Тульве
    "nec ros, nec pluvia…"
    Мунаката
    "Pleats" («Складки») для струнного квартета
    Шиманьский
    Четыре пьесы для струнного квартета
    Сафронов
    «Репка» (Rzepka) для струнного квартета

    12+

    «Балтийский Спектр Новой Музыки» — серия концертов польского NeoQuartet в пяти странах, расположенных на Балтийском море. Основная идея проекта — представить разнообразный спектр возможностей современной камерной музыки. Уроженцы и жители балтийского Гданьска, музыканты NeoQuartet пригласили к участию в проекте пятерых композиторов: Хельмута Цапфа из Германии, Хелены Тулве из Эстонии, Александра Кощчува из Польши, Антона Сафронова из России и Реи Мунаката из Швеции. Вместо сочинения Александра Кощчува, которое NeoQuartet исполнял в свой прошлый приезд в Москву, в этом году на «Другом пространстве» прозвучит работа Павла Шиманьского.

    Все концерты проекта состоят из пяти сочинений для струнного квартета, написанных авторами, каждый из которых представляет свой собственный культурный фон и традицию. Результат — изобилие звуковых решений и композиционных методов. Два существенных элемента объединяют весь проект: во-первых — Балтийское море и его «текучее» вдохновение, соединяющее несколько стран; во-вторых — NeoQuartet, один из самых ярких камерных ансамблей современной Польши.

    Германия — Берлин, 9. 07. 2016, XXIV. Randfestspiele (Цеперник)

    Эстония — Таллин, 04. 10. 2016, Autumn Fest (Эстонская Академия музыки и театра)

    Польша — Гданьск, 07. 10. 2016, V NeoArte – The Spectrum of New Music

    Россия — Москва, 04. 11. 2016, «Другое пространство» (Московская государственная академическая филармония) Швеция — Хернесанд, 29. 11. 2016


    Хельмут Цапф (р. 1956) /Германия/

    Струнный квартет № 3 (2008/2010)

    Написан для берлинского Sonar Quartett по заказу Немецкого радио. Слово „Sonar” означает по-русски «эхолот». По словам автора, импульсом и идеей нового сочинения стал эффект эхолота, описанный еще Леонардо да Винчи в 1490 году: если погрузить трубку в воду, а другим концом приставить ее к уху, можно услышать звуки кораблей на больших расстояниях. Композитор пишет:«Неизвестно, насколько был успешен этот принцип тогда: в те времена корабли были без мотора и давали слишком мало акустического излучения. Но, вероятно, таким образом было можно услышать барабанный бой, задававший такт гребцам, ритмичное погружение ремней или скрип деревянного корпуса корабля. Итак, ритм и звучание. Выстроить оба эти параметра стало моей композиторской задачей: представить ритм в его постоянно изменчивой пульсации "прибоя волн" и звучание во всей его противоречивости – от линеарной мелодики в горизонтальном течении до шумного, кластерного уплотнения гармонии в вертикальном развитии пьесы».


    Хелена Тульве (р. 1972) /Эстония/

    “necros, necpluvia…” (2004)
    (Русский перевод латинского названия: «ни роса, ни дождь…»)

    Ни роса, ни дождь не щадят загар на камнях.
    Безмолвный пучок песка придает видимость ветру.
    Немота пустыни отклоняет свет, отгоняет воду и жизнь.
    Невидимые следы ведут на другой конец одиночества, к однообразию ночи.
    Проходят туманы.
    Наступает спячка
    (Хелена Тульве).


    Рей Мунаката (р. 1976) /Швеция/

    "Pleats" («Складки») для струнного квартета (2016)
    /написано для проекта «Балтийский Спектр Новой Музыки»/

    Перóги (pierogi) — тонкие польские клецки на основе пресного теста, наполненные множеством компонентов. Они являются вечным символом семьи и друзей, которые собираются вместе. Кажется, что в каждой складке и в каждом уголке, с помощью которых запечатаны эти клецки, находится что-то близкое и родное из прошлого. Душевно и хрупко — почти что по-шопеновски (Рей Мунаката).


    Павел Шиманьский (р. 1954) /Польша/

    Четыре пьесы для струнного квартета (2013)

    Все четыре пьесы цикла звучат без перерыва. Их музыкальный язык демонстрирует увлечение композитора тональными и стилистическими аллюзиями, неуловимыми процессами и загадочными структурами. Первая пьеса начинается с прямолинейного звучания открытых и зажатых струн, четвертитоновых колебаний и смещенных унисонов, ярких тембровых противопоставлений. Третья пьеса также начинается с коротких искаженных звучаний. В ней звучат реминисценции из первой пьесы, затем происходит движение в область комического, а после глиссандо, пауз и «заиканий» начинается финальная пьеса. Последнее слово во всем сочинении — у солирующей виолончели. Сочинение написано для польского Royal String Quartet и посвящено этому коллективу. Премьера состоялась на фестивале «Квартэссенция» (Kwartesencja) в Варшаве в 2013 году.


    Антон Сафронов (р. 1972) /Россия/

    «Репка» (“Rzepka”) — сказка в исполнении струнного квартета (2012/2016)
    /версия на польском языке/

    Сочинение продолжает ряд моих композиций на традиционные тексты на разных языках, которые объединяет общий принцип «кумулятивной» формы. Суть ее в том, что в каждой следующей строфе текста появляется новый элемент, таким образом она оказывается длиннее предыдущей. Первым сочинением из этой серии стал «Дом, который построил Джек» (2011) на оригинальный текст английской сказки. Этот ряд продолжает известная русская сказка «Репка», которую играет и рассказывает струнный квартет. Для исполнителей из разных стран сделаны различные редакции «Репки» на их родных языках. (Пьеса уже исполнялась по-английски, по-немецки и по-латышски.) Специально для NeoQuartet я подготовил редакцию «Репки» на польском. Напоминаю оригинальный русский текст сказки:

    Посадил дед Репку.­_Выросла Репка большая-пребольшая. Стал Дед Репку из земли тащить. Тянет-потянет, вытянуть не может.

    Позвал Дед Бабку. Бабка за Дедку, Дедка за Репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.

    Позвала Бабка Внучку. Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.

    Позвала Внучка Жучку. Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.

    Позвала Жучка Кошку. Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.

    Позвала Кошка Мышку. Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку – тянут-потянут… Вытащили репку!

    Антон Сафронов


    Координатор проекта, перевод и редакция текстов: Антон Сафронов

    NeoQuartet

    NeoQuartet — один из наиболее активных польских коллективов, специализирующихся на исполнении новой музыки. Музыканты — большие энтузиасты современного искусства, часто сочетают современную музыку с визуальными искусствами, современным танцем и электроникой. Цель NeoQuartet — сотрудничество с композиторами нашего времени и продвижение их музыки к широкой аудитории.

    NeoQuartet — устроители ежегодного фестиваля «Спектр Новой Музыки» в рамках ассоциации NeoArte. Его основная идея — популяризация современной академической музыки. На фестивале встречаются известные композиторы, деятели искусства и молодые талантливые исполнители ради открытия новых музыкальных перспектив. В первый раз фестиваль прошел в Гданьске в октябре 2012 года. Со следующего года концепция фестиваля стала расширяться благодаря проведению мастер-классов по композиции, современной импровизации и специальных мастер-классов для детей. NeoArte — ассоциация, созданная NeoQuartet, которая заказывает новые сочинения польским и зарубежным композиторам. Среди авторов, написавших и посвятивших свои сочинения ансамблю NeoQuartet, — Дай Бо, Ежи Корнович, Александр Кощчув, Славомир Купчак, Реи Мунаката, Габриель Паюк, Якуб Полячик, Дариуш Пшибыльский, Богдан Сегин, Агнешка Стульгиньская, Марек Черневич, Алексей Шмурак.

    В 2010 году NeoQuartet записал дебютный альбом­_на лейбле DUX Records. За этот диск ансамбль был выдвинут в 2012 году на премии Sztorm Roku Award, Pomeran Artistic Award и Fryderyk Award (Polish Grammy Award). В 2014 году NeoQuartet записал три CD с произведениями Доси Маккей (США, Gavia Music), Александра Кощчува (Польша, DUX Records) и Йоанны Бруздович (Польша, Acte Prealable).

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Европейские виртуозы в Москве. Мюнхенский камерный оркестр

    18.12.2012

    В программе:
    Й. Гайдн
    Концерт № 1 для скрипки с оркестром до мажор
    Губайдулина
    «Лира Орфея» для скрипки, струнного оркестра и ударных (посвящается Гидону Кремеру)
    Шёнберг
    «Просветлённая ночь» для струнного оркестра

    Камерный зал Филармонии

    «GAME: Москва — Берлин».
    VI Международный фестиваль
    актуальной музыки «Другое пространство»

    01.12.2018

    В программе:
    Пайбердин
    «Между танцем» для флейты, саксофона, скрипки, виолончели и фортепиано
    Цапф
    Articolazione e tempo для флейты соло
    Гудачёв
    «Тёмный собор» для пяти исполнителей,
    электроники и видео.
    Видео — Алина Нефедова
    Брайер
    «Три песни» для фортепиано соло
    Бергер
    Link для альтового саксофона и live-электроники
    Раева
    Schmetterling («Мотылёк») для скрипки соло
    Попов
    SynchroSynth для фортепиано, электроники и видео.
    Видео — Эндрю Квинн (Италия/Австралия)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    V Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство».
    Мультимедийный проект “SOLI – TUTTI”

    Режиссерская версия

    02.11.2016

    В программе:
    Попов
    “Edit(a)Fill” для флейты, электроники и видео
    Хубеев
    “Cryptocalypse” для виолончели, электроники и видео
    А. Наджаров
    “Click track” для саксофона и live-электроники
    Попов
    “Espace a la S.” для скрипки, электроники и видео
    Хубеев
    «Это было? Это будет!» для баяна, электроники и видео
    М. Хоссейни
    “Sarukhani” для флейты, саксофона, скрипки, виолончели, баяна и электроники (мировая премьера) (специально для фестиваля «Другое пространство»)
    Сафронов
    sentimento ... - CODA для фортепиано соло (памяти Эдисона Денисова)

    Камерный зал Филармонии

    «Другое пространство».
    Ансамбль «Лаборатория новой музыки» (Новосибирск)

    Режиссерская версия

    07.12.2012

    В программе:
    Юкечев
    Мазуров
    "Харизматичное существо"
    для кларнета, саксофона, трубы, тромбона и тубы
    (Московская премьера)
    Ланг
    Drei Goldene Tiger (Три золотых тигра)
    для фортепиано и струнного квартета
    (Российская премьера)
    Сафронов
    ein Bach-Stuck / ein Stuck Bach (Бах... Музыка, чтобы переждать темноту)
    для флейты, кларнета, саксофона,
    скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано

    Камерный зал Филармонии

    IV Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство» (17–21 ноября).
    Неоквартет

    Режиссерская версия

    20.11.2014

    В программе:
    Косчёв
    Струнный квартет № 10
    Хосокава
    Floral Fairy (Цветочная Фея)
    Хаас
    Струнный квартет № 4 с электроникой
    Пшебильский
    SWT для струнного квартета
    Стульгиньская
    "Мгла" для струнного квартета