Фильм Ингмара Бергмана
«Улыбки летней ночи», 1955
Столетие Ингмара Бергмана показало, что великий шведский классик не забронзовел. Напротив, каждый раз, когда мы пересматриваем один из его фильмов, невольно вступаем с ним в диалог – все они отзываются в современности чем-то живым, болезненным, очень личным для многих. Небольшая ретроспектива лучших бергмановских картин разных лет показывает, насколько многоликим был режиссер: мистик и психолог, трагик и комедиограф. Он заставляет вернуться к вечной, увы, теме насилия над женщиной и этической проблеме отмщения («Девичий источник»), проанализировать институт брака и его вялотекущий кризис («Сцены из супружеской жизни»), задуматься о вере и религии («Причастие»), природе случайности («Улыбки летней ночи»), мимолетности любви («Лето с Моникой»). И о том, как талант делает сиюминутное вечным, а вечное – сегодняшним.
Антон Долин
На редкость для Бергмана лёгкая и радостная картина, комедия, почти водевиль в декорациях начала XX века. Именно этот фильм впервые принёс режиссёру успех за пределами Швеции, оказался кассовым и, несмотря на это, умным и нестареющим.
Стареющий адвокат Фредрик Эгерман боготворит свою юную жену Анну, но втайне ищет встреч со своей бывшей возлюбленной – актрисой Дезире Армфельт. Его сын от первого брака учится на богослова и скрывает свой интерес к неискушенной мачехе. У Фредрика есть и ещё соперник, влюблённый Дезире – он единственный, кто не испытывает угрызений совести. И пока мужчины состязаются друг с другом, женщины решают восстановить разрушенное счастье…
По сути «Улыбки летней ночи» — театральная комическая пьеса, действие которой лишь в двух-трёх эпизодах происходит вне комнаты. Эпизоды эти сделаны как бы даже нехотя, как бы из необходимости: кино внутри театра. Они, однако, драматургически оправданы не только тем, что оживляют и без того нескучную картину, но и тем, что блистательной своей кинематографичностью, почти осязаемым свежим ветром летнего дня отчётливо уравновешивают спёртый воздух обеспеченного и потому слегка удушливого бытия богатых бездельников.