Франсиско Гойя: свет и тень. Оркестр "Новая Россия", Владимир Понькин, Жанна Дозорцева : Московская государственная академическая филармония

    Франсиско Гойя: свет и тень.
    Оркестр "Новая Россия", Владимир Понькин, Жанна Дозорцева

    31 марта 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Шнитке
    Концерт для фортепиано и струнных
    Равель
    Испанская рапсодия
    Римский-Корсаков
    Испанское каприччио

    12+

    Абонемент №54:

    «Музыка, живопись, жизнь»

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Юрий Башмет, открывший новую страницу в истории коллектива. 

    С оркестром сотрудничали прославленные дирижеры и солисты, среди которых Валерий Гергиев, Тань Дунь, Александр Лазарев, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Максим Венгеров, Жан-Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Александр Князев, Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, а также артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков и другие.

    С 2002 года оркестр дал более 1000 концертов в России и за рубежом: в Москве и Санкт-Петербурге, городах Поволжья, «Золотого кольца», Урала, Сибири, в Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Испании, Италии, Польше, Франции, Швейцарии, Южной Корее, Японие, странах Балтии, Скандинавии и многих других. 

    В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Джан Карло Менотти, Эдисона Денисова, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной, Гии Канчели, Александра Чайковского, Тань Дуня, Жан-Люка Понти, Тору Такемицу, Мортона Фелдмана, Игоря Райхельсона, Ханса Ротта, Эмила Табакова, Александра Балтина, Владимира Комарова, Бориса Франкштейна, Георгия Бузоглы. 

    Оркестр – постоянный участник Зимнего музыкального фестиваля Юрия Башмета в Сочи и международных фестивалей, которые маэстро Башмет проводит в Ярославле, Ростове-на-Дону и Минске. В разные годы участвовал в Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Виртуозы гитары» и Vivacello. В дискографии коллектива – сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, П. И. Чайковского, Рахманинова, А. Чайковского. 

    В марте 2007 года оркестру был выделен Грант Правительства Российской Федерации. В 2010 года «Новая Россия» удостоена Гранта Президента РФ. В 2014 году «Новая Россия» приняла активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Были записаны Олимпийский гимн, государственные гимны и музыка, сопровождавшая церемонии открытия и закрытия Олимпиады. 

    В сезоне 2019/20 оркестр представляет в Московской филармонии персональные абонементные циклы в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Большом зале консерватории, принимает участие в концертах абонементов «Оперные шедевры» и «Звезды мировой оперы в Москве», концертных циклах для детей и юношества и других проектах. В этом сезоне с оркестром выступают Юрий Башмет, Штефан Владар (в качестве дирижера и солиста), дирижеры Давид Герингас, Роберт Туои, Джон Маклафлин Уильямс, Денис Власенко, Димитрис Ботинис, Владимир Рылов, Алексей Рубин, Игорь Разумовский, пианисты Борис Березовский, Дмитрий Маслеев, Андрей Коробейников, Филипп Копачевский, Арсений Тарасевич-Николаев, скрипачи Сергей Крылов, Арабелла Штайнбахер, виолончелист Александр Бузлов, певицы Ольга Бородина, Клементин Марген, Сабин Девьей, многие другие известные исполнители и молодые таланты.

    Владимир Понькин

    Владимир Понькин – один из ведущих современных дирижёров России. Он удостоен звания народного артиста России, дважды – Российской национальной театральной премии «Золотая маска», польской медали «За заслуги в области культуры», медали «За выдающийся вклад в развитие Кубани» II степени, креста «Защитнику отечества» I степени, ордена «За службу России», Казачьего ордена «За любовь и верность Отечеству» I степени, Ордена Дружбы.

    Уроженец Иркутска, Владимир Понькин окончил Горьковскую, а затем Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку по классу оперно-симфонического дирижирования у Геннадия Рождественского. В 1980 году он первым из молодых советских дирижёров стал победителем V Всемирного конкурса дирижёров Фонда Руперта в Лондоне. В разные годы маэстро возглавлял Ярославский симфонический оркестр, Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Краковский филармонический оркестр, Государственный симфонический оркестр, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова. В настоящее время – художественный руководитель Кубанского симфонического оркестра. 

    Особое место в творчестве В. Понькина занимает опера. В 1996 году он был приглашён на пост главного дирижёра Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Его первыми работами стали постановки балетов «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта», «Суламифь», «Отелло» и «Сказка о царе Салтане», снискавшие большой успех. 

    С 1999 года маэстро активно сотрудничает с театром «Геликон-опера», в 2002–2017 был главным дирижёром театра, в настоящее время – приглашенный дирижёр. Здесь под его руководством был успешно осуществлён ряд оперных постановок, в том числе «Леди Макбет Мценского уезда», «Лулу», «Кащей бессмертный», «Диалоги кармелиток», «Упавший с неба», «Сибирь», «Садко». В 2002–2006 гг. был главным дирижёром Центра оперного пения Галины Вишневской, где принимал участие в постановках многих опер русских и зарубежных композиторов. 

    С 2016 года Владимир Понькин – дирижёр Клайпедского государственного музыкального театра. 

    В качестве приглашённого дирижёра он работал с такими коллективами, как Симфонический оркестр Би-би-си, Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии, Симфонический оркестр Шведского радио, ведущие оркестры Италии, Австралии, США и другие. Регулярно выступает с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии (художественный руководитель Ю. Симонов). 

    Музыкант успешно гастролирует по всему миру. Он выступал со многими знаменитыми исполнителями, среди которых певцы Л. Альберти, М. Биешу, Ю. Мазурок, З. Соткилава, Д. Хворостовский, П. Бурчуладзе, А. Георгиу, Х. Кура, Е. Нестеренко, В. Норейка, пианисты В. Крайнев, Н. Петров, Э. Вирсаладзе, Е. Кисин, Д. Мацуев, И. Погорелич, Д. Поллак, Г. Соколов, Э. Чен, В. Ямпольский, скрипачи А. Корсаков, О. Крыса, С. Стадлер, виолончелистка Н. Гутман. 

    Маэстро представил российской публике ряд премьер произведений К. Пендерецкого и В. Лютославского. 

    С особой чуткостью Владимир Понькин относится к детской аудитории. Большой популярностью пользуются детские концерты, в которых маэстро принимает на себя роль ведущего и приглашает юных зрителей к разговору о музыке. 

    С 2004 года преподаёт в Московской консерватории (профессор). Также является профессором кафедры оперно-симфонического дирижирования ГМПИ имени 

    М. М. Ипполитова-Иванова, даёт мастер-классы за рубежом. С 2017-го – профессор Государственной классической академии имени Маймонида.

    Виктория Любицкая

    Виктория Любицкая родилась в Москве. Училась в музыкальной школе при Московской консерватории – педагог Валентина Седова-Берман, и в музыкальном училище при Московской консерватории, где её занятиями руководил известный пианист и педагог Виктор Бунин. Продолжила образование в Московской консерватории, занималась у доцента Самвела Алумяна, а затем в классе профессора Льва Наумова. 

    Виктория Любицкая – лауреат международных конкурсов, член-корреспондент Международной Академии творчества (Москва).

    Концертный репертуар пианистки обширен и разнообразен; он включает в себя произведения композиторов XVIII–XXI веков. Особое место в нём занимает творчество Рахманинова: Любицкая исполняет все его сольные фортепианные сочинения и все концерты для фортепиано с оркестром. Виктория сотрудничала с такими известными дирижёрами, как Саулюс Сондецкис, Вероника Дударова, Владимир Понькин, Марк Горенштейн, Владимир Вербицкий, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Андрей Аниханов, Эдуард Серов, Александр Анисимов, Александр Уолкер; играла с ведущими оркестрами: Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Академическим симфоническим оркестром Московской государственной академической филармонии, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской государственной академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Оркестром Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата», Московским камерным оркестром «Musica Viva» и другими коллективами. 

    Виктория Любицкая выступала с концертами в Москве – в Большом и Малом залах Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского; в Санкт-Петербурге – в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской государственной академической филармонии; в Екатеринбурге, Костроме, Рязани, Пскове, Воронеже, Волгограде, Самаре, Ижевске, Тамбове, Ярославле, Кисловодске, Пятигорске и других городах России. Гастролировала в Австрии, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Латвии, Хорватии, Черногории, Швейцарии и других странах. Принимала участие во многих известных международных фестивалях, среди которых «Русская зима», «Московская осень», «Пятницы в Пушкинском», Фестиваль музыки Альфреда Шнитке (Москва), Пасхальный фестиваль в Санкт-Петербурге, Фестиваль «Дни русской культуры» во Фрибурге (Швейцария), Фестиваль «Дни музыки» в Герцег-Нови (Черногория), Балтийский фестиваль балета «От классики до авангарда» в Риге (Латвия). 

    Имеет записи на радио и телевидении России, Германии, Италии, Швейцарии. В сотрудничестве с известными фирмами записала несколько компакт-дисков, получивших высокую оценку в российской и зарубежной прессе, включая такие авторитетные издания, как «Музыкальное обозрение», «Культура», «Музыкальная жизнь» (Россия), «Diapason» (Франция), «Piano News» (Германия). Её диск с записью фортепианных произведений Альфреда Шнитке, изданный бельгийской фирмой «Fuga Libera», был удостоен престижной награды «5 de Diapason».