В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
8 октября 2017
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
схема проездаГ.-Х. Андерсен – «Соловей», «Гадкий утенок»
Музыка анонимных мастеров XVI в., К. Сен-Санса, М. Равеля, Я. Сибелиуса,
Д. Мийо, Б. Чайковского, Р. Глиэра,
И. Стравинского, С. Прокофьева,
Д. Булкина
Абонемент №192:
Сказки с оркестром. Избранное
Евгения Добровольская – известная российская актриса театра
и кино, народная артистка России.
Родилась 26 декабря 1964 года в Москве. В детстве она посещала множество кружков и секций, занималась спортом и танцами, а в шестилетнем возрасте дебютировала в спектакле «Бременские музыканты». Затем последовал первый опыт серьезной актерской работы в театре-студии «На Красной Пресне» под руководством Вячеслава Спесивцева. Опытный мастер оказался чудесным педагогом и в немалой степени повлиял на мировоззрение Евгении.
По окончании ГИТИСа (1987, класс Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова), Евгения Добровольская сразу же была принята в МХАТ имени М. Горького. Однако через год она перешла в Театр-студию под руководством Олега Табакова, а на следующий год – в театр-студию «Современник-2», созданную на базе выпускного курса Школы-студии МХАТ под руководством Михаила Ефремова. С 1991 года Е. Добровольская – актриса МХАТ имени А. П. Чехова под руководством Олега Табакова.
Благодаря своему таланту и трудолюбию, внутренней силе и красоте она является одной из ведущих театральных актрис, а также невероятно востребована в российском кинематографе. Евгения Добровольская сыграла первые роли во множестве спектаклей, среди которых «Чайка», «Борис Годунов», «Горе от ума», «Амадей», «Женитьба», «Про Любовь Раневскую». В 1983 году состоялся ее кинодебют – и сразу в главной роли. Случайно попав на «мосфильмовский» кастинг в картину «Клетка для канареек» Павла Чухрая, она сразу же была выбрана режиссером из множества других молодых актрис и сыграла в тандеме с такими мастерами жанра, как Алиса Фрейндлих, Семен Фарада, Вячеслав Баранов. На сегодняшний день актриса снялась в десятках кинолент. Каждая героиня Добровольской – убедительная история, прочувствованная и даже прожитая. При этом жанровый охват фильмов достаточно широк – от криминальных и драматических работ до лирических картин и фильмов-биографий. Сама актриса любит принимать участие в авторском кино, обходя стороной слишком популярные и «доходные» проекты. В числе ее киноработ – роли в фильмах и сериалах «Первый этаж» И. Минаева; «Моонзунд», «Бульварный переплет», «32 декабря» и «Королева Марго» А. Муратова; «На тебя уповаю» Е. Цыплаковой; «Кризис среднего возраста» Г. Сукачёва; «Чехов и Ко» (новелла «Хористка») З. Ройзмана, Д. Брусникина, А. Феклистова; «Механическая сюита» и «Дневник камикадзе» Д. Месхиева; «Артистка» С. Говорухина; «Ирония судьбы. Продолжение» Т. Бекмамбетова; «Савва Морозов» О. Сафаралиева; «Весельчаки» Ф. Михайлова; «Небесный суд» А. Званцовой, «Убойная сила» и множестве других. В 2010 году актриса сыграла в фильме «Москва, я люблю тебя!» продюсера Е. Кончаловского, представляющем собой 18 небольших роликов, так или иначе связанных с российской столицей, а в 2013 году – в восьмисерийной киноленте о жизни артиста Петра Лещенко, роль которого исполнил Константин Хабенский. Е. Добровольская принимала участие в телеспектаклях, в озвучивании документальных фильмов, полнометражного мультфильма «Про Федота-стрельца, удалого молодца».
С сезона 2009/10 она выступает на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского в программах популярного абонемента Московской филармонии «Сказки с оркестром». В сопровождении Академического симфонического оркестра Московской филармонии Евгения Добровольская озвучила для маленьких слушателей «Синюю птицу» М. Метерлинка, «Соловья» и «Гадкого утенка» Г.-Х. Андерсена.
Актриса удостоена званий заслуженной (1998) и народной артистки Российской Федерации (2005); призов кинофестивалей «Звезды завтрашнего дня» (Женева, 1990), «Золотой Дюк» (Одесса, 1990), «Окно в Европу» (Выборг, 2007), премий «Золотой овен» (2001), «Ника» (2001), «Золотой орел» (2007).
Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.
Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.
Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).
За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.
Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл,
Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие.
Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией.
Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».
В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.
Алексей Рубин родился в 1987 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Обучался в Хоровом училище имени М. И. Глинки, затем в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, которую окончил по двум специальностям – «хоровое дирижирование» (2010, класс профессора Валентина Нестерова) и «оперно-симфоническое дирижирование» (2015, класс профессора Юрия Симонова). Принимал участие в мастер-классах Юрия Симонова, Риккардо Мути, Василия Синайского, Юрия Темирканова, Виктора Ямпольского, Бруно Вайля.
Лауреат III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижеров симфонических оркестров имени И. А. Мусина в Костроме (2013) и II Всероссийского музыкального конкурса в Москве (2015). Вел спектакли «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.
C 2015 года – ассистент дирижера Академического симфонического оркестра Московской филармонии. Ассистировал также Валерию Гергиеву, Юрию Башмету, Михаилу Юровскому, Даниэле Гатти и Шарлю Дютуа.
С 2018 года сотрудничает с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, с 2021 года – с Всероссийским юношеским симфоническим оркестром под управлением Юрия Башмета. В августе 2022 года участвовал в подготовке исполнения Седьмой симфонии Шостаковича в Санкт-Петербурге на стрелке Васильевского острова (концерт «Ленинградская симфония на берегах Невы» к 80-летию премьеры).
С 2022 года – дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». С 2024 года – главный дирижер Государственного симфонического оркестра Челябинской области.
Выступает с оркестрами Екатеринбурга, Ростова, Санкт-Петербурга, Сургута, Красноярска, Уфы, Ярославля, Ульяновска, Яссы (Румыния), дирижирует в Саратовском академическом театре оперы и балета. В октябре 2022 года выступил на открытии сезона с симфоническим оркестром Липецкой филармонии.
Совместно с Екатериной Мечетиной и Дмитрием Антиповым (артист балета, хореограф, художественный руководитель хореографической мастерской Rudi Dance Lab) осуществил постановку одноактных балетов на музыку Равеля и Рахманинова.
Сотрудничает с известными солистами и молодыми музыкантами – лауреатами международного конкурса Grand Piano Competition и международного телевизионного конкурса «Щелкунчик». В 2023 году с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова аккомпанировал пианистам в финале XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В том же году был награжден Почетной грамотой Президента Российской Федерации за большой вклад в организацию и проведение мероприятий, посвященных значимым событиям российской культуры.
Ансамбль солистов «Мадригал», основанный в 1965 году композитором и клавесинистом Андреем Волконским (1933–2008), – один из постоянно действующих коллективов Московской филармонии.
Именно в исполнении «Мадригала» в нашей стране впервые прозвучали шедевры средневековья, Возрождения, раннего барокко, сцены из опер и мадригальные комедии, литургические драмы и духовные мистерии, оратории и мадригалы, светские и духовные песни, старинная инструментальная музыка.
В составе ансамбля в разные годы выступали Лидия Давыдова, Карина, Рузанна и Рубен Лисицианы, Александр Туманов, Лариса Пятигорская, Борис Яганов, Беатрис Парра, Борис Доброхотов, Марк Вайнрот, Анатолий Гринденко, Лев Маркиз, Борис Берман, Марк Пекарский, Алексей Семенов, Евгений Аргышев, Юрий Зыков, Татьяна Дашкова, Татьяна Белякова, Александр Суетин и другие артисты. Многие из них впоследствии организовали свои коллективы, занялись сольной исполнительской деятельностью.
После отъезда Андрея Волконского за рубеж ансамбль выступал под художественным руководством певицы Лидии Давыдовой (1972–1983; 1992–2008), композитора и органиста Олега Янченко (1983–1992).
За годы концертной деятельности «Мадригал» дал свыше 2500 концертов в СССР, России и многих странах мира, подготовил несколько десятков монографических и тематических программ, участвовал в престижных фестивалях. Ансамблем записано более 20 дисков; его аудиосерия «Тысяча лет музыки», выпущенная фирмой «Мелодия», стала филофонической редкостью.
Новейший этап в истории «Мадригала» наступил в 2008 году, когда его возглавил заслуженный артист России Александр Суетин – известный исполнитель на старинных щипковых инструментах (барочная и ренессансные лютни, орфарион, барочная гитара, мандора, уд), участник множества международных фестивалей и проектов, автор многочисленных лютневых транскрипций и записей, выпущенных на компакт-дисках.
В составе ансамбля выступают певцы Анастасия Мельник (сопрано), Елизавета Светозарова (сопрано), Юлия Макарьянц (меццо-сопрано), Алексей Сулимов (тенор) и Олег Банковский (бас), инструменталисты Анатолий Гринденко (виола да гамба, ребек), Дмитрий Булкин (барочный тромбон), Татьяна Любавская (флейты), Катерина Анохина (цимбалы), Кадыр Саидхарун (перкуссия) и мультиинструменталистка Анна Тончева (виуэла, арфа готическая, арфа doppia, дульцимер, псалтериум, крумхорн, кельнхорн).
Новый «Мадригал» подготовил более тридцати оригинальных программ, стал участником фестивалей «Декабрьский ангажемент» в Калуге, «Дягилевские дни» в Перми, I Открытого фестиваля профессиональных оркестров в г. Чайковский (Пермский край), «Классическая гитара в XXI веке» (Казань), фестиваля камерной музыки Pizzicato (Улан-Удэ), культурных программ международного сотрудничества в Дании, на Мальте, в Швеции и Словении.
В 2013 году ансамблем был записан первый в его новейшей истории компакт-диск Llibre Vermell de Montserrat, представляющий полную версию музыкального материала самой известной рукописи XIV века «Красная книга Монтсеррат», хранящейся в библиотеке бенедиктинского монастыря Монтсеррат в Каталонии, недалеко от Барселоны.