Абонемент «Туманный Альбион», включающий сочинения английских
композиторов, — один из ярких результатов многолетнего творческого союза
Геннадия Рождественского с Государственной академической симфонической
капеллой России под управлением Валерия Полянского. Впервые Г.
Рождественский провёл этот цикл в сезоне 2011/12, представив московской
публике четыре музыкальных портрета знаменитых «островитян» XIX–ХХ
вв.: Э. Элгара, Б. Бриттена, Р. Воан-Уильямса и У. Уолтона.
Идея
портретной галереи сохраняет своё значение в программах концертов
второго цикла, в которых перед нами предстанут новые лица: Густав Холст,
Констант Ламберт, Арнольд Бакс, Артур Блисс, Фрэнк Бридж, Джон Айрлэнд и
Майкл Типпетт. Их творчество охватывает фактически весь ХХ век (самый
старший из них, Холст, родился в 1874 г., а Типпетт скончался в 1998-м в
возрасте 93 лет) и представляет самые разнообразные тенденции и
направления английской музыки прошлого столетия, включая многочисленные
импульсы и влияния, обогатившие национальную традицию, — будь то
негритянский джаз, русский балет, французский импрессионизм, японский
культовый танец, кельтские древности или южноамериканская музыка.
Дополнительный
сквозной лейтмотив цикла «Туманный Альбион» — тема странствий.
География «Туманного Альбиона»-2 простирается от традиционных сельских
пейзажей Англии и прибрежных холмов Ирландии до флорентийских полей,
просторов Северной и Южной Америки и даже космических далей. Персонажами
новой серии английских музыкальных портретов станут обитатели далеких
друг от друга эпох: трио древнеримских авантюристов, героев романа
Петрония «Сатирикон», запечатлённое в симфонической увертюре Дж.
Айрлэнда, и романтическая героиня поэмы «Изабелла, или Горшок с
базиликом» Дж. Китса, которой посвятил свою симфоническую поэму Ф.
Бридж. Всю «Правду о русских танцорах» раскроет музыка балета А. Бакса, а
сюита из музыки балета А. Блисса зачарует магией увлекательной
шахматной партии. И, безусловно, одним из «центров притяжения» станут
«Планеты» Г. Холста.
Сэр Арнольд Эдвард Тревор Бакс
(1883–1953) — Рыцарь-Командор Викторианского Ордена, имевший титул
«Королевского композитора», — «возможно, самый непредсказуемый из ныне
живущих композиторов. Музыка изливается из него с той же лёгкостью и
готовностью, как речи из опытного оратора; возможно, именно поэтому час,
проведённый с его музыкой, освежает, словно тоник после сухого чтения
текстов, лишённых такой непосредственной живости» (А. Блисс). Корни его
творчества — в ирландской культуре, искусстве позднего романтизма и
импрессионизма (Вагнер, Р. Штраус, Малер, Римский-Корсаков, Дебюсси,
Равель). Основные его сочинения написаны в жанрах симфонической музыки
(симфонии, концерты, другие оркестровые сочинения), а также балета.
Балет «Правда о русских танцорах» (1920) посвящён выдающейся русской
балерине Т. Карсавиной.
Джона Николсона Айрлэнда (1879–1962)
можно назвать «английским Сезаром Франком» — как и знаменитый француз,
он вёл скромную, размеренную жизнь, долгие годы служил органистом в
соборе, французская музыка оказала особое влияние на стиль Айрлэнда и
была для него одним из источников вдохновения. Айрлэнд был известным и
уважаемым педагогом: в числе его учеников — Б. Бриттен. Стремление
отдалиться от суеты окружающего мира породило интерес к далекому
прошлому, что нашло отражение в ряде сочинений — в частности, в
симфонической увертюре «Сатирикон» (по Петронию), написанной в последние
годы активной творческой деятельности (1944–46).
Густав Холст
(1874–1934) — один из тех композиторов, кто на рубеже XIX–XX вв. открыл
новую эпоху в истории английской музыки. Наряду с Э. Элгаром, Ф.
Дилиусом и Р. Воан-Уильямсом он стоял у истоков английского музыкального
ренессанса, пришедшего на
смену длительному, на протяжении двух
столетий, затишью (после ухода из жизни Г. Пёрселла до начала ХХ века).
Холст — автор 8 опер, 4 балетов, симфонии и нескольких оркестровых
сюит, 4 инструментальных концертов, большого числа камерных, хоровых,
вокальных сочинений, но наибольшую славу ему принесли «Планеты», сюита
для женского хора и оркестра, — возможно, самая популярная английская
партитура ХХ века, написанная в разгар Первой мировой войны (1914–1916).
И спустя 100 лет для большинства музыкантов и любителей музыки Холст
остаётся композитором одного произведения: «Планеты» заслонили собой
всё, что он создал до и после них, породили массу аранжировок, а во 2-й
половине ХХ века даже привлекли внимание рок - и поп-исполнителей.
Леонард
Констант Ламберт (1905–1951) — композитор, дирижёр, музыкальный критик,
блестяще эрудированный, неудержимо тянувшийся ко всему новому, будь то
американский джаз или русский балет. Сегодня он почти забыт, а в 20-е –
30-е годы ХХ века был весьма популярен, в особенности как автор балетов:
уже первый из них — «Ромео и Джульетта», написанный 20-летним автором
по заказу С. Дягилева — с успехом был поставлен в Лондоне в 1926 г. К
этому же времени относится и одно из самых известных сочинений Ламберта:
кантата для фортепиано, альта, хора и оркестра «Рио Гранде» (1927) на
стихи его друга С. Ситуэлла. В этом необычном произведении присутствуют
черты кантаты и танцевальной рапсодии, фортепианного концерта и
фантазии, а джазовая импровизация вполне логично переплетается с ритмами
румбы.
Жизнь и творчество сэра Майкла Типпетта (1905–1998)
охватывают практически весь ХХ век. Он прошёл громадную стилистическую
эволюцию: от увлечения Бетховеном и старыми английским мастерами до
авангарда, блюза и джаза. Вместе с тем его репутация одного из лидеров
нового поколения, классика английской музыки прошлого столетия не
подлежит сомнению. Четыре симфонии Типпетта были написаны в период с
1944 по 1977 год, и по ним также можно проследить эволюцию творческих
взглядов и устремлений композитора: от близкого классическому 4-частного
цикла 1-й симфонии, основанной во многом на национальных традициях и
жанрах; через 2-ю, которая считается переходной от лирико-романтического
стиля к более жёсткому, авангардному, и двухчастную 3-ю, сочетающую
полярные и в то же время близкие композитору черты стиля (пассакалья,
блюз, цитаты из Бетховена) — к одночастной 4-й, с чертами фантазии,
симфонической поэмы, которую сам автор называл «От рождения до смерти».
Сэр Артур Эдвард Драммонд Блисс (1891–1975) в молодости приобрёл
репутацию ниспровергателя традиций и авторитетов ушедшего века. Его
кумирами были Шёнберг, Равель и Стравинский. Ровесник Прокофьева, он шёл
схожим путём в искусстве. Эксцентричные, а порой эпатажные опусы
молодого Блисса вызывали удивление, шок, но и захватывали, приковывая
всеобщее внимание. Однако на склоне лет авангардный пыл композитора
поостыл, и «папаша» Блисс, как он любил называть себя в эти годы, обрёл
достопочтенный статус патриарха английской музыки. Последние 20 лет
жизни и творчества Блисс, удостоенный рыцарского звания и всевозможных
почестей, был придворным композитором Её Величества и писал музыку для
дворцовых церемоний, семейных и государственных торжеств. Его балет
«Шахматы», написанный в 1937 г., до сегодняшнего дня принадлежат к числу
наиболее популярных балетных партитур, созданных английскими
композиторами.
Фрэнк Бридж (1879–1941) был одним из самых
образованных и разносторонних английских музыкантов ХХ века: популярный
композитор, талантливый скрипач, альтист и дирижёр. Его имя увековечил
Б. Бриттен, испытывавший глубокое уважение к своему учителю и старшему
другу. Он отмечал, что мелодичные камерные произведения Бриджа «приятны
на слух и благодатны для исполнителя». Одну из мелодий Бриттен
использовал в «Вариациях на тему Бриджа» (№ 2 из «Трёх идиллий» для
струнного квартета). Среди
сочинений самого Бриджа преобладают
симфонические, камерные (прежде всего, для струнных ансамблей) пьесы и
вокальные миниатюры; крупные формы достаточно редки в его творчестве. В
числе немногих примеров — симфонические поэмы «Изабелла» (1907, по
стихотворению Дж. Китса) и цикл «Две поэмы Ричарда Джеффриса» (1915) —
«Открытый воздух» и «История моего сердца».