Госкапелла России,
    Геннадий Рождественский

    6 ноября 2013

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Государственная академическая симфоническая капелла России
    Дирижёр – Геннадий Рождественский
    Виктория Постникова (фортепиано)

    Татьяна Федотова (сопрано)

    Виктория Смольникова (меццо-сопрано)

    Дирижер – Дмитрий Крюков

    Комментарий к программе концерта –
    Геннадий Рождественский

    В программе:
    Типпетт
    Симфония № 3 для сопрано и симфонического оркестра
    Ламберт
    «Рио-Грандэ» для фортепиано с оркестром и хором
    Бридж
    Симфоническая поэма «Изабелла»
    Скерцо

    Концерт абонемента № 69 (сезона 2012/13) «Туманный Альбион» (Второй год цикла)

    12+

    Абонемент №69:

    «Туманный Альбион» (Второй год цикла). Дирижирует Геннадий Рождественский

    Абонемент «Туманный Альбион», включающий сочинения английских композиторов, — один из ярких результатов многолетнего творческого союза Геннадия Рождественского с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского. Впервые Г. Рождественский провёл этот цикл в сезоне 2011/12, представив московской публике четыре музыкальных портрета знаменитых «островитян» XIX–ХХ вв.: Э. Элгара, Б. Бриттена, Р. Воан-Уильямса и У. Уолтона.

    Идея портретной галереи сохраняет своё значение в программах концертов второго цикла, в которых перед нами предстанут новые лица: Густав Холст, Констант Ламберт, Арнольд Бакс, Артур Блисс, Фрэнк Бридж, Джон Айрлэнд и Майкл Типпетт. Их творчество охватывает фактически весь ХХ век (самый старший из них, Холст, родился в 1874 г., а Типпетт скончался в 1998-м в возрасте 93 лет) и представляет самые разнообразные тенденции и направления английской музыки прошлого столетия, включая многочисленные импульсы и влияния, обогатившие национальную традицию, — будь то негритянский джаз, русский балет, французский импрессионизм, японский культовый танец, кельтские древности или южноамериканская музыка.

    Дополнительный сквозной лейтмотив цикла «Туманный Альбион» — тема странствий. География «Туманного Альбиона»-2 простирается от традиционных сельских пейзажей Англии и прибрежных холмов Ирландии до флорентийских полей, просторов Северной и Южной Америки и даже космических далей. Персонажами новой серии английских музыкальных портретов станут обитатели далеких друг от друга эпох: трио древнеримских авантюристов, героев романа Петрония «Сатирикон», запечатлённое в симфонической увертюре Дж. Айрлэнда, и романтическая героиня поэмы «Изабелла, или Горшок с базиликом» Дж. Китса, которой посвятил свою симфоническую поэму Ф. Бридж. Всю «Правду о русских танцорах» раскроет музыка балета А. Бакса, а сюита из музыки балета А. Блисса зачарует магией увлекательной шахматной партии. И, безусловно, одним из «центров притяжения» станут «Планеты» Г. Холста.

    Сэр Арнольд Эдвард Тревор Бакс (1883–1953) — Рыцарь-Командор Викторианского Ордена, имевший титул «Королевского композитора», — «возможно, самый непредсказуемый из ныне живущих композиторов. Музыка изливается из него с той же лёгкостью и готовностью, как речи из опытного оратора; возможно, именно поэтому час, проведённый с его музыкой, освежает, словно тоник после сухого чтения текстов, лишённых такой непосредственной живости» (А. Блисс). Корни его творчества — в ирландской культуре, искусстве позднего романтизма и импрессионизма (Вагнер, Р. Штраус, Малер, Римский-Корсаков, Дебюсси, Равель). Основные его сочинения написаны в жанрах симфонической музыки (симфонии, концерты, другие оркестровые сочинения), а также балета. Балет «Правда о русских танцорах» (1920) посвящён выдающейся русской балерине Т. Карсавиной.

    Джона Николсона Айрлэнда (1879–1962) можно назвать «английским Сезаром Франком» — как и знаменитый француз, он вёл скромную, размеренную жизнь, долгие годы служил органистом в соборе, французская музыка оказала особое влияние на стиль Айрлэнда и была для него одним из источников вдохновения. Айрлэнд был известным и уважаемым педагогом: в числе его учеников — Б. Бриттен. Стремление отдалиться от суеты окружающего мира породило интерес к далекому прошлому, что нашло отражение в ряде сочинений — в частности, в симфонической увертюре «Сатирикон» (по Петронию), написанной в последние годы активной творческой деятельности (1944–46).

    Густав Холст (1874–1934) — один из тех композиторов, кто на рубеже XIX–XX вв. открыл новую эпоху в истории английской музыки. Наряду с Э. Элгаром, Ф. Дилиусом и Р. Воан-Уильямсом он стоял у истоков английского музыкального ренессанса, пришедшего на

    смену длительному, на протяжении двух столетий, затишью (после ухода из жизни Г. Пёрселла до начала ХХ века). Холст — автор 8 опер, 4 балетов, симфонии и нескольких оркестровых сюит, 4 инструментальных концертов, большого числа камерных, хоровых, вокальных сочинений, но наибольшую славу ему принесли «Планеты», сюита для женского хора и оркестра, — возможно, самая популярная английская партитура ХХ века, написанная в разгар Первой мировой войны (1914–1916). И спустя 100 лет для большинства музыкантов и любителей музыки Холст остаётся композитором одного произведения: «Планеты» заслонили собой всё, что он создал до и после них, породили массу аранжировок, а во 2-й половине ХХ века даже привлекли внимание рок - и поп-исполнителей.

    Леонард Констант Ламберт (1905–1951) — композитор, дирижёр, музыкальный критик, блестяще эрудированный, неудержимо тянувшийся ко всему новому, будь то американский джаз или русский балет. Сегодня он почти забыт, а в 20-е – 30-е годы ХХ века был весьма популярен, в особенности как автор балетов: уже первый из них — «Ромео и Джульетта», написанный 20-летним автором по заказу С. Дягилева — с успехом был поставлен в Лондоне в 1926 г. К этому же времени относится и одно из самых известных сочинений Ламберта: кантата для фортепиано, альта, хора и оркестра «Рио Гранде» (1927) на стихи его друга С. Ситуэлла. В этом необычном произведении присутствуют черты кантаты и танцевальной рапсодии, фортепианного концерта и фантазии, а джазовая импровизация вполне логично переплетается с ритмами румбы.

    Жизнь и творчество сэра Майкла Типпетта (1905–1998) охватывают практически весь ХХ век. Он прошёл громадную стилистическую эволюцию: от увлечения Бетховеном и старыми английским мастерами до авангарда, блюза и джаза. Вместе с тем его репутация одного из лидеров нового поколения, классика английской музыки прошлого столетия не подлежит сомнению. Четыре симфонии Типпетта были написаны в период с 1944 по 1977 год, и по ним также можно проследить эволюцию творческих взглядов и устремлений композитора: от близкого классическому 4-частного цикла 1-й симфонии, основанной во многом на национальных традициях и жанрах; через 2-ю, которая считается переходной от лирико-романтического стиля к более жёсткому, авангардному, и двухчастную 3-ю, сочетающую полярные и в то же время близкие композитору черты стиля (пассакалья, блюз, цитаты из Бетховена) — к одночастной 4-й, с чертами фантазии, симфонической поэмы, которую сам автор называл «От рождения до смерти».

    Сэр Артур Эдвард Драммонд Блисс (1891–1975) в молодости приобрёл репутацию ниспровергателя традиций и авторитетов ушедшего века. Его кумирами были Шёнберг, Равель и Стравинский. Ровесник Прокофьева, он шёл схожим путём в искусстве. Эксцентричные, а порой эпатажные опусы молодого Блисса вызывали удивление, шок, но и захватывали, приковывая всеобщее внимание. Однако на склоне лет авангардный пыл композитора поостыл, и «папаша» Блисс, как он любил называть себя в эти годы, обрёл достопочтенный статус патриарха английской музыки. Последние 20 лет жизни и творчества Блисс, удостоенный рыцарского звания и всевозможных почестей, был придворным композитором Её Величества и писал музыку для дворцовых церемоний, семейных и государственных торжеств. Его балет «Шахматы», написанный в 1937 г., до сегодняшнего дня принадлежат к числу наиболее популярных балетных партитур, созданных английскими композиторами.

    Фрэнк Бридж (1879–1941) был одним из самых образованных и разносторонних английских музыкантов ХХ века: популярный композитор, талантливый скрипач, альтист и дирижёр. Его имя увековечил Б. Бриттен, испытывавший глубокое уважение к своему учителю и старшему другу. Он отмечал, что мелодичные камерные произведения Бриджа «приятны на слух и благодатны для исполнителя». Одну из мелодий Бриттен использовал в «Вариациях на тему Бриджа» (№ 2 из «Трёх идиллий» для струнного квартета). Среди

    сочинений самого Бриджа преобладают симфонические, камерные (прежде всего, для струнных ансамблей) пьесы и вокальные миниатюры; крупные формы достаточно редки в его творчестве. В числе немногих примеров — симфонические поэмы «Изабелла» (1907, по стихотворению Дж. Китса) и цикл «Две поэмы Ричарда Джеффриса» (1915) — «Открытый воздух» и «История моего сердца».

    Государственная академическая симфоническая капелла России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.

    Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.

    Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года – Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили С. Самосуд, Ю. Аранович и М. Шостакович. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 году. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.

    С хором Валерий Полянский объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в котором участвовали Ирина Архипова, Олег Янченко, Ансамбль солистов Большого театра СССР… В 1986 году, по приглашению Святослава Рихтера, Валерий Полянский и его хор представили программу из сочинений П. И. Чайковского на фестивале «Декабрьские вечера», а в 1994 году – «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. В то же время Государственный камерный хор заявил о себе и за рубежом, триумфально выступив с Валерием Полянским на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле (Великобритания), выступления в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене, Альби.

    День рождения Госкапеллы – 27 декабря 1991 года: тогда в Большом зале Консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. Деятельность хора и оркестра Капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова. Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии.

    Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей — Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский постоянно проводит монографические симфонические циклы, посвященные Бетховену, Брамсу, Рахманинову, Малеру и другим великим композиторам.

    С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Геннадием Николаевичем Рождественским, который ежегодно представляет с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.

    За последние годы у коллектива выработалась своя схема в построении сезона. Его крайние точки посвящены выступлениям в малых городах. С 2009 года в Тарусе Капелла проводит фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году прибавился Елец, где триумфально прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. «Не надо много слов о патриотизме, – сформулировал свою позицию В. Полянский, – молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступление, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».

    В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» А. Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала «Жизнь за царя» М. Глинки.

    Знаковым событием 2014 года стало концертное исполнение Госкапеллой редко звучащей оперы «Семен Котко» Прокофьева, которое состоялось на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии и  было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие».

    Интенсивно протекает гастрольная деятельность Госкапеллы. Высочайшему исполнительскому мастерству оркестра аплодировала британская публика во время осеннего турне 2014 года. «Есть дирижеры, считающие Пятую симфонию Чайковского слишком известной и исполняющие ее как на автопилоте, но Полянский и его оркестр были просто великолепны. Музыка Чайковского, конечно, вошла в плоть и кровь этого коллектива; Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский», – отмечал британский критик и композитор Роберт Мэтью-Уокер.

    В 2015 году с триумфом прошли концерты коллектива в США, Белоруссии (фестиваль духовной музыки «Могутны Божа») и Японии, где публика по достоинству оценила интерпретации В. Полянским трех последних симфоний Чайковского. 

    Геннадий Рождественский

    Геннадий Рождественский – яркая личность и могучий талант, гордость русской музыкальной культуры. Блестящий симфонический и театральный дирижер, пианист, педагог, композитор, автор книг и статей, великолепный оратор, исследователь, реставратор многих партитур, тонкий ценитель живописи, знаток литературы, страстный коллекционер, эрудит.

    Геннадий Рождественский родился 4 мая 1931 года в Москве. Закончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано у Льва Оборина и классу дирижирования у своего отца, выдающегося дирижера Николая Аносова, а также аспирантуру при Консерватории.

    Много ярких страниц творческой биографии Рождественского связано с Большим театром. Еще будучи студентом Консерватории, он дебютировал балетом Чайковского «Спящая красавица» (весь спектакль молодой стажер провел без партитуры). В том же 1951 году, пройдя конкурс, был принят балетным дирижером Большого театра и проработал в этом качестве до 1960 года. Дирижировал балетами «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Золушка», «Сказ о каменном цветке» и другими спектаклями театра, участвовал в постановке балета Щедрина «Конек-Горбунок» (1960).

    В 1965-1970 гг. Рождественский был главным дирижером Большого театра, где его репертуар охватывал около 40 опер и балетов. Принимал участие в постановках балетов «Спартак» Хачатуряна (1968), «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина (1967), «Щелкунчик» Чайковского (1966) и других; впервые на русской сцене поставил оперы «Человеческий голос» Пуленка (1965), «Сон в летнюю ночь» Бриттена (1965). В 1978 году он возвратился в Большой театр (где работал до 1983), участвовал в постановках целого ряда оперных спектаклей, среди них «Катерина Измайлова» Шостаковича (1980) и «Обручение в монастыре» Прокофьева (1982). Много лет спустя в юбилейном 225 сезоне Большого театра Геннадий Рождественский стал генеральным художественным руководителем ГАБТа (с сентября 2000 по июнь 2001), за это время разработал для театра ряд концептуальных проектов и подготовил мировую премьеру оперы «Игрок» Прокофьева в первой авторской редакции.

    В 1950-х гг. имя Геннадия Рождественского стало хорошо известно и поклонникам симфонической музыки. За более чем полувековую творческую деятельность маэстро Рождественский стоял за дирижерским пультом практически всех прославленных российских и зарубежных симфонических коллективов. В 1961-1974 гг. он был главным дирижером и художественным руководителем Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. В 1981 году создал Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Десять лет руководства этим коллективом стали временем создания уникальных концертных программ.

    С 1974 по 1985 гг. Рождественский – музыкальный руководитель Московского камерного музыкального театра, где вместе с режиссером Борисом Покровским возродил к новой жизни оперы «Нос» Шостаковича и «Похождения повесы» Стравинского, провел ряд интересных премьер. В 2010 году Рождественский дирижировал в театре возобновлением «Похождений повесы», в 2011 – оперой «Идоменей» Моцарта в редакции Р. Штрауса. С сентября 2012 – художественный руководитель Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. В июне 2013 осуществил постановку оперы Вебера «Три Пинто» в редакции Малера (российская премьера), а в ноябре 2013 года выступил в роли музыкального руководителя и дирижера постановки оперы Бриттена «Блудный сын» (также впервые на российской сцене).

    Крупнейший интерпретатор музыки ХХ века, Рождественский познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями Шёнберга, Хиндемита, Бартока, Мартину, Мессиана, Мийо, Онеггера; по существу, он вернул России наследие Стравинского. Под его управлением прозвучали премьеры многих произведений Щедрина, Слонимского, Эшпая, Тищенко, Канчели, Шнитке, Губайдулиной, Денисова. Значителен и вклад дирижера в освоение наследия Прокофьева и Шостаковича. Геннадий Рождественский стал первым исполнителем в России и за рубежом многих произведений Альфреда Шнитке. В целом, выступая со многими ведущими оркестрами мира, он исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 – впервые в мире. Рождественскому посвятили свои произведения Щедрин, Шнитке, Губайдулина и многие другие композиторы.

    К середине 70-х годов Геннадий Рождественский стал одним из самых авторитетных дирижеров Европы. С 1974 по 1977 гг. возглавлял Стокгольмский филармонический симфонический оркестр, позднее руководил оркестром Би-би-си в Лондоне (1978-1981), Венским симфоническим (1980-1982). В разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда и Токио (почетный и действующий дирижер оркестра «Иомиури») и другими коллективами. В общей сложности Рождественским с разными оркестрами записаны свыше 700 пластинок и CD, в том числе все симфонии Прокофьева, Шостаковича, Малера, Глазунова, Брукнера, многие произведения Шнитке. Записи дирижера удостоены наград: Гран-при фирмы Lе Chant Du Mondе, диплома Академии Шарля Кро в Париже (за записи всех симфоний Прокофьева, 1969).

    Много времени и творческих сил Рождественский отдает педагогической деятельности. С 1974 года преподает на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 – профессор, с 2001 – заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования. Воспитал целую плеяду талантливых дирижеров, среди которых народные артисты России Валерий Полянский и Владимир Понькин, а также Максим Шостакович, Александр Анисимов, Мурад Аннамамедов, Вячеслав Валеев, Л. Гершкович, Михаил Грановский, Мария Максимчук и другие.

    Рождественский – автор книг «Дирижерская аппликатура», «Мысли о музыке», «Треугольники». В книге «Преамбулы» собраны тексты-пояснения, с которыми он выступал в своих концертах, начиная с 1974 года. В 2010 году вышла в свет новая книга – «Мозаика». Рождественский – автор нескольких сочинений, среди которых монументальная оратория «Заповедное слово русскому народу» для чтеца, солистов, хора и оркестра на слова Алексея Ремизова.

    Заслуги Геннадия Рождественского перед искусством отмечены почетными наградами и званиями: народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии. Геннадий Рождественский – Почетный член Шведской Королевской академии, Почетный академик Английской Королевской академии музыки, профессор. Среди наград музыканта: болгарский орден Кирилла и Мефодия, японский орден Восходящего Солнца, российский орден «За заслуги перед Отечеством» IV, III, II, I степени. В 2003 году маэстро получил звание Офицера Ордена Почетного легиона Франции.

    В 2013-2016 гг. на сцене Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского Рождественский подготовил и осуществил постановки опер «Лазарь, или Торжество Воскрешения» Шуберта – Денисова, «Леонора» Бетховена (первая редакция оперы «Фиделио»), «Блудный сын» Бриттена, «Лиса-плутовка» Яначека и «Сервилия» Римского-Корсакова. Постановка оперы Римского-Корсакова – всего лишь третья в истории, включая премьеру в Мариинском театре в 1902 году. Накануне московской премьеры Рождественский с оркестром и солистами театра осуществил первую в мире запись «Сервилии» на CD.

    В феврале 2016 года Рождественский провел цикл из 6 концертов с Чикагским симфоническим оркестром. 4 мая 2016 года отметил 85-летие. В день юбилея в Большом театре, с которым тесно связан творческий путь маэстро, состоялся грандиозный концерт в трех отделениях. Рождественский предстал во всех ипостасях своей профессии, продирижировав балетом Глазунова «Времена года» в постановке Джона Ноймайера (мировая премьера), III актом оперы Прокофьева «Семен Котко» и симфонией Шостаковича №9. В декабре 2016 года Рождественский поставил в Камерном музыкальном театре оперу Глюка «Орфей и Эвридика» в редакции Берлиоза.

    «Полифония» интересов маэстро проявляется в полной мере в «режиссуре» его ежегодных абонементных программ с Государственной академической симфонической капеллой России, проводимых Московской филармонией уже более 10 лет. Среди них – цикл «Семеро их» (Прокофьев, Скрябин, Рахманинов, Стравинский, Мясковский, Шнитке, Шостакович); абонемент «Скандинавская триада», посвященный музыке Нильсена, Грига, Сибелиуса; несколько циклов, объединенных названием «Мозаика»; наконец, грандиозный трехлетний абонемент «Туманный Альбион», посвященный музыке английских композиторов. В мае 2016 года Рождественский завершил свой новый двухлетний цикл «Моцарт и…», где наряду с 8 мессами Моцарта прозвучали симфонические сочинения Хиндемита, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Лютославского, Пярта, Шнитке, Бартока. Летом 2017 года маэстро открывает летний абонемент Госоркестра «Исторические программы великих дирижёров».

    Виктория Постникова

    Народная артистка России Виктория Постникова входит в число выдающихся исполнителей нашего времени. Она давно завоевала мировое признание, за полвека блестящей карьеры не раз покоряя своим искусством залы Москвы, Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Рима, Токио, Буэнос-Айреса и других музыкальных столиц мира. Исключительная природная одаренность, темперамент и совершенная техника, высочайшая культура исполнения и стремление к глубокому постижению творчества великих мастеров – всё это выделяет пианистку среди современников.

    Виктория Постникова родилась в Москве в семье музыкантов и уже в возрасте трех лет начала играть на фортепиано. В шесть лет она поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории к известному педагогу Элеоноре Мусаэлян. В семь лет впервые выступила с оркестром, исполнив концерт № 23 Моцарта. В 1962–1967 гг. обучалась в Московской консерватории у профессора Якова Флиера (первой ученицей которого была ее мать, М.А. Постникова). У него же в 1969 году завершила учебу в аспирантуре. 

    Пианистка завоевала награды на престижных международных конкурсах: почетный диплом конкурса имени Ф. Шопена в Варшаве (1965), вторую премию на конкурсе пианистов в Лидсе (1966), первую премию конкурса имени Вианы да Мотта в Лиссабоне (1968), третью премию IV международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (1970). Благодаря этим успехам имя Виктории Постниковой стало широко известно в нашей стране и за рубежом. С тех пор она с неизменным триумфом выступает в крупнейших музыкальных центрах Европы, Азии, Африки, Австралии и Америки. 

    Артистка играла со всеми ведущими оркестрами СССР и России, оркестрами Берлинской филармонии, амстердамского Концертгебау, самыми известными коллективами Великобритании (оркестр ВВС, Лондонский симфонический, Королевский филармонический), США (Нью-Йоркский, Бостонский, Чикагский, Кливлендский, Филадельфийский оркестры), Франции (оркестр де Пари), Австрии, Чехии, Японии и других стран. Со многими из этих оркестров Постникова гастролировала в Европе, Японии, Австралии, Южной Америке. Ее сценическими партнерами были сэр Адриан Болт, сэр Джон Барбиролли, сэр Колин Дэвис, сэр Саймон Рэттл, лорд Иегуди Менухин, Курт Мазур, Кирилл Кондрашин, Юрий Темирканов. 

    Почти 50 лет она выступала в великолепном тандеме с супругом – маэстро Геннадием Рождественским: как солистка с руководимыми им оркестрами и в фортепианном ансамбле. Была бессменным участником его филармонических абонементов. 

    Репертуар пианистки включает 80 концертов для фортепиано с оркестром, в том числе все концерты Бетховена, Чайковского, Шопена, Брамса, Прокофьева, многие – Моцарта и Гайдна, огромное количество сольных и камерных произведений: Баха, Шумана, Мендельсона, Рахманинова, Листа, Скрябина, Бартока, Бриттена, Р. Штрауса, Дилиуса, Шнитке. 

    В камерном репертуаре она много лет сотрудничала с Иегуди Менухиным, не раз исполнив с ним все сонаты для скрипки и фортепиано Брамса, а также сонаты Моцарта, Бетховена, Бартока. В последние годы постоянно выступает в дуэте с сыном – скрипачом Александром Рождественским. 

    Среди многочисленных записей Виктории Постниковой, сделанных на крупнейших отечественных и мировых лейблах (Decca, Erato, Chandos, «Мелодия»), особое место занимает впервые в истории записанное собрание всех произведений для фортепиано 

    Чайковского на семи компакт-дисках, выпущенное французской фирмой Erato; три концерта Чайковского с Венским симфоническим оркестром; полные собрания фортепианных произведений Мусоргского, Глинки, Яначека; все концерты Шопена, Брамса, Прокофьева; концерты и другие сочинения Скрябина, Бузони; «Песни без слов» Мендельсона, сочинения Сен-Санса, Тищенко и многих других композиторов XVIII–XX веков. 

    В 2004 году пианистка удостоена звания народной артистки Российской Федерации.