Лукас Генюшас : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, в продажу поступили абонементы сезона 2020-2021. Перейти к списку абонементов.

    Лукас Генюшас

    25 марта 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Лукас Генюшас (фортепиано), лауреат XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского

    Организатор концерта
    Агентство Apriori Arts

    В программе:
    Шопен
    Мазурки, соч. 63
    Соната № 3 си минор, соч. 58
    П. И. Чайковский
    Думка, соч. 59
    Десятников
    12 прелюдий из цикла «Буковинские песни»

    12+

    25 марта вы играете свой первый сольный концерт в зале имени Чайковского, где прозвучат мазурки и Третья соната Шопена, "Думка" Чайковского и 12 прелюдий из цикла "Буковинские песни" Десятникова. Что значит для вас это выступление?

    Я его жду с искренним трепетом. Хотя существует некий скептицизм, что это не Большой зал консерватории, мне очень нравится пространство зала Чайковского, там есть своя магия, и Филармония прекрасно им распоряжается с точки зрения информационного освещения и функционала. Осмелюсь даже предположить, что сольный концерт в КЗЧ играть лучше, чем в БЗК. Мне кажется, Большой зал для сольного концерта великоват, хотя я там играл, и, конечно, играл с трепетом и благоговением – для всех нас это намоленное место. Но потом я начал понимать, что нужно адаптировать свою исполнительскую манеру под этот зал, иногда жертвуя чем-то, чем жертвовать не хочется. Играя в Малом зале консерватории, я знаю, что могу позволить себе в плане звука всё, что угодно, а в Большом я вынужден что-то преувеличивать, играть "на Большой зал". Думаю, в зале Чайковского такая гипертрофированность не потребуется.

    Недавно Леонид Десятников рассказывал в интервью, что на создание "Буковинских песен" его вдохновил ваш диск с музыкой Рябова и Арзуманова. И хотя право премьеры принадлежало Алексею Гориболю и ноты будут изданы только весной вместе с официальной записью, вы – второй человек в мире, который сейчас их играет. У вас есть эксклюзивный авторский экземпляр?

    Мы просто очень дружим и с Лёней, и с Лёшей, поэтому у меня есть эксклюзивное право. Десятников для меня – абсолютно личная история, я с детства обожал его музыку и усвоил ее раньше многой другой. Рома Минц шутит, что Адажиетто Малера, которое Десятников цитирует в "Эскизах к закату", я узнал из "Эскизов к закату". И это правда (смеется). Кроме того, я являюсь ярым апологетом и пропагандистом его музыки, стараюсь играть ее как можно больше за границей и везде, где только можно. Поэтому, несмотря на эксклюзивность прав Гориболя, которые я не пытаюсь оспорить, моя любовь к музыке Десятникова идет ей только на пользу.

    Концерт вы объединили фольклорной темой, верно?

    Да, фольклорная линия идет через всю программу: от мазурок Шопена, через "Думку" Чайковского к "Буковинскими песнями". Там есть еще Третья соната Шопена, которая к фольклору не имеет никакого отношения, но без нее программа была бы более однообразной. Я обожаю эту сонату – это то, что Вера Васильевна умела блистательно, что она понимала, боготворила и пестовала всю жизнь: мазурки, ноктюрны, баллады, скерцо, и, конечно, сонаты, которые она всю жизнь играла и успела мне преподать в том виде, который я никогда не забуду. Кроме того, Третья соната – это сочинение grand publique, и если мы играем в КЗЧ, мы рассчитываем на grand publique, и ограничиваться мазурками и "Буковинскими песнями" было бы нечестно.

    Почему между Шопеном и Десятниковым вы поставили именно Чайковского?

    У Десятникова есть ключевые ориентиры, путеводные звезды – среди них фигуры Стравинского, Чайковского и музыка минимализма. Поэтому Чайковский сюда хорошо вписывается.


    Фрагмент из интервью Лукаса Генюшаса, автор - Наталия Сурнина. Полную версию интервью читайте по ссылке.



    Лукас Генюшас

    Лукас Генюшас родился в 1990 году в Москве в семье пианистов Ксении Кнорре и Пятраса Генюшаса. В 2004 году окончил Детскую музыкальную школу при Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Фридерика Шопена (класс Александра Беломестнова) и стал стипендиатом Международного благотворительного фонда Мстислава Ростроповича. В 2013 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Веры Горностаевой) и продолжил обучение в ассистентуре-стажировке МГК. В 2007 году был удостоен Гранта Правительства Москвы «Юные дарования XXI века». 

    Победитель VII Молодежных Дельфийских игр России (2008, Золотая медаль), Международного конкурса имени Джины Бахауэр в Солт-Лейк-Сити (2010, I премия). Лауреат международных конкурсов имени Фридерика Шопена в Варшаве (II премия, 2011) и имени П. И. Чайковского в Москве (II премия, 2015). Лауреат Немецкой фортепианной премии Deutscher Pianistenpreis (2012, Франкфурт). 

    Принимал участие в фестивалях «Безумный день» (La Folle Journée) в Токио, «Рахлинские сезоны» и Concordia в Казани, «Лики современного пианизма» и «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Опера априори» в Москве, Летнем музыкальном фестивале в Торонто, «Возвращение» в Москве, а также в фестивалях в Вербье, Ла-Рок-д’Антероне, Нанте, Тулузе, Тель-Авиве, Екатеринбурге и замке Эльмау. Сотрудничал с Гидоном Кремером, Юрием Темиркановым, Валерием Гергиевым, Саулюсом Сондецкисом, Дмитрием Ситковецким, Андреем Борейко, Марио Брунелло, Мишей Майским, Джошуа Беллом, Леонардом Слаткиным, Павлом Нерсесьяном, Александром Ведерниковым, Государственным квартетом имени А. П. Бородина. 

    С 2016 года проводит NikoFest в московской Галерее искусств Niko совместно с пианисткой Анной Генюшене. Принимал участие в благотворительном концерте «Встань и иди!», фестивале «Музыка света» с незрячими музыкантами в Москве и Владимире, ежегодной серии концертов Looking at the Stars для заключенных в нескольких городах Канады. В сезоне 2019/20 дебютирует с Филадельфийским оркестром, Симфоническим оркестром Ёмиури (Япония), а также на Фортепианном фестивале имени Ирвинга Гилмора в Каламазу (США) и в парижском Зале Гаво. 

    В дискографии пианиста – произведения Шопена, Рахманинова, Бетховена и Брамса, выпущенные фирмами NIFC, Art Classic, Piano Classics и DUX. Несколько альбомов Генюшас записал для фирмы «Мелодия»: сольный диск «Эмансипация консонанса» с произведениями Десятникова, Рябова и Арзуманова (2015), сочинения для скрипки и фортепиано Стравинского, Чайковского и Десятникова (с Айленом Притчиным, 2016), 24 прелюдии и фуги Всеволода Задерацкого (совместно с другими пятью пианистами, 2016), фортепианные трио Шостаковича, Вайнберга и Равеля (с Айленом Притчиным и Александром Бузловым, 2017), а также Концерт № 1 Шостаковича (с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, 2017). Альбом сонат Прокофьева, выпущенный французской фирмой Mirare (2018), удостоен в 2019 году премии Diapason d’Or.