Год Франции в России. Ж. Бизе: «Искатели жемчуга» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Год Франции в России. Ж. Бизе: «Искатели жемчуга»

    2 апреля 2010

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Иверсен Ойдун (баритон)
    В программе:
    Бизе

    12+

    Абонемент №1:

    Оперные шедевры

    Исполнители:

    ЛейлаАнник Массис (сопрано) /Франция/
    НадирФилипп До (тенор) /Франция/
    ЗургаОйдун Иверсен (баритон) /Норвегия/
    НурабадЖером Варнье (бас) /Франция/

    Национальный филармонический оркестр России
    Художественный руководитель и главный дирижёр — Владимир Спиваков

    Дирижёр – Оттавио Марино /Италия/

    Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра
    Художественный руководитель — Лев Конторович

    В программе:

    Жорж Бизе (1838–1875)
    «Искатели жемчуга», опера в концертном исполнении
    Либретто М. Карре и Э. Кормона

    Концерт проводится в рамках Года России-Франции при поддержке Министерства культуры Российской Федерации Партнёр по размещению МАРРИОТТ ГРАНД

    Либретто

    Действие первое. Нелегок и опасен труд ловца жемчуга. Ни сила, ни отвага не спасают порой от беды — значит, вмешались злые духи. Отогнать их может только пение целомудренной девушки — жрицы. Она не смеет никого полюбить, и страшная кара ждет ту, которая нарушит свой обет. По старинной традиции, избранницу приводят издалека — лучше, если она и ловцы не знают друг друга; лицо же жрицы всегда скрыто под покрывалом.

    ...На скалистом берегу одного из южных островов Индии собираются ловцы жемчуга. Сначала надо выбрать вождя. Все указывают на Зургу: он пользуется наибольшим уважением и любовью. Невдалеке показалась пирога, которая везет неизвестную девушку.

    Но кто это пробирается сквозь чащу? Зурга узнает Надира. Когда-то юноши были неразлучны — пока им не встретилась прекрасная Лейла. Оба полюбили девушку, и это сделало их врагами. Оставив родные места, Надир долго скитался по свету. Теперь он возвратился.

    Прошлое забыто. Зурга приглашает Надира принять участие в ловле жемчуга. Молодые люди вновь клянутся в вечной дружбе.

    Тем временем пирога подходит к берегу. Толпа приветствует закутанную в покрывало девушку. Следуя обычаю, Зурга требует, чтобы неизвестная дала клятву отречься от любви. «Я клянусь», — отвечает девушка, и тут ее взгляд падает на Надира. Смутившись, она поспешно отворачивается. Взволнован и Надир: мог ли он не узнать нежный голос Лейлы! Голос той, которая по-прежнему владеет его сердцем!

    Действие второе. Ночь опустила над морем свой темный покров. На сегодня лов окончен. Может отдохнуть и Лейла — верховный жрец Нурабад провожает ее в уединенный храм. Он напоминает о клятве. О, Лейла умеет держать свое слово. И жрица вспоминает случай, происшедший с ней в детстве. Она спрятала беглеца, за которым гнались его враги, и хотя злодеи угрожали девочке смертью, не выдала его. Вот это ожерелье — подарок спасенного ею человека.

    Но когда Нурабад уходит, Лейла грустно поникает: дав обет не знать любви, она, против воли, думает о Надире и... ждет его. Сумеет ли он пробраться в храм: с одной стороны — море, с другой — крутые скалы, а на тропе стоит стража с ружьями!

    Для влюбленного юноши отвесная скала — не преграда. Все ближе и ближе слышит Лейла песню любимого. Сердце ее трепещет от счастья, однако когда Надир, наконец, появляется, девушку охватывает страх: если кто-нибудь узнает о свидании, их ждет ужасная смерть! Лейла просит юношу уйти. Хорошо, oн исполнит ее желание, только назавтра придет снова.

    Но не дремлют жрецы. Преступник схвачен. Смерть ему! Ему — и клятвопреступнице.

    Желая помочь другу и его возлюбленной бежать, Зурга успокаивает разъяренных ловцов: он — вождь и сам вынесет приговор! Но Нурабад сдергивает с девушки покрывало — и Зурга, пораженный, отступает. Лейла?! Она предпочла Надира?! Так пусть погибают оба! Пусть узнают, как мстит Зурга!

    Действие третье. Картина первая. Палатка вождя. Напрасно пытается Зурга забыться сном — его терзают мрачные думы. Какое ослепление заставило его желать смерти двух самых дорогих людей: Надира — друга и Лейлы — любимой девушки!

    Два рыбака вводят в палатку Лейлу — она хотела говорить с Зургой. Девушка ничего не просит для себя: она преступила клятву и умрет. Но Надир — он невиновен. Один лишь Зурга может спасти его... Ревность вновь овладевает сердцем Зурги. Они любят друг друга! Пусть же вместе и умрут!

    Вдали слышны возбужденные голоса ловцов — они ждут начала казни, Лейла готова к смерти. Пусть исполнят ее последнюю просьбу — передадут матери жемчужное ожерелье.

    Зурга в изумлении: это то самое ожерелье, которое он подарил когда-то спасшей его девочке. Значит, он обязан жизнью той, которую только что обрек на смерть?v

    Картина вторая. Высоко вздымается пламя костра. Ловцы кружатся в священном танце. Сейчас Лейла и Надир взойдут на костер...

    Внезапно горизонт застилает багровое зарево пожара. Появившийся Зурга сообщает: разгневавшись, боги наслали огонь на деревню и поля. Все в смятении убегают, забыв о преступниках; люди спешат спасти имущество и детей. Один лишь Нурабад, которому поведение Зурги кажется подозрительным, прячется неподалеку. Жрец видит, как вождь подходит к преступникам, слышит обрывки разговора. Поняв, что Зурга сам поджег деревню, чтобы спасти Лейлу и Надира, Нурабад сзывает народ. Лейла и Надир тем временем успевают скрыться.

    Разъяренные ловцы жестоко мстят Зурге — он погибает в бушующем море огня.

    Анник Массис (сопрано, Франция)

    Анник Массис принадлежит к числу ведущих лирико-колоратурных сопрано современности. Ее выступления проходили на сценах престижнейших оперных театров и концертных залов мира: нью-йоркской Metropolitan Opera, барселонского Liceu, мадридского Teatro Real, женевского Grand Theatre, Цюрихской оперы, Венской государственной оперы, берлинской Deutsche Oper, брюссельского La Monnaie, Питтсбургской оперы, нью-йоркского Avery Fisher Hall. Во Франции ее имя украшает афиши всех без исключения ведущих оперных театров страны: Парижской оперы, Тулузской оперы, парижского Театра на Елисейских Полях, театров Марселя, Лиона, Ниццы и Монпелье. Она также регулярно гастролирует в Италии, сотрудничая с миланским La Scala, венецианскими Teatro Malibran и La Fenice, флорентийским Teatro Comunale, туринским Teatro Regio, театрами Триеста, Рима, Неаполя и Кальяри.

    Анник Массис является регулярной гостьей на таких авторитетных фестивалях, как Глайндборнский, Зальцбургский, Россиниевский фествиаль в Пезаро, Arena di Verona и «Флорентийский музыкальный май». Певица выступала под управлением Альберто Дзедды, Ричарда Бонинджа, Уильяма Кристи, Тревора Пиннока, Айвора Болтона, Марка Минковского, Кристофа Эшенбаха, Жоржа Претра, Оттавио Дантоне, Зубина Меты, Джеймса Ливайна, Марчелло Виотти и других дирижеров. В числе режиссеров, с которыми Анник Массис работала в последние годы – Пьер Луиджи Пицци, Лоран Пели и Дэвид Маквикар.

    В своем репертуаре Анник Массис особое место уделяет французской музыке разных эпох и стилей, от Рамо до Пуленка, исполняя, среди прочего, сочинения Берлиоза, Галеви и Дебюсси. Она завоевала международную репутацию как великолепный интерпретатор сочинений Моцарта и музыки бельканто (Беллини, Россини, Доницетти, Мейербер и Верди). В числе ее ролей – Семела («Семела» Генделя), Альмирена («Ринальдо» Генделя), Констанца («Похищение из сераля» Моцарта), Графиня («Свадьба Фигаро» Моцарта), Донна Анна («Дон Жуан» Моцарта), Юния («Луций Сулла» Моцарта), Филина («Миньон» Тома), Офелия («Гамлет» Тома), Маргарита Валуа («Гугеноты» Мейербера), Лейла («Искатели жемчуга» Бизе), Джульетта («Ромео и Джульетта» Гуно), Тереза («Бенвенуто Челлини» Берлиоза), Евдоксия («Жидовка» Галеви), Аменаида («Танкред» Россини), Амина («Сомнамбула» Беллини), Адель («Граф Ори» Россини), Виолетта («Травиата» Верди), Лючия («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Эльвира («Пуритане» Беллини) и многие другие.

    Помимо оперного репертуара Анник Массис посвящает много времени камерной вокальной лирике французских и немецких композиторов – Форе, Пуленка, Виардо, Равеля, Дебюсси, Рихарда Штрауса. Ее концертный репертуар включает Stabat Mater Перголези, духовную музыку Моцарта, «Мученичество Св. Себастьяна» Дебюсси, Gloria и Stabat Mater Пуленка, «Сцены из «Фауста» Гете» Шумана. За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства Анник Массис награждена орденом “La Siola d'oro” в Италии и званием Кавалера Ордена искусств и литературы, присуждаемым Министерством культуры Франции.

    Среди выступлений Анник Массис последнего времени можно отметить блестящий дебют в берлинской Deutsche Oper (Амина в «Сомнамбуле» Беллини) и спектакли в Опере Фландрии («Искатели жемчуга» Бизе), дебют в партиях Виолетты («Травиата» Верди) и Джульетты («Ромео и Джульетта» Гуно) на сцене Венской государственной оперы, а также в роли Донны Анны («Дон Жуан» Моцарта) в Teatro Verdi в Триесте, постановку «Жидовки» Галеви в парижской Opera de Bastille, выступление в роли Лючии («Лючия ди Ламмермур» Доницетти) в Metropolitan Opera в Нью-Йорке, возвращение в миланский театр La Scala (роль Графини де Фоллвиль в «Путешествии в Реймс» Россини) и на сцену прославленной Arena di Verona (партия Розины в «Севильском цирюльнике» Россини).

    Филипп До (тенор, Франция)

    Филипп До родился во Франции в семье выходцев из Вьетнама. Он обучался пению в Mannes College of Music в Нью-Йорке и стал лауреатом нескольких международных конкурсов, в том числе престижного конкурса им. Тоти Даль Монте в 2001 году. В настоящее время он совершенствуется под руководством выдающейся певицы Миреллы Френи.

    Международный дебют певца состоялся на сцене Лионской оперы, после которого он получил приглашения в такие театры, как Theatre du Chatelet и Театр на Елисейских полях в Париже, Капитолийский театр Тулузы, миланский La Scala, венецианский La Fenice, неаполитанский San Carlo, оперные театры Лозанны, Праги, Лидса, Штутгарта. В числе ангажементов певца последнего времени: партии Дона Хозе («Кармен» Бизе) на оперном фестивале в Мачерате, Ромео («Ромео и Джульетта» Гуно) в венецианском театре La Fenice, Дона Оттавио («Дон Жуан» Моцарта) на Reate Festival в Рьети под управлением Кента Нагано, партия Де Грие («Манон» Массне) в оперном театре Сент-Этьена и заглавная роль в опере Обера «Фра - Дьяволо» в венской Volksoper.

    Репертур певца также включает партии Джеральда («Лакме» Делиба), Эдгара («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Фауста («Фауст» Гуно), Вертера («Вертер» Массне), Тамино («Волшебная флейта» Моцарта), Пинкертона («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Ленского («Евгений Онегин» Чайковского), Ринуччо («Джанни Скикки» Пуччини), Рудольфа («Богема» Пуччини), Тома («Похождения повесы» Стравинского), Альфреда («Травиата» Верди), а также роли в операх современных композиторов. Филипп До выступал под управлением таких выдающихся дирижеров, как Жорж Претр, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Маурицио Бенини, Кристоф Эшенбах, Мишель Плассон, Марк Минковски, Альберто Дзедда, Владимир Юровский, Кристофер Хогвуд, Клаус Петер Флор. С участием Филиппа До выпущены аудио- и видеозаписи опер «Дон Жуан» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Мария Магдалина» Массне.

    Ойдун Иверсен (баритон, Норвегия)

    Норвежский баритон Ойдун Иверсен начал занятия вокалом в возрасте двадцати двух лет. Он исполнял заглавную роль в рок - опере «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Ллойд - Уэббера на сцене Норвежского Городского театра в сезоне 1999/2000, прежде чем окончательно посвятить себя академическому вокалу. В 2005 году он окончил Норвежскую Государственную академию музыки в Осло, после чего совершенствовал свое мастерство в Оперной академии в Копенгагене и в Высшей школе музыки в Лейпциге.

    После своего успешного международного дебюта на Фестивале камерной музыки в Осло, Ойдун Иверсен начал интенсивную концертную деятельность, выступив с филармоническим оркестром Осло и получив три ангажемента в Датской Королевской опере в Копенгагене – партии Шонара в «Богеме» Пуччини, Графа в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и Виконта в «Веселой вдове» Легара. Ойдун Иверсен также выступил на торжественном открытии нового здания Норвежской оперы, на церемонии награждения лауреатов Нобелевской премии (вместе с меццо-сопрано Элиной Гаранча), новогодних гала-концертах в Бергенской опере. Помимо концертной деятельности и оперных ангажементов певец уделяет большое внимание камерному репертуару, выступая в сопровождении таких пианистов, как Лейф Ове Андснес, Хавард Гимсе и Ларс Фогт.

    Предстоящие выступления певца включают заглавную роль в «Дон Жуане» Моцарта на Глайндборнском оперном фестивале, партию Альберта в «Вертере» Массне в Лондонской Королевской опере Covent Garden, заглавную партию в «Евгении Онегине» Чайковского в Опере Лилля и Датской Королевской опере, а также роль Графа в «Свадьбе Фигаро» Моцарта в берлинской Deutsche Oper.

    Жером Варнье (бас, Франция)

    Жером Варнье – выпускник студии молодых певцов при Парижской опере; его международный дебют состоялся на сцене Лионской оперы в партии Зарастро в «Волшебной флейте» Моцарте. С 1995 по 2000 год певец был штатным солистом Лионской оперы, где участвовал в постановках опер «Кармен» Бизе, «Электра» Р. Штрауса, «Доктор Фауст» Бузони, «Дон Карлос» Верди, «Сон в летнюю ночь» Бриттена, «Ариана и Синяя Борода» Дюка, «Фальстаф» Верди и «Приключения лисички-плутовки» Яначека. В прошедшие годы много сотрудничал с Марком Минковским, исполнил под управлением дирижера важные роли в операх «Орфей» Монтеверди на сцене Оперы Нанси, «Ипполит и Арисия» Рамо в Королевской опере Версаля и на барочном фестивале в Бонне и «Фаэтон» Люлли в Лионской опере.

    Расширяя свой репертуар Жермо Варнье исполнял партии Полифема («Ацис и Галатея» Генделя) и Оратора («Волшебная флейта» Моцарта) в оперных театрах Нанси и Нанта, Герцога Веронского («Ромео и Джульетта» Гуно) и Коллена («Богема» Пуччини) в парижской Opera Comique, Гремина («Евгений Онегин» Чайковского) в Нанте, Эремита («Вольный стрелок» Вебера) и Принца Буйонского («Адриенна Лекуврер» Чилеа) в Лозаннской опере, Дона Альфонсо («Так поступают все» Моцарта) в Опере Бордо, Аркеля («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси) в Лейпцигской опере и в парижской Opera Comique. В числе ангажементов певца последнего времени – выступления на фествиале в Экс-ан-Провансе («Балкон» Петера Этвеша), Опере Бордо («Трубадур» Верди, «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза), лиссабонском театре San Carlo («Вертер» Массне), Опере Авиньона («Бал-маскарад» Верди), Парижской опере («Каприччио» Р. Штрауса), Дижонской опере («Макбет» и «Аида» Верди, «Дон Жуан» Моцарта), Опере Бордо («Коронация Поппеи» Монтеверди).

    Оттавио Марино (Италия)

    Уроженец Палермо, Оттавио Марино окончил Палермскую консерваторию с отличием по классу фортепиано, позже начал занятия дирижированием. Дебютировав в Театре им. Дж. Верди в Пизе, он на протяжении нескольких лет работал ассистентом известного итальянского дирижера Антонио Аллеманди в таких театрах, как мадридский Teatro Real, парижская Opera de Bastille, Кельнская опера.

    В 2000 году Оттавио Марино дебютировал на Музыкальном фестивале в Мекленбург-Померании (Германия) и с филармоническим оркестром Марселя (Франция). Последующие годы были ознаменованы работами в оперных театрах Пизы, Ливорно, Лукки, Анконы, Ровиго и Палермо. Оперный репертуар дирижера составляли «Дон Карлос» Верди, «Веселая вдова» Легара, «Тоска» Пуччини, «Бал-маскарад» Верди, «Фауст» Гуно. В 2003 году дирижер работал в знаменитой Accademia Musicale Chigiana в Сиене по приглашению Райны Кабаиванска.

    Среди важнейших ангажементов дирижера последнего времени – выступления в Сеульском Центре искусств (Республика Корея), на Музыкальном фестивале в Сантандере (Испания) с оркестром туринского Teatro Reggio и Роберто Скандиуцци (бас), концерты с симфоническим оркестром Овьедо (Испания), новые постановки «Дон Карлоса» Верди и «Богемы» Пуччини в оперном театре Бусана (Республика Корея). В марте 2008 года Оттавио Марино дирижировал сольным концертом Анник Массис в Концертном зале им. П.И. Чайковского в рамках абонемента «Звезды мировой оперы в Москве».

    Иверсен Ойдун

    Норвежский баритон Ойдун Иверсен начал занятия вокалом в возрасте двадцати двух лет. Он исполнял заглавную роль в мюзикле «Иисус Христос – суперзвезда» на сцене Норвежского Городского театра в сезоне 1999/2000, прежде чем окончательно посвятить себя академическому вокалу. В 2005 году он окончил Норвежскую Государственную академию музыки в Осло, после чего совершенствовал свое мастерство в Оперной академии в Копенгагене и в Высшей школе музыки в Лейпциге.

    После своего успешного международного дебюта на Фестивале камерной музыки в Осло, Ойдун Иверсен начал интенсивную концертную деятельность, выступив с Филармоническим оркестром Осло и получив три ангажемента в Датской Королевской опере в Копенгагене – партии Шонара в «Богеме» Пуччини, Графа в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и Виконта в «Веселой вдове» Легара. Ойдун Иверсен также выступил на торжественном открытии нового здания Норвежской оперы, на церемонии награждения лауреатов Нобелевской премии (вместе с меццо-сопрано Элиной Гаранча), новогодних гала-концертах в Бергенской опере. Помимо концертной деятельности и оперных ангажементов певец уделяет большое внимание камерному репертуару, выступая в сопровождении таких пианистов как Лейф Ове Андснес, Хавард Гимсе и Ларс Фогт.

    Предстоящие выступления певца включают заглавную роль в «Дон Жуане» Моцарта на Глайндборнском оперном фестивале, партию Альберта в «Вертере» Массне в Лондонской Королевской опере Covent Garden, заглавную партию в «Евгении Онегине» Чайковского в Опере Лилля и Датской Королевской опере, а также роль Графа в «Свадьбе Фигаро» Моцарта в берлинской Deutsche Oper.