«Голос сердца» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    «Голос сердца»

    18 апреля 2013

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Российский национальный оркестр
    Дирижёр – Михаил Плетнёв
    Вероника Джиоева (сопрано)
    Олег Полпудин (тенор)
    Петр Мигунов (бас)
    Московский государственный академический камерный хор

    Художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического хора — Владимир Минин

    В программе:
    Танеев
    Четыре хора из цикла «Двенадцать хоров для хора а cappella на слова Я. Полонского»
    «По прочтении псалма» — кантата для солистов, хора и оркестра

    12+

    «Хор Минина. Голос сердца», заключительный концерт абонемента Московского камерного хора под руководством Владимира Минина, представляет грандиозную Кантату Сергея Танеева «По прочтении псалма» - последнее сочинение композитора и его художественное завещание. Посвященная памяти матери, Варвары Павловны Танеевой, кантата сразу после премьеры 1915 года вызвала самые восторженные отклики прессы: «Впечатление осталось столь сильное, какое только и может остаться после исполнения подлинно правдивых, живых произведений музыкального искусства, где слышится за каждым изгибом музыкальной мысли творческая воля и одухотворенное чувство композитора» /Б. Асафьев/.

    Основоположник славянофильства Алексей Хомяков в стихотворении «По прочтении псалма», ставшем основой хорового опуса Сергея Танеева, написал: «Мне нужно сердце чище злата, мне нужен брат, любящий брата, и воля крепкая в труде, нужна мне правда на суде». А «голос сердца» композитора, обращенный к самому дорогому, суть и дух музыкального шедевра можно выразить словами Иосифа Бродского: «В каждой музыке — Бах, в каждом из нас — Бог».

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

    РНО сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижеры современности: Семён Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашенными дирижерами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны в жизни оркестра отмечены серией крупных международных проектов в России и за ее пределами. В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором исполнили «Страсти по Матфею» митрополита Волоколамского Илариона в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова. 

    РНО записал более восьмидесяти альбомов, выпущенных всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon и другими звукозаписывающими компаниями. Многие записи получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым отечественным оркестром, завоевавшим премию «Грэмми». Среди записей РНО последних лет – все симфонии и фортепианные концерты Бетховена в интерпретации Михаила Плетнёва, симфонии и балеты Чайковского, избранные симфонии Шостаковича, а также сочинения Вячеслава Артёмова. Запись «Колоколов» Рахманинова названа британским изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, когда-либо представленных в записи». Запись Симфонии №7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала ежегодную премию Diapason d'Or и была номинирована на «Грэмми» в категории «Лучший альбом с объемным звучанием».

    Михаил Плетнёв

    Михаил Плетнёв сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора. Музыкант родился в 1957 году в Архангельске. В 16-летнем возрасте стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. В 1974–1979 гг. обучался в Московской государственной консерватории в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году окончил аспирантуру). В 1977 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году – I премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста.

    Плетнёв представлял сольные программы на лучших сценах мира, выступал с известнейшими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии, симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина, Национальным оркестром Франции и многими другими. Он играл под управлением выдающихся дирижеров современности, среди которых Клаудио Аббадо, Карло Мария Джулини, Бернард Хайтинк, Лорин Маазель, Зубин Мета, Курт Зандерлинг, Леонард Слаткин, Неэме Ярви, Риккардо Шайи, Рудольф Баршай. 

    В 1980 году Михаил Плетнёв дебютировал как дирижер. Взлет его дирижерской карьеры пришелся на 90-е годы, когда музыкант основал Российский национальный оркестр (1990). Помимо плодотворного сотрудничества с РНО, он выступает в качестве приглашенного дирижера с Малеровским камерным оркестром, Королевским оркестром Консертгебау, Оркестром Итальянской Швейцарии, лондонским оркестром «Филармония», Симфоническим оркестром Бирмингема, Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Токийским филармоническим, Симфоническим оркестром корпорации NHK (Япония) и многими другими. 

    В октябре 2007 года Плетнёв дебютировал как оперный дирижер в Большом театре России с оперой «Пиковая дама» Чайковского. В ноябре того же года на сцене Концертного зала имени Чайковского им было осуществлено концертное исполнение опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини». В мае 2008 года в музее-усадьбе «Архангельское» под его управлением была исполнена опера «Майская ночь» Римского-Корсакова, в феврале 2009 года в Концертном зале имени Чайковского – опера «Кармен» Бизе. 

    «Оперная линия» получила продолжение и в рамках Большого фестиваля РНО. На первом фестивале в сентябре 2009 года под управлением Михаила Плетнёва состоялось концертное исполнение оперы «Волшебная флейта» Моцарта, в 2010 году – «Золушки» Россини, в 2012 – «Евгения Онегина» Чайковского. В сентябре 2014 года в зале Чайковского под руководством маэстро вновь прозвучала «Майская ночь» с участием известных российских и зарубежных солистов, в сентябре 2015 – «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, на фестивале 2016 года – «Иоланта» Чайковского. 

    Значительное место в творческой деятельности Плетнёва занимает композиция. Среди его сочинений – Триптих для симфонического оркестра, Фантазия для скрипки с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, фортепианные переложения сюит из балетов Чайковского, Щедрина, Прокофьева, переложение для кларнета Скрипичного концерта Бетховена. 

    В 2006 году музыкант создал Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва. Целью фонда, наряду с обеспечением жизнедеятельности Российского национального оркестра, является также поддержка наиболее важных культурных и социально значимых 

    проектов самого высокого уровня, таких как Волжское турне или Мемориальный концерт РНО в Беслане для матерей и родственников жертв трагедии. В 2014 году Михаил Плетнёв выступил инициатором первого фестиваля музыки Рахманинова. Четыре концерта форума прошли в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. 

    Михаил Плетнёв – народный артист России, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени, лауреат множества государственных и международных премий, включая премии «Грэмми» и «Триумф». В 2007 году был удостоен Премии Президента РФ, ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2013 году стал обладателем Платоновской премии – «за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия».

    Вероника Джиоева

    Вероника Джиоева – ведущая солистка Новосибирского театра оперы и балета, приглашенная солистка Большого и Мариинского театров, народная артистка Северной и Южной Осетии, заслуженная артистка Российской Федерации. В 2000 году окончила Владикавказское училище искусств (класс Нелли Хестановой), в 2005 – Санкт-Петербургскую консерваторию (класс профессора Тамары Новиченко). Дебютировала на оперной сцене в партии Мими под управлением Алима Шахмаметьева.

    Признание столичной публики пришло к певице после исполнения партии Фьордилиджи в опере «Так поступают все женщины» Моцарта под руководством Теодора Курентзиса (Московский международный дом музыки, 2006). Годом позже состоялась мировая премьера хоровой оперы «Боярыня Морозова» Щедрина, где Джиоева исполнила партию Княгини Урусовой. В 2007 году певица дебютировала в партии Земфиры («Алеко» Рахманинова) под руководством Михаила Плетнева. Участие в постановке оперы «Алеко» на сцене Мариинского театра и в Баден-Бадене под управлением Валерия Гергиева принесло певице большой успех. В 2009 году в Сеуле состоялась премьера «Кармен» Бизе в постановке Алексея Степанюка, где Джиоева выступила в партии Микаэлы. 

    Певица успешно сотрудничает с зарубежными театрами, в числе которых Ла Монне в Брюсселе, Пражская опера, Финская национальная опера, Хьюстонская опера, Гамбургская государственная опера, мадридский театр Реаль, оперные театры Женевы, Валенсии, Болоньи, Палермо, Бари. В ее репертуаре – партии в операх Моцарта, Бизе, Верди, Массне, Пуччини, Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Вайнберга, в реквиемах Моцарта и Верди, симфониях Бетховена и Малера, «Колоколах» Рахманинова. Особое внимание Джиоева уделяет сочинениям современных композиторов – среди них вокальные циклы «Бег времени» Бориса Тищенко и «Плач гитары» Марка Минкова, а также «Разлучница-зима» Антона Танонова. 

    Сотрудничает с выдающимися музыкантами, среди которых Марис Янсонс, Валерий Гергиев, Тревор Пиннок, Владимир Федосеев, Инго Мецмахер, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Хартмут Хенхен, Симонa Янг, Владимир Спиваков и другие. Концерты певицы проходят в крупнейших столичных залах. В 2016 году состоялся первый фестиваль музыкального искусства Вероники Джиоевой на ее родине, в Цхинвали. Последующие форумы прошли на сценах Новосибирской оперы и театра «Новая Опера» в Москве. 

    Вероника Джиоева – лауреат многочисленных международных конкурсов, победитель телепроекта «Большая опера» на канале «Культура». Удостоена премии «Человек года» Республики Южная Осетия, Народная артистка Осетии (2014), Заслуженная артистка Российской Федерации (2018).

    Олег Полпудин

    Олег Полпудин (тенор) родился в 1980 году в г. Щелково Московской области. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского  (класс Б. Н. Кудрявцева). Лауреат Всероссийского конкурса молодых вокалистов имени Н. Обуховой. С 2006 года — солист  Московского академического музыкального театра имени К. С, Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, где исполняет партии в спектаклях «Тоска» (Каварадосси) Пуччини, «Тангейзер» (Генрих Шрайбер) Вагнера, «Лючия ди Ламмермур» (Артуро) Доницетти, «Кармен» (Ременандо) Бизе и др.

    Петр Мигунов

    Родился в Ленинграде. Окончил хоровое училище имени М. И. Глинки по специальности «дирижер хора» и вокальное отделение Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс В. Лебедя). Там же окончил аспирантуру у профессора Н. Охотникова. 

    Солист Государственной академической певческой капеллы Санкт-Петербурга, с которой исполнил сольные партии в Реквиемах Верди и Моцарта, Симфонии №9 Бетховена, Мессе си минор Баха, «Колоколах» Рахманинова, «Свадебке» Стравинского и многих других кантатно-ораториальных произведениях. Выступает на сцене Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, где исполнил партии Мефистофеля («Фауст» Гуно), Короля Рене («Иоланта» Чайковского), Гремина («Евгений Онегин» Чайковского), Собакина («Царская невеста» Римского-Корсакова), Алеко («Алеко» Рахманинова), Дона Бартоло («Свадьба Фигаро» Моцарта), Дона Базилио («Севильский цирюльник» Россини), Иниго («Испанский час» Равеля), Мендозы («Дуэнья» Прокофьева).

    В 2003 году дебютировал в Большом театре России, где исполнил более двадцати сольных партий. Среди них Пимен («Борис Годунов» Mусоргского), Зарастро («Волшебная флейта» Моцарта) Собакин («Царская невеста» Римского-Корсакова), Дед Мороз («Снегурочка» Римского-Корсакова), Кухарка («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Тимур («Турандот» Пуччини), Фауст («Огненный ангел» Прокофьева), и др. Петр Мигунов – постоянный участник многих премьерных постановок Большого театра: «Фальстаф» Верди (партия Пистолы), «Дети Розенталя» Леонида Десятникова (мировая премьера, Розенталь), «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова (Князь Юрий), «Борис Годунов» Мусоргского (Рангони), «Дон Жуан» Моцарта (Лепорелло), «Воццек» Берга (доктор), «Травиата» Верди (доктор), «Сомнамбула» Беллини (Рудольф), «Князь Игорь» Бородина (Игорь), «Дон Карлос» Верди (Великий инквизитор), «Кармен» Бизе (Цунига), «Иоланта» Чайковского (Рене). Принял участие в концертном исполнении оперы «Пеллеас и Мелизанда» (Король Аркель) на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского. 

    Выступал со многими выдающимися дирижерами Валерием Гергиевым, Геннадием Рождественским, Михаилом Плетневым, Юрием Темиркановым, Владимиром Юровским, Михаилом Юровским, Иегуди Менухиным, Владиславом Чернушенко, Александром Ведерниковым и др. Сотрудничал с режиссерами Юрием Любимовым, Эймунтасом Някрошюсом, Александром Сокуровым, Дмитрием Черняковым, Грэмом Виком, Франческой Замбелло, Пьером-Луиджи Пицци, Сергеем Женовачом и др. 

    Выступал в США, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Германии, Франции, Испании, Португалии, Польше, Словении, Хорватии, Югославии, Греции, Южной Корее, Японии. В 2003 г. дебютировал в нью-йоркских Карнеги-Холле и Линкольн-центре, а в 2004 г. – в Концертгебау (Амстердам). 

    Лауреат Международного конкурса молодых исполнителей в Токио (I премия), конкурса имени Г. В.Свиридова в Курске (I премия), XXI конкурса им. М. И. Глинки (II премия и специальный приз), конкурса имени Моцарта в Зальцбурге (специальная премия), дипломант конкурсов в Кракове, «Вердиевские голоса» в Буссето (Италия), конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (специальный приз).

    Московский государственный академический камерный хор

    Московский государственный академический камерный хор – один из самых знаменитых хоровых коллективов России, созданный профессором Владимиром Мининым. C неизменным успехом хор гастролировал на всех континентах, кроме Австралии. Выступал с лучшими оркестрами, дирижерами и солистами России, среди которых Михаил Плетнёв, Владимир Федосеев, Ирина Архипова, Елена Образцова, Мария Гулегина, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Александр Ведерников, Паата Бурчуладзе. В дискографии хора – более 40 альбомов.

    История хора берет начало в 1971 году, когда Владимир Минин стал ректором Музыкально-педагогического института (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных. Маэстро объявил набор в институтский камерный хор, пригласив музыкантов разных специальностей, музыковедов и преподавателей музыкальных школ. Первый концерт нового коллектива состоялся 23 апреля 1972 года в Московском Доме ученых. 

    Через два года хор получил профессиональный статус и впервые выехал на зарубежные гастроли, тогда же фирма «Мелодия» выпустила первую пластинку хора – «Хоровая музыка ХII–ХХ веков». Репертуар хора формировался из произведений современных композиторов, обработок русской народной музыки, песен советских авторов и крупных произведений западноевропейских классиков. Коллектив быстро получил широкое международное признание, активно гастролируя по всему миру. Деятельность хора также повлекла за собой в 1970-80-е годы создание камерных хоров по всей стране. 

    В 1982 году Владимир Минин получил Государственную премию СССР. Тогда же появилось одно из первых сочинений, написанных непосредственно для Камерного хора: хоровая симфония-действо Валерия Гаврилина «Перезвоны», посвященная Владимиру Минину. Премьера состоялась в 1982 году в Ленинграде в Большом зале филармонии. В 1980-е годы состоялись гастроли хора в США, Швейцарии, Австрии, Германии, Китае, Японии, Сингапуре, Бразилии, Португалии, Аргентине, Италии, Франции. 

    С 1996 года на протяжении десяти лет Камерный хор участвовал в оперных постановках всемирно известного фестиваля в Брегенце. «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Бал-маскарад» и «Трубадур» Верди, «Богема» Пуччини, «Греческие страсти» Мартину, «Приключения лисички-плутовки» Яначека, «Вестсайдская история» Бернстайна, «Маскарад» Нильсена, «Королевский дворец» Вайля существенно расширили не только репертуар, но и сценические возможности артистов хора. В Опере Цюриха хор участвовал в постановках «Хованщины» Мусоргского, «Демона» Рубинштейна. Новые горизонты для коллектива открыло и сотрудничество с театральными актерами – Ольгой Остроумовой, Светланой Крючковой, Еленой Лядовой, Александром Филиппенко, Игорем Костолевским, Валентином Гафтом. 

    Каждый сезон коллектив представляет премьеры или редко звучащие произведения. В последние годы это «Траурно-триумфальная симфония» Берлиоза, кантата Catulli Carmina Орфа, месса «Вооруженный человек» Дженкинса, концертная версия мюзикла «Чудесный город» Бернстайна, оратория «Мария Магдалина» Массне, «Маленькая торжественная месса» Россини, оратория «Исход» Шерлинга, «Креольская месса» Рамиреса, «Девять шагов к преображению» Артемьева. Яркими событиями недавних сезонов стали также совместный проект Валентина Гафта и Владимира Минина «Скажи, он дьявол или бог?», цикл благотворительных концертов «Хор Минина – детям» и исполнение концертной версии оперы «Порги и Бесс» Гершвина. Концертный сезон 2018/19 проходит под знаком юбилея создателя Московского камерного хора Владимира Минина, отмечающего 90-летие.