В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
28 сентября 2016
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
схема проезда
Абонемент №95:
Госоркестр России
имени Е. Ф. Светланова.
К 80-летию оркестра
Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова – 80 лет! В свой юбилейный год прославленный коллектив подготовил ряд изумительных программ с участием замечательных солистов и дирижеров. 28 сентября на сцене Концертного зала имени С. В. Рахманинова «Филармонии-2» выступит маэстро Мариус Стравинский.
«Мариус Стравинский дирижировал со страстью… Публика отреагировала на этот концерт бурной овацией и пять раз вызывала Мариуса Стравинского с оркестром на бис» (Сайт Seen and Heard).
«Оркестр под управлением Стравинского играл по-настоящему эмоционально, ритмически четко и безупречно… перед нами дирижер огромного таланта» (Сайт Music OMH).
Молодой дирижер представит очаровательную программу из произведений французских романтиков – Шарля Гуно и Сезара Франка. Прозвучит балетная музыка из оперы Гуно «Фауст» и Симфония Франка. А в интерпретации американской пианистки Джулии Зильберквит, которую на Западе называют «романтической поэтессой фортепиано», мы услышим симфоническую поэму для фортепиано с оркестром «Джинны».
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Мариус Стравинский родился в 1979 году в Алма-Ате в семье музыкантов. В четыре года начал обучаться игре на скрипке, продолжил занятия в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. С 10 лет учился в Великобритании – сначала в Школе Иегуди Менухина, затем в Итонском колледже. В 13 лет, после знакомства с Марисом Янсонсом, увлекся дирижированием и начал стажироваться у Игоря Головчина, также участвовал в мастер-классах Кеннета Кислера и Эри Класа. Был ассистентом Клаудио Аббадо на репетициях оперы «Дон Жуан» Моцарта (1998).
В 2002 году окончил дирижерский факультет лондонской Королевской академии музыки, в том же году стал дирижером-ассистентом в Академическом симфоническом оркестре Московской филармонии и симфоническом оркестре Московского музыкального театра «Геликон-опера». В «Геликон-опере» в течение трех лет совершенствовал свое мастерство под руководством Владимира Понькина; участвовал в работе над операми «Лулу» Берга, «Диалоги кармелиток» Пуленка, «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, «Сибирь» Джордано, «Мавра» Стравинского, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, «Кармен» Бизе и спектаклем «Упавший с неба» на музыку Прокофьева.
В 2007–2012 гг. Мариус Стравинский занимал пост художественного руководителя и главного дирижера Симфонического оркестра Карельской филармонии, после чего был приглашен Владимиром Юровским на должность дирижера-ассистента Лондонского филармонического оркестра. С 2013 года музыкант работает с оркестрами Великобритании, Германии, Японии, Австралии. Помимо Лондонского филармонического, среди них Королевский филармонический (Лондон), оркестры Берлинской государственной оперы и Немецкой оперы (Берлин), Токийский филармонический и Квинслендский оркестры. Выступления дирижера высоко оценивает международная пресса: «Нет сомнений в том, что Стравинский – дирижер огромного таланта» (британский интернет-журнал Music OMH).
Мариус Стравинский регулярно выступает на российских сценах с крупнейшими отечественными оркестрами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии; участвует в симфонических концертах и оперных спектаклях Мариинского и Михайловского театров. В его дискографии – первые в мире записи Скрипичного концерта Игнаца Брюлля, Фортепианного концерта Павла Пабста, симфонии Саломона Ядассона (лейбл Cameo Classics). Возглавляя оркестр Карельской филармонии, он записал сочинения Мориса Блауэра, Дороти Хауэлл, Джозефа Хольбрука, Сергея Жукова.
В сезоне 2016/17 маэстро основал в Санкт-Петербурге Фестивальный оркестр; первым проектом с его участием стало исполнение «Царя Эдипа» Стравинского в Александринском театре. В числе основных событий сезона 2018/19 – оперные и балетные постановки в Берлине, дебют с Симфоническим оркестром Баварского радио, концерты с Лондонским филармоническим оркестром и гастрольный тур по Японии с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова.
Американская пианистка Джулия Зильберквит снискала
признание как у профессиональной критики, так и у широкой публики. NewYorkTimes писала о ней как о «выдающемся солисте» после исполнения в 2012 году в Карнеги-холле
редко звучащей симфонической поэмы «Джинны» Сезара Франка с Американским
симфоническим оркестром под управлением Леона Ботстайна. Немецкая Tagesspiegel
после концерта в Берлине назвала ее
«романтической поэтессой фортепиано».
Джулия Зильберквит родилась в Москве в семье музыкантов и с 4-х лет начала играть на фортепиано. Профессиональное образование получила в Школе имени Гнесиных в Москве и в Джульярдской школе в Нью-Йорке, где совершенствовала мастерство под руководством Беллы Давидович.
В 1994 году пианистка была удостоена первого приза на Венском международном музыкальном конкурсе.
Она выступает на лучших сценах мира, в числе которых залы Карнеги-холла и Линкольн-центра, а также культурного центра 92nd Street Y в Нью-Йорке. Джулия Зильберквит сотрудничала с известными оркестрами, такими как Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, оркестр Большого театра России, Немецкий симфонический оркестр Берлина, Бруклинский филармонический оркестр, Каирский симфонический оркестр, Государственный академический камерный оркестр России, камерные оркестры Musica Viva, «Виртуозы Москвы», «Санкт-Петербург Камерата», Венский камерный оркестр, лондонский NewEuropeanStrings, канадский I Musici de Montréal, польские Sinfonietta Cracovia и Sinfonia Varsovia, камерный ансамбль «Солисты Москвы» и другие коллективы.
Пианистка принимала участие в престижных фестивалях – в Сиэтле, Кольмаре, Klangbogen и Бетховенском фестивале в Вене,BardMusicFestival в Нью-Йорке, Фестивале Кшиштофа Пендерецкого в Польше, «Звезды белых ночей» и «Дворцы Санкт-Петербурга», «Декабрьские вчера Святослава Рихтера» и «Черешневый лес» в Москве.
В 2004 году Джулия Зильберквит исполнила в Москве с Юрием Башметом и оркестром «Молодая Россия» (прежнее название «Новой России») малоизвестный юношеский ми-бемоль мажорный концерт Бетховена для фортепиано с оркестром. В 2008 году она представила премьеру «Еврейской рапсодии» для фортепиано с оркестром Сергея Слонимского, заказанную и посвященную ей. Произведение прозвучало в сопровождении Иерусалимского симфонического оркестра в рамках празднования 60-й годовщины образования Государства Израиль.
Джулия Зильберквит получила известность как мастер транскрипций. В 1997 году во время дебютного выступления в Карнеги-холле она исполнила премьеру собственной версии Концертино соч.94 Шостаковича, аранжированного ею как одночастный концерт для фортепиано с оркестром. В дальнейшем Дж. Зильберквит играла это произведение на разных сценах мира, повсюду снискав хорошие отзывы критиков, и записала сочинение в камерным оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Одним из главных событий сезона 2013/14 стал релиз компакт-диска с клавирными концертами И. С. Баха, куда также вошли два Кончерто гроссо Баха–Вивальди в аранжировке Дж. Зильберквит для фортепиано с оркестром (Warner Classics). Известный британский журнал «Граммофон» охарактеризовал работу как «великолепное исполнение».
В числе других ярких записей пианистки – альбом “JewishMusicfromRussia” («Еврейская музыка России»), где звучат произведения Прокофьева, Шостаковича и Слонимского (HarmoniaMundi); сольный альбом “TheMysteryofBagatelles” («Таинство багателей»,Naxos, 2007). В рецензиях на последний диск критики отмечали «грандиозное исполнение» (Washington Post), называя его «смелой программой, сверкающей с необыкновенной ясностью и пуантилистической люминесценцией» (PianoMagazine).