В продаже абонемент Musica sacra nova
21 октября 2015
Большой зал Консерватории
Соло на скрипке – Сергей Гиршенко
Абонемент №70:
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова
Персональный абонемент Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова – прекрасный подарок для слушателей всех возрастов. Коллектив топ-уровня, с огромным опытом и славной историей, безупречно владеющий тонкостями исполнения музыки различных стилей и эпох, представляет в сезоне 2015/2016 серию из четырех выступлений в ансамбле с первоклассными дирижерами и солистами.
Каждый концерт проекта ярко индивидуален. В каждом сразу отмечаешь для себя интереснейшее сочетание произведений композиторов и имен солиста и дирижера, в чьих интерпретациях будет звучать программа. А это, собственно, и говорит о том, что перед нами проект высочайшего качества и безупречного художественного уровня.
Так давайте проведем великолепный сезон, наполненный прекрасной музыкой, эмоциями и открытиями с Госоркестром России!
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XVII Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализовывал спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Михаил
Юровский — сын композитора Владимира Юровского и внук дирижера Давида
Блока. Всемирно известными дирижерами стали его сыновья Владимир и Дмитрий.
М. Юровский вырос в кругу знаменитых музыкантов — Д. Ойстраха, М. Ростроповича, Л. Когана, Э. Гилельса, А. Хачатуряна. Близким другом семьи был Д. Шостакович, который несколько раз играл с Михаилом на фортепиано в четыре руки. Этот опыт оказал большое влияние на молодого музыканта, и не случайно сегодня М. Юровский — один из ведущих интерпретаторов музыки композитора. В 2012 г. он был награжден Международной премией Шостаковича, вручаемой фондом Шостаковича в немецком городе Гориш.
Михаил Юровский получил образование в Московской консерватории, которую окончил по классу оперно-симфонического дирижирования у Л. Гинзбурга и как музыковед у А. Кандинского. Еще в студенческие годы он был ассистентом Г. Рождественского в Большом симфоническом оркестре Центрального телевидения и Всесоюзного радио. В 1970–80-х гг. работал в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, регулярно дирижировал спектаклями Большого театра. С 1978 г. — постоянный приглашенный дирижер берлинской Komische Oper.
В 1989 г. М. Юровский с семьей покинул СССР, заняв должность постоянного дирижера дрезденской Semperoper. В дальнейшем был художественным руководителем и главным дирижером Филармонического оркестра Северо-Западной Германии (Херфорд), главным дирижером Лейпцигской оперы и Оркестра Западногерманского радио в Кельне, главным дирижером берлинской Deutsche Oper и главным приглашенным дирижером симфонического оркестра Берлинского радио.
С 2003 г. Михаил Юровский является приглашенным дирижером Тонкюнстлер-оркестра (Австрия), дрезденской Штаатскапеллы, филармонических оркестров Осло, Бергена, Лондона, Штутгарта. С 1995 г. постоянно сотрудничает с симфоническими оркестрами Ставангера (Норвегия) и Норрчепинга (Швеция).
Оперный репертуар дирижера включает шедевры Моцарта, Верди, Пуччини, Вебера, Вагнера, Сметаны, Р. Штрауса, Бриттена, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича.
В 1993 г. Юровский выступил дирижером-постановщиком «Иоланты» Чайковского и «Франчески да Римини» Рахманинова (режиссер-постановщик П. Устинов) на Музыкальном фестивале Дрездена.
Театральные работы маэстро последних лет включают «Парсифаль» в Генуе, «Гибель богов» в Дортмунде, «Спящую красавицу» в Норвежской опере в Осло, «Евгения Онегина» в Teatro Lirico в Кальяри, в Женеве, Лиссабоне, Мальмё, новую постановку оперы Респиги «Мария Виктория» и возобновление «Бал-маскарада» Верди в Немецкой опере. Публика и критика высоко оценили постановки оперы «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева в женевском Grand Theatre и «Раймонды» Глазунова в Ла Скала (с декорациями и костюмами, воспроизводящими постановку М. Петипа 1898 г. в Петербурге). В сезоне 2012/13 состоялся успешный дебют дирижера в Opеra de Paris с «Хованщиной» Мусоргского и возвращение в цюрихский Opera House с новой постановкой балета Прокофьева «Ромео и Джульетта».
В 2011 г. Михаил Юровский провел мастер-классы в Центре оперного пения Галины Вишневской.
В 2012 г. музыкант дирижировал возобновленной постановкой оперы Прокофьева «Огненный ангел» в Большом театре России, а затем провел два концерта, организованные Министерством культуры России (на Славянском культурном форуме и в Кремле), совершил турне с Госоркестром России им. Е.Ф. Светланова и завершил сезон концертом с Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония».
Михаил Юровский регулярно сотрудничает с лучшими российскими оркестрами. В сезоне 2012/13 он дирижировал Госоркестром России в Москве и на музыкальном фестивале в Сантандере (Испания). В октябре 2013 г. выступил в Санкт-Петербурге с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром филармонии.
В последние годы М. Юровский активно выступает как приглашенный дирижер. Он стоял за пультом оркестра лейпцигского Гевандхауза, Дрезденского филармонического оркестра, Симфонического оркестра Любека. Заметными явлениями стали его выступления с Филармоническим оркестром Ниццы, Оркестром радио и телевидения Итальянской Швейцарии, Симфоническим оркестром Дома музыки Порто, Оркестром Бергенской филармонии, Венгерским национальным филармоническим оркестром и Симфоническим оркестром Северных Нидерландов, участие в серии концертов в Лидсе, дебюты с Симфоническим оркестром Сан-Паулу, филармоническими коллективами Лондона и Варшавы. Большим событием в художественной жизни Лондона стало исполнение Симфонии № 1 А. Шнитке в октябре 2013 г. (в рамках Фестиваля музыки 60–70-х гг.), получившее высокую оценку в лондонской прессе. Он является главным приглашенным дирижером Janáček Philharmonic Orchestra (Острава, Чехия) и первым приглашенным дирижером оркестра Sinfonia Iuventus (Варшава).
В 2014 и 2015 гг. Михаил Юровский вновь дирижировал серией спектаклей «Огненный ангел» в Большом театре России. В феврале 2015 г. был музыкальным руководителем премьеры «Пиковой дамы» в постановке Л. Додина в Большом театре.
Оперные и балетные ангажементы дирижера в сезоне 2015/16 включали премьеры «Золушки» Прокофьева в постановке итальянского балетмейстера М. Бигонцетти и «Лебединого озера» в La Scala, «Пиковой дамы» в Цюрихе, «Евгения Онегина» в Опере Мальмё.
В сезоне 2016/17 Михаил Юровский дирижирует «Огненным ангелом» в Опере Мюнхена, «Лебединым озером» в La Scala, концерты с оркестрами Белградской филармонии, Дома музыки Порто, Национальным оркестром Бордо, Королевской капеллой Копенгагена и оркестром Sinfonia Iuventus.
Дирижер имеет многочисленные записи на телевидении и радио Штутгарта, Кельна, Дрездена, Осло, Норрчепинга, Ганновера и Берлина. Обширная дискография маэстро включает киномузыку, оперу «Игроки» и полное собрание вокально-симфонических произведений Шостаковича; оперу «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова; оркестровые сочинения Чайковского, Прокофьева, Резничека, Мейербера, Легара, Кальмана, Рангстрема, Петтерсон-Бергера, Грига, Свенсена, Канчели и многих других.
Он записывался с различными оркестрами, в том числе с Немецким симфоническим оркестром Берлина и симфоническим оркестром Берлинского радио, оркестром Романдской Швейцарии.
В 1992 и 1996 гг. Михаил Юровский получил приз немецких музыкальных критиков в области звукозаписи, а в 2001 г. был номинирован на премию Grammy за сет из трех компакт-дисков с записями оркестровой музыки Римского-Корсакова с Симфоническим оркестром Берлинского радио.
Виктора Третьякова без преувеличений можно назвать одним из символов русской скрипичной школы. Великолепное владение инструментом, невероятная сценическая энергетика и глубокое проникновение в стиль исполняемых произведений — все эти качества, характерные для скрипача, в течении многих лет привлекают к нему огромное количество любителей музыки во всем мире.
Начав музыкальное образование в Иркутской музыкальной школе, и продолжив его затем в Центральной музыкальной школе, Виктор Третьяков блестяще завершил его в Московской государственной консерватории в классе легендарного педагога Юрия Янкелевича.
В 1966 году Виктор Третьяков становится лауреатом I премии Международного конкурса имени П.И.Чайковского. С этого времени начинается блестящая концертная деятельность скрипача. С неизменным успехом он выступает по всему миру и как солист, и в ансамбле со многими выдающимися дирижерами и музыкантами современности, участвует во многих международных фестивалях.
География его гастролей охватывает Великобританию, США, Германию, Австрию, Польшу, Японию, Нидерланды, Францию, Испанию, Бельгию, Скандинавские страны и Латинскую Америку. Основу репертуара скрипача составляют скрипичные концерты XIX столетия (Бетховен, Мендельсон, Брамс, Брух, Чайковский); его интерпретации произведений ХХ столетия, в первую очередь — Шостаковича и Прокофьева признаны образцовыми в отечественной исполнительской практике.
Виктор Третьяков проявляет себя в разнообразной творческой деятельности: так, с 1983 по 1991 годы он возглавлял Государственный камерный оркестр СССР, став на посту художественного руководителя последователем легендарного Рудольфа Баршая. Концертные выступления Виктор Третьяков успешно сочетает с педагогической и общественной деятельностью.
Многие годы музыкант является профессором Московской консерватории и Кельнской Высшей Школы музыки; он регулярно приглашается для проведения мастер-классов, и выполняет функции председателя Благотворительного фонда имени Ю.И.Янкелевича. Скрипач также неоднократно руководил работой жюри скрипачей Международного конкурса имени Чайковского.