Госоркестр имени Светланова, Владимир Юровский, Леонидас Кавакос : Московская государственная академическая филармония

    Госоркестр имени Светланова,
    Владимир Юровский,
    Леонидас Кавакос

    19 сентября 2015

    Большой зал Консерватории

    В программе:
    Сибелиус
    Концерт для скрипки с оркестром
    Малер
    Симфония № 7

    12+

    Абонемент №78:

    Великие инструментальные концерты

    Леонидас Кавакос

    Леонидас Кавакос родился в 1967 году в Афинах. Обучался в Греческой консерватории у Стелиоса Кафантариса, совершенствовался у Джозефа Гингольда в Университете Индианы (Блумингтон, США) и у Ференца Радоша в Академии имени Ференца Листа (Будапешт). В 1985 году выиграл Международный конкурс имени Яна Сибелиуса в Хельсинки, в 1988 году – Наумбурговский конкурс в Нью-Йорке и Международный конкурс имени Никколо Паганини в Генуе, где был удостоен чести сыграть на знаменитой скрипке Il Cannone работы Гварнери «дель Джезу» (1743), принадлежавшей Паганини.

    Выступает как солист и дирижер со многими известными оркестрами, часто совмещая на сцене оба творческих амплуа. Среди коллективов, с которыми сотрудничал Кавакос, – Венский филармонический и Венский симфонический оркестры, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), Лондонский филармонический и Лондонский симфонический, Симфонический оркестр Баварского радио, Берлинский, Мюнхенский, Роттердамский, Нью-Йоркский, Израильский, Чешский филармонические, кёльнский Гюрцених-оркестр, Бамбергский симфонический, Будапештский фестивальный оркестр, оркестр Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный симфонический оркестр Дании, Королевский филармонический оркестр Стокгольма, оркестры Итальянского и Финского радио, Романдской Швейцарии, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Симфонический оркестр Сингапура, оркестры Сан-Франциско, Бостона, Вашингтона, Кливленда, Хьюстона, Камерный оркестр Европы. В 2007–2009 годах Леонидас Кавакос руководил оркестром Camerata Salzburg. 

    Его партнерами по сцене были Марис Янсонс, Кристоф Эшенбах, Зубин Мета, Даниэле Гатти, Герберт Блумстедт, Джанандреа Нозеда, Пааво Ярви, Стефан Денев, Майкл Тилсон Томас, Алан Гилберт, Дэниел Хардинг, Андрис Нелсонс, Юрий Темирканов, Владимир Юровский и другие знаменитые дирижеры. Летом 2019 года Кавакос дирижировал Фестивальным камерным оркестром на фестивале в Вербье и Бостонским симфоническим оркестром на Тэнглвудском фестивале. В качестве «звезды» (Artiste Etoile) Люцернского фестиваля выступал с оркестрами под управлением Янника Незе-Сегена, Валерия Гергиева и Андреса Ороско-Эстрады, а также дал сольный концерт с Юйцзя Ван. Среди недавних ангажементов артиста – концерты с Йо-Йо Ма и Эмануэлем Аксом в Карнеги-холле, с Симфоническим оркестром Сингапура и Филармоническим оркестром Сеула в ходе гастролей по Азии, с Филармоническим оркестром Радио Франс под управлением Филиппа Херревеге и Филармоническим оркестром Люксембурга (дирижер – Густаво Химено). 

    После победы на конкурсе в Хельсинки скрипач записал концерт Сибелиуса в двух версиях – оригинальной 1903 года (первая запись в истории) и финальной 1905 года с Симфоническим оркестром Лахти под управлением Осмо Вянскя (Bis, диск удостоен премии «Концерт года» от журнала Gramophone, 1991). Позднее выпустил под различными лейблами скрипичные концерты Берга, Хиндемита, Шумана, сонаты Изаи, 24 каприса Паганини, сочинения Баха, Крейслера, Равеля, Франка, Форе, Сен-Санса, Энеску и Стравинского. 

    В 2012 году артист подписал эксклюзивный контракт с фирмой Decca Classics, и его дебютный релиз – полное собрание скрипичных сонат Бетховена с пианистом Энрико Паче – принес Кавакосу премию ECHO Klassik в категории «Инструменталист года» (2013) и номинацию на премию «Грэмми». С 2018 года Кавакос – эксклюзивный артист компании Sony Classical, с которой ранее выпустил записи концертов Мендельсона (премия ECHO Klassik, 2009) и Моцарта с Camerata Salzburg, а также все трио Брамса с Йо-Йо Ма и Эмануэлем Аксом. Два последних релиза приурочены к 250-летию со дня рождения Бетховена: в 2019 году вышел диск с записью скрипичного концерта и септета (с Симфоническим оркестром Баварского радио); в 2020 году – все сонаты для скрипки и фортепиано (с Энрико Паче). 

    Кавакос много работает с молодыми музыкантами, ежегодно проводит мастер-классы для скрипачей и камерных ансамблей в Афинах. 

    Удостоен премии «Артист года» от журнала Gramophone (2014) и высшей музыкальной награды Дании – Премии Леони Соннинг (2017). Играет на скрипке Willemotte работы Антонио Страдивари (1734), владеет коллекцией скрипок известных современных мастеров.

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполняется 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории. 

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965) и Евгений Светланов (1965–2000). В 2005 году коллективу присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002–2011 гг. – Марк Горенштейн. В 2011–2021 гг. должность художественного руководителя коллектива занимал Владимир Юровский. В 2021 году художественным руководителем коллектива назначен Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве. 

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры. 

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм. 

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах. 

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей». 

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Опера live», XIII и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; пять раз участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии. 

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин. 

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Айслера.

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с ведущими симфоническими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, оркестрами Гевандхауса, Консертгебау, Баварского радио и многими другими. 

    В 2001–2013 гг. – музыкальный руководитель оперного фестиваля в Глайндборне. В 2005–2009 гг. – главный приглашенный дирижер Российского национального оркестра. С 2007 года – главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения, с которыми провел фестивали «Открывая Чайковского», «Альфред Шнитке. Меж двух миров», «Дальше – шум»,  «Меняя лица. Путешествие Стравинского». С 2009 года сотрудничает с Камерным оркестром Европы. С 2017 года – художественный руководитель Фестиваля имени Энеску в Бухаресте, главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.

    В 2011–2021 гг. – художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова. Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III Cимфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, AGES Подгайца, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 3, 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории El Niño («Младенец Христос») Адамса, «Пасторальной симфонии» Дина, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова, полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина и ряда других сочинений.

    По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2017 году с Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории Владимир Юровский представил московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. В 2021 году в Зале Чайковского в восьмой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Мартынова, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других композиторов. 

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013-м номинирован на премию «Грэмми». В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора Королевского колледжа музыки (Лондон) и почетного профессора Московского государственного университета.