Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Владимир Юровский, Рудольф Бухбиндер : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова,
    Владимир Юровский,
    Рудольф Бухбиндер

    27 мая 2021

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Брамс
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Элгар
    «Фальстаф» – симфонический этюд
    Р. Штраус
    «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля» – симфоническая поэма

    6+

    Абонемент №19:

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова

    На исходе нынешнего сезона Владимир Юровский покидает должность художественного руководителя Госоркестра России, которую занимал на протяжении десяти сезонов. Как подчеркивает маэстро, его сотрудничество с коллективом будет продолжаться, и тем не менее у программ Юровского 27 и 28 мая есть оттенок подведения итогов. Пять композиторов, в разной степени близких дирижеру, пять взглядов на десять лет истории Госоркестра. И даже среди этих великих имен возвышается имя Бетховена: его юбилей планировался с невиданным размахом, не был отпразднован из-за пандемии и с опозданием отмечается теперь. 

    Впрочем, музыку наиболее дорогих ему композиторов Юровский исполняет без оглядки на юбилеи – сочинения Бетховена за пультом Госоркестра он представлял многократно. Нынешний московский сезон маэстро открыл его Седьмой симфонией, теперь же – время Пятого фортепианного концерта. Солистом выступит Рудольф Бухбиндер, один из наиболее авторитетных интерпретаторов Бетховена в мире; с Госоркестром он играл его концерты и под управлением Юровского, и дирижируя из-за рояля. За Брукнера Юровский берется реже и за пультом ГАСО пока не исполнял, зато неоднократно включал его сочинения в программы других оркестров – в частности, Лондонского филармонического на Фестивале Мстислава Ростроповича в Москве. 

    Там же под управлением маэстро звучал Скрипичный концерт Элгара, теперь Юровский представит еще одно его сочинение: симфоническая пьеса «Фальстаф» напомнит и о любви дирижера к британским композиторам, и о теме «Шекспир в музыке», к которой он обращается регулярно. Брамс – также среди первостепенных для Юровского композиторов; все симфонии Брамса он записал с Лондонским филармоническим оркестром, неоднократно исполнял его «Немецкий реквием» и другие сочинения, в том числе с Госоркестром в Москве. В Первом фортепианном концерте Брамса партнер маэстро также станет Рудольф Бухбиндер. Наконец, Рихард Штраус – из наиболее близких Юровскому авторов; в московские программы дирижер включал множество его произведений, в том числе в нынешнем сезоне – Скрипичный концерт и фрагменты оперы «Кавалер розы», навстречу ее постановке в Мюнхене, музыкальным руководителем которой выступил Юровский. Об этих его интересах и расскажут два московских концерта – своеобразное предисловие к летнему циклу «Истории с оркестром» («Дирижирует и рассказывает Владимир Юровский»).

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. С 2021 года пост почетного дирижера занимает Владимир Юровский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Айслера.

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), оркестрами лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Камерным оркестром Европы и многими другими. 

    Владимир Юровский занимал должности музыкального руководителя оперного фестиваля в Глайндборне (2001–2013), главного приглашенного дирижера Российского национального оркестра (2005–2009), главного дирижера Лондонского филармонического оркестра (2007–2021, с 2021 года – почетный дирижер), художественного руководителя Фестиваля Джордже Энеску в Бухаресте (2017–2021). C 2001 года – один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения. С 2017 года – главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы. 

    В 2011–2021 гг. – художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (с 2021 года – почетный дирижер). Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III Cимфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, AGES Подгайца, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 3, 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории El Niño («Младенец Христос») Адамса, «Пасторальной симфонии» Дина, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова, полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина и ряда других сочинений. 

    По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2017 году с Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории Владимир Юровский представил московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. В 2021 году в Зале Чайковского в восьмой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром». 

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера, Шостаковича. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Мартынова, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других композиторов. 

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013-м номинирован на премию «Грэмми». В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора лондонского Королевского колледжа музыки и почетного профессора Московского государственного университета. В 2021 году награжден Золотой медалью Королевского филармонического общества (Лондон).

    Рудольф Бухбиндер

    Всемирно известный пианист Рудольф Бухбиндер в 2018 году отметил 60-летие творческой деятельности. Основу его репертуара составляют произведения венских классиков и композиторов-романтиков. Интерпретации Бухбиндера основаны на скрупулезном исследовании первоисточников: страстный коллекционер исторических публикаций, он собрал 39 полных изданий фортепианных сонат Бетховена, обширную коллекцию первых изданий и авторских оригиналов, автографы фортепианных партий обоих концертов для фортепиано с оркестром Брамса и копии их авторских партитур.

    Бухбиндер родился в 1946 году в Литомержице (Чехословакия), с 1947 года жил в Вене с семьей. В 1951 году начал обучение в Венском университете музыки и исполнительского искусства, где его первым педагогом была Марианна Лауда. С 1958 года совершенствовался в классе Бруно Зайдльхофера. Впервые выступил с оркестром в 1956 году в возрасте 9 лет, исполнив 11-й клавирный концерт Гайдна. Двумя годами позже дебютировал в Золотом зале венского Музикферайна. Вскоре началась его международная карьера: в 1962 году он выступил в Королевском Фестивал-холле в Лондоне, в 1965 году впервые гастролировал в Южной и Северной Америке, тогда же дебютировал в Японии в составе Венского фортепианного трио. В 1969 году выпустил первую сольную запись, в 1971 году дебютировал на Зальцбургском фестивале, в 1972 году впервые выступил с Венским филармоническим оркестром под управлением Клаудио Аббадо. 

    Бухбиндер известен как непревзойденный интерпретатор сонат и концертов Бетховена. Более 60 раз он сыграл цикл из 32 сонат, в том числе четырежды – в Вене и Мюнхене, а также в Берлине, Буэнос-Айресе, Дрездене, Милане, Пекине, Санкт-Петербурге, Цюрихе. В 2014 году пианист впервые представил полное собрание сонат на Зальцбургском фестивале (цикл из семи концертов выпущен на DVD Unitel), в 2015-м – на Эдинбургском фестивале, в сезоне 2015/16 – на сцене венского Музикферайна (в 50-й раз). Сезон 2019/20 пианист посвятил 250-летию со дня рождения Бетховена, исполняя его произведения по всему миру. В частности в Музикферайне впервые в истории Золотого зала цикл из пяти фортепианных концертов Бетховена прозвучал с одним солистом и пятью разными коллективами. В 2020 году за выдающиеся достижения артист был удостоен премии Opus Klassik. 

    В дискографии пианиста – более 100 грампластинок и CD, многие из которых удостоены международных премий. В 1973 году он впервые в истории записал полную версию «Вариаций на тему Диабелли», исполнив не только одноименный цикл Бетховена, но и вариации, принадлежащие другим композиторам. Кроме того, им записаны сочинения И. С. Баха, Моцарта, Гайдна (в том числе все клавирные сонаты), Шуберта, Мендельсона, Шумана, Шопена, Брамса, Дворжака. 

    В 2019 году Рудольф Бухбиндер стал эксклюзивным артистом фирмы Deutsche Grammophon, партнерство с которой открылось записью «Новых вариаций на тему Диабелли». Помимо цикла Бетховена, в последний раз записанного Бухбиндером в 1976 году, в альбом вошла серия вариаций на ту же тему, заказанных двенадцати современным композиторам: это Лера Ауэрбах, Бретт Дин, Тосио Хосокава, Кристиан Йост, Брэд Лубман, Филипп Манури, Кшиштоф Пендерецкий, Макс Рихтер, Родион Щедрин, Йоханнес Мария Штауд, Тань Дунь и Йорг Видман. «Новые вариации на тему Диабелли» – совместный заказ ряда концертных организаций разных стран при поддержке Музыкального фонда Эрнста фон Сименса. В сезоне 2020/21 Бухбиндер исполнил цикл в крупнейших залах мира. 

    1 декабря 2021 года маэстро отметил 75-летие; к этой дате фирма Deutsche Grammophon выпустила записи всех фортепианных сонат и концертов Бетховена, сделанные Бухбиндером в последние годы. В сезоне 2021/22 пианист выступает с лучшими оркестрами мира, исполняя концерты Бетховена, Гайдна, Моцарта, Брамса, Гершвина, «Бурлеску» Р. Штрауса, а также с сольными программами, представляя сонаты Бетховена и «Новые вариации на тему Диабелли». 

    Рудольф Бухбиндер – основатель и художественный руководитель музыкального фестиваля в Граффенеге, одного из ведущих оркестровых форумов в Европе (существует с 2007 года). Автор автобиографии “Da Capo” (2008) и книги “Mein Beethoven – Leben mit dem Meister” («Мой Бетховен – жизнь с мастером», 2014).