В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
5 апреля 2018
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетОбращаем ваше внимание, что в фойе Концертного зала состоится лекция Петра Климова «Судьбы шедевров: симфония, признанная неудачной, и концерт, написанный под гипнозом». Вход свободный при наличии билета на концерт, просьба предварительно зарегистрироваться.
Начало лекции в 18:00.
Абонемент №86:
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XVII Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализовывал спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Обладатель «необычайно убедительной и драматически мощной» дирижёрской манеры, мастерски — по мнению критиков и журналистов — владеющий оркестровым балансом, звуком, фактурой, Терье Миккельсен входит в число весьма востребованных маэстро наших дней.
Музыкант родился в 1957 году в г. Дрёбак (Норвегия). Окончил Норвежскую государственную академию музыки в Осло и Академию имени Яна Сибелиуса в Хельсинки у знаменитого маэстро Йормы Панулы. С 1985 года он учился у Мариса Янсонса, и с этого времени началось их тесное сотрудничество как в Ленинграде (Санкт-Петербурге), так и в Осло, где Янсонс в те годы возглавлял филармонический оркестр.
Миккельсен дирижировал многими оркестрами стран Восточной и Центральной Европы, Азии (Япония, Китай, Таиланд, Вьетнам). В 1990-х – 2000-х годах руководил ведущими симфоническими коллективами в странах бывшего СССР (Украинский государственный оркестр, Латвийский национальный симфонический оркестр), был главным приглашённым дирижёром Латвийского и Литовского симфонических оркестров. Он также возглавлял Тюрингский филармонический оркестр в г.г. Гота и Зуль (Германия) и Шанхайский симфонический оркестр в Китае.
С 2001 года Терье Миккельсен — приглашённый профессор Университета Махидол в Бангкоке (Таиланд).
С 1993 года Терье Миккельсен сотрудничает с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, в 2009–2012 гг. был главным приглашённым дирижёром этого коллектива. В 2010 году гастролировал с оркестром по Норвегии и Великобритании.
Миккельсен неоднократно дирижировал Санкт-Петербургским филармоническим оркестром, оркестрами Академии св. Мартина-в-полях, Кёльнского и Гамбургского радио, Бельгийского радио и телевидения, Уэльским симфоническим оркестром Би-Би-Си, оркестрами Оперы Бастий (Париж) и Норрландской оперы (Швеция), филармоническими коллективами Варшавы, Роттердама, Венгрии, Таиланда, Китая и Вьетнама.
В 2010 году он дирижировал Ярославским академическим симфоническим оркестром на концерте, посвящённом 1000-летию Ярославля. В 2011 году гастролировал в Великобритании с Чешским национальным симфоническим оркестром и в Испании с оркестром Мюнхенского радио.
Дирижер выступал на самых знаменитых концертных сценах Европы: Больших залах Московской консерватории и Санкт-Петербургской филармонии, залах Берлинской и Кёльнской филармоний, франкфуртской Alte Oper, мюнхенском Gasteig, амстердамском Консертгебау, Auditorium National в Мадриде и многих других.
В апреле 2015 года Миккельсен участвовал в южноамериканских гастролях Госоркестра России, исполнив с этим прославленным коллективом Симфонию № 4 Чайковского на концерте в Сан-Паулу (Бразилия). В мае того же года он продирижировал Национальным симфоническим оркестром Вьетнама в Ханое в концерте по случаю 40-летия окончания гражданской войны в этой стране: прозвучала 9-я симфония Бетховена.
Одним из наиболее значимых в карьере Терье Миккельсена последних лет стал проект “Three Fates Project” («Три судьбы»), в котором он сотрудничал с легендами рок-музыки: клавишником Китом Эмерсоном и гитаристом Марком Бониллой. «Три судьбы» — пример сотворчества музыкантов разных направлений, в рамках которого маэстро Миккельсен дирижирует композициями Эмерсона (“Tarkus”, “Endless Enigma Suite” и “Abaddon's Bolero”) и Бониллы (“American Matador”, “The Mourning Sun” и “Walking Distance”), аранжированными для симфонического оркестра.
В 2012 году “Three Fates Project” был записан на CD и DVD оркестром Мюнхенского радио и бэндом Кита Эмерсона. В июле 2015 года Миккельсен продирижировал концертной версией проекта в лондонском Барбикан-холле с участием концертного оркестра BBC.
Обширная дискография Терье Миккельсена насчитывает более 50 CD c различными оркестрами: Национальным оркестром Украины, оркестрами Тюрингской филармонии, Мюнхенского и Норвежского радио, оркестром Тронхейма и многими другими. С Национальным оркестром Литвы дирижёр осуществил ряд записей для радио и телевидения, а также записал полное собрание оркестровых произведений Грига. С Национальным оркестром Латвии — более 25 CD с сочинениями композиторов Норвегии, Латвии и других стран.
Миккельсеном записаны Симфония № 5 Чайковского, скрипичный концерт Нильсена, четыре виолончельных концерта русского композитора Карла Давыдова.
Значительную часть дискографии маэстро составляют записи произведений норвежских композиторов. Так, в 2009 году он выпустил сет из 6 CD «Норвежские романтики». Благодаря усилиям Миккельсена широкому кругу слушателей стали известны сочинения Юхана Северина Свендсена, Юхана Халворсена, Томаса Теллефсена, Эйвинда Алнеса, Финна Мортенсена.
В 2016 году появился диск “Havana – Rio – Moscow”, на котором записаны концерты для гитары с оркестром Л. Брауэра, Э.Вилла-Лобоса и Н. Кошкина в исполнении норвежского гитариста Стейна-Эрика Олсена и оркестра Академии св. Мартина-в-полях под управлением Терье Миккельсена.
Филипп Копачевский родился в 1990 году в Москве. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории, затем консерваторию и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Сергея Доренского). Лауреат восьми престижных международных конкурсов, в том числе Х Международного конкурса пианистов имени Ф. Шуберта (Германия), Международного конкурса пианистов в городе Энсхеде (Нидерланды), обладатель специального приза XVI международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Концерты музыканта регулярно проходят в Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, США, Бразилии, Уругвае, Нидерландах, Франции, Италии, Греции, Аргентине, Китае, Эстонии, во многих городах России.
Он выступал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Симфоническим оркестром театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Симфоническим оркестром Республики Татарстан, Английским камерным оркестром, Sinfonia Varsovia, Filarmonica de Toscanini, Миланским оркестром имени Дж. Верди, Национальным оркестром Иль-де-Франс и другими знаменитыми коллективами.
Сотрудничал с известными дирижерами, среди которых Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Михаил Плетнёв, Юрий Башмет, Мишель Плассон, Юрий Симонов, Александр Дмитриев, Александр Сладковский, Станислав Кочановский, Дэниел Смит, Конрад ван Альфен, Эндрю Гурлей, Уильям Нолл, Бьярте Энгесет, Чарльз Оливьери-Монро, Евгений Бушков, Максим Венгеров, Пол Уоткинс.
Участвовал в Фортепианном фестивале в Майами, Arts Naples World Festival (США), Международном фестивале фирмы «Стейнвей» (США), фестивалях в Анси и Кольмаре (Франция), памяти Мстислава Ростроповича в Баку, Московском Пасхальном фестивале, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, «Балтийские сезоны» в Калининграде, «Владимир Спиваков приглашает» в Москве и российских регионах, «Звезды на Байкале», Crescendo, «Денис Мацуев приглашает», имени А. Д. Сахарова в Нижнем Новгороде, памяти Веры Лотар-Шевченко в Новосибирске. Принимал участие в мировой премьере балета Without хореографа Бенджамина Мильпье на сцене Мариинского театра. Участник проекта «Звезды XXI века» Московской филармонии.
Среди партнеров Копачевского в камерных ансамблях – Давид Герингас, Дмитрий Ситковецкий, Юлиан Рахлин, Павел Нерсесьян, Александр Гиндин, Андрей Баранов, Александр Бузлов, Никита Борисоглебский, Павел Милюков, Александр Рамм, Нарек Ахназарян, Валерий Соколов, Борис Андрианов. На сцене Концертного зала имени С. В. Рахманинова («Филармония-2») Филипп исполнил все фортепианные концерты Чайковского в один вечер в сопровождении Госоркестра России (дирижер – Станислав Кочановский).
Особую популярность Копачевский приобрел в Японии, где специально по заказу телекомпании NHK он записал диск с фортепианными произведениями Шопена. В сотрудничестве с голландскими звукозаписывающими фирмами Piano Classics и Brilliant Classics выпустил два CD с программами из сочинений романтиков. В сезоне 2017/18 вышли два диска с фортепианными произведениями Брамса.
Филипп Копачевский – лауреат молодежной премии «Парабола» Фонда имени Андрея Вознесенского (2017), приуроченной к 80-летию со дня рождения поэта.