От Баха до Beatles : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    От Баха до Beatles

    27 декабря 2016

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:
    И. С. Бах
    Концерт для трех скрипок с оркестром ре мажор (переложение для флейты, гобоя и скрипки А.Уткина)
    Пендерецкий
    Каприччио для гобоя и одиннадцати струнных
    Гершвин
    Две прелюдии (переложение для гобоя, фортепиано и контрабаса)

    И. С. Бах – Гроховский
    Концерт для фортепиано, оркестра, контрабаса и ударных ре минор

    Гроховский
    Фрагменты из Сюиты в старинном стиле на темы Beatles

    12+

    Абонемент №113:

    Государственный академический камерный оркестр России. К 60-летию оркестра

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.

    В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».

    Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).

    С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.

    В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.

    Алексей Уткин

    Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую консерваторию (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя у Анатолия Петрова. Школа, которую прошел молодой гобоист в камерном оркестре «Виртуозы Москвы», блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире. Уткин – один из музыкантов, которым довелось вывести гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену.

    Исполнив большинство сольных сочинений, написанных для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет переложений. В репертуаре Уткина – сочинения Баха и Гайдна, Вивальди и Моцарта, Рихарда Штрауса, Шостаковича, Бруха, Бриттена. Среди сценических партнеров маэстро – Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Жан-Кристоф Спинози, Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Александр Рудин, Радован Влаткович, Валерий Попов, Елена Образцова, Дэвид Дэниелс, Дмитрий Хворостовский, Кристиан Захариас, Фредерик Кемпф, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Давид Фрэ, Игорь Четуев. Уткину аплодировали Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл (Нью-Йорк), Консертгебау (Амстердам), Дворец каталонской музыки (Барселона), Национальный концертный зал (Мадрид), Академия Санта-Чечилия (Рим), Театр Елисейских Полей (Париж), зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн). 

    Многие программы Уткина записаны на CD, в том числе концерты И. С. Баха для гобоя и гобоя д’амур, сочинения Россини, Паскулли, Вивальди, Сальери, «Каприччио» Пендерецкого. В конце 1990-х, продолжая сотрудничать с «Виртуозами Москвы», Уткин начинает самостоятельную карьеру и в 2000 году создает ансамбль «Эрмитаж». С этим коллективом маэстро дал множество концертов и записал 12 CD для лейбла Caro Mitis, в том числе сочинения И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха, Моцарта, Гайдна, Р. Штрауса, Шостаковича, Бриттена.

    В 2010 году Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России. Сохраняя традиции коллектива, Уткин видит себя не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста, первого среди равных. Работу в оркестре маэстро начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В сезоне 2021/22 оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении).

    Уткин продолжает работу над переложениями для гобоя известных произведений. За последние годы Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока. Новые идеи и поиски Уткина нашли отражение в таких программах, как Ost West Fantasy для камерного оркестра, электрогитары, бас-гитары, индийской тростниковой флейты и ударных; «Праздничный дивертисмент-сказка» Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных) и других. Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и Прелюдии Шостаковича.

    В 2016 году Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы. Заслуженный артист Российской Федерации (2022). Профессор Московской консерватории. Играет на уникальном гобое фирмы «F. LOREE», старейшей фирмы, специализирующейся на производстве гобоев. Этот инструмент специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.

    Валерий Гроховский

    Валерий Гроховский родился в 1960 году в Москве, в семье известного композитора и дирижера Александра Гроховского. В 1984 году окончил фортепианный факультет Государственного музыкально-педагогического института (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных, в 1986 году – ассистентуру-стажировку. Во время учебы серьезно занимался изучением джаза – теории и практических основ, исполняя наряду с классическими произведениями джазовые композиции.

    Широкую известность Валерию Гроховскому принесло участие в 1989 году в Международном конкурсе пианистов имени Ферруччо Бузони в Больцано (Италия), где он получил звание лауреата. В 1990 году он стал лауреатом Международного конкурса пианистов в Цинциннати и стажировался в Институте Иллинойса. Год спустя получил приглашение из Техасского университета в Сан-Антонио занять должность профессора фортепиано. В 2001–2009 годах жил и работал во Франции, гастролируя по всему миру.

    В декабре 2013 года Валерий Гроховский дал Рождественский концерт в нью-йоркском Карнеги-холле. В том же году возглавил кафедру инструментального джазового исполнительства Российской академии музыки имени Гнесиных. В настоящее время – проректор по среднему профессиональному и предпрофессиональному образованию РАМ, доцент, декан факультета музыкального искусства эстрады, а также директор Музыкального училища имени Гнесиных.

    Концертирует как солист и в составе джазового трио с басистом Антоном Ревнюком и барабанщиком Александром Зингером, в фортепианном дуэте с Даниилом Крамером. Сотрудничал также с Анатолием Кроллом, Игорем Бутманом, Сергеем Манукяном, Игорем Бойко, Сабиной Вартановой, Игорем Брилем и другими известными джазовыми музыкантами.

    Много и активно работал в кино в качестве композитора и аранжировщика. В его фильмографии – картины «Созерцатели» (США), «Афродизия» (Франция), «Моя Градива» (Россия – США), «Институт брака» (США – Россия – Коста-Рика), российские телесериалы «Настоящая жизнь», «Объект 11», «Предсказание», «Гадкий утенок», «Звон серебряного ручья», «Последняя жертва», «Любовь без лишних слов» и другие.

    Записал более 20 альбомов академической и джазовой музыки, выпущенных известными фирмами (Naxos и др.). В 2008 году на студии Metropolis в Лондоне им была записана концертная программа в содружестве с легендарными американскими джазовыми музыкантами – контрабасистом Роном Картером и барабанщиком Билли Кобэмом.

    Удостоен Премии Правительства города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Эстрадное искусство» (2017).

    Мария Чепурина

    Мария Чепурина окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку вуза (класс профессора Юрия Должикова). Лауреат многих юношеских конкурсов.

    Выступала с известными музыкантами и коллективами, в числе которых Владимир Спиваков и «Виртуозы Москвы», Александр Рудин и Musica Viva, Дмитрий Хворостовский, Алексей Уткин, Михаил Мильман, Григорий Ковалевский, Валерий Гроховский, Елена Образцова, Любовь Казарновская.

    С 2001 года – солистка ансамбля «Эрмитаж» под руководством Алексея Уткина. В составе ансамбля «Эрмитаж» записала несколько дисков для лейбла Caro Mitis. C 2010 года регулярно выступает в качестве солистки Государственного академического камерного оркестра России.

    В 1996–2019 гг. преподавала в МССМШ имени Гнесиных. С 2013 года преподает в Московской консерватории, с 2019 года – также в ЦМШ. Проводит мастер-классы в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, в Испании и Португалии.

    Принимала участие в фестивалях в России, Испании, Франции, Германии, Польше, Латвии, Турции.

    Илья Мовчан

    Концертмейстер Государственного академического камерного оркестра России.

    Родился в Северодвинске в 1983 году, c семи лет обучался игре на скрипке. Окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Эдуарда Грача) и аспирантуру Лондонского королевского музыкального колледжа (класс профессора Ицхака Рашковского). Лауреат международных конкурсов скрипачей имени Валерия Гаврилина (Вологда, 2001), имени Карла Флеша (Мошонмадьяровар, 2008), Международного конкурса молодых музыкантов в Великобритании (2009). Стипендиат Международного благотворительного фонда «Новые имена» и Министерства культуры РФ. Принимал участие в различных фестивалях в России и Европе. Выступал как солист с Лондонским симфоническим оркестром, Государственным академическим камерным оркестром России, камерными оркестрами «Московия», Kremlin, ансамблем «Эрмитаж».

    Михаил Шевнин

    Михаил Шевнин родился в 1986 году в Звенигове (Республика Марий Эл). В 2012 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Льва Ракова) и продолжил обучение в ассистентуре-стажировке вуза. С 2010 года – солист и концертмейстер группы контрабасов Государственного академического камерного оркестра России под управлением Алексея Уткина.

    Кроме контрабаса, играет на барочной гитаре, бас-гитаре и многих других музыкальных инструментах, а в составе ансамбля ренессансных и барочных духовых инструментов Alta Capella – также на ударных. Участник проекта Digital Orchestra.

    Сотрудничает с Квартетом имени М. С. Вайнберга (Rusquartet) и Копельман-квартетом; выступал в камерных программах с известными музыкантами, в числе которых Николай Петров, Алексей Уткин, Алексей Любимов, Татьяна Гринденко, Роман Минц, Гайк Казазян, Максим Рысанов, Александр Гиндин, Ирина Красотина, Борис Гарлицкий.

    В 2018 году в рамках фестиваля «Другое пространство» принял участие в исполнении сочинения «Акустические пространстве» (Les Espaces Acoustiques) Жерара Гризе в составе ансамбля солистов «Cтудия новой музыки» под руководством Фёдора Леднёва и Владимира Юровского. С 2018 года также участвует в музыкально-театральных проектах «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова и «Театриума на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой.

    В составе оркестра играл под управлением Владимира Юровского, Жан-Кристофа Спинози, Владимира Ашкенази, Федерико Марии Сарделли, Стефано Монтанари, Кристофера Мулдса, Лоуренса Каммингса, Максима Емельянычева, Филиппа Чижевского, Хансйорга Альбрехта, Андреса Мустонена, Хайнца Холлигера, Андрея Рубцова и других известных дирижеров.

    Принимал участие в музыкальных фестивалях «Черешневый лес», «Московская осень», «Возвращение», «Безумные дни в Екатеринбурге», фестивале Фонда Святослава Рихтера в Тарусе и других. 

    Павел Тимофеев

    Павел Тимофеев – выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных. Стажировался в Институте Брубека (США). Лауреат всероссийских и международных джазовых конкурсов, постоянный участник джазовых фестивалей в России и за рубежом.

    Сотрудничал с известными джазовыми солистами и коллективами, в числе которых Дэйв Брубек, Майкл и Рэнди Брекеры, Джоуи Калдераццо, Лари Уиллис, Дэннис Роуленд, Рене Мари, Джалил Шоу, Давид Голощёкин, Валерий Пономарёв, Игорь Бриль, Валерий Гроховский, Борис Фрумкин, Алексей Кузнецов, Григорий Файн, Александр Осейчук, биг-бэнды Игоря Бутмана, Георгия Гараняна, Анатолия Кролла, ансамбли Marimba Plus и «Аллегро» Николая Левиновского.

    С 2000 года – постоянный участник трио Даниила Крамера, а также его проекта «Опера. Джаз. Блюз» с Хиблой Герзмавой, с 2014-го – лидер собственного джазового квинтета «Ураганный джаз». 

    С 2015 года – эндорсер турецкой фирмы Istanbul Agop.