Концертный зал имени П. И. Чайковского

Порпора – «Германик в Германии»

  • LIVE

«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Камерный ансамбль «Солисты Москвы», Юрий Башмет

  • LIVE

Камерный зал Филармонии

Getin!

  • LIVE

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова, Владимир Юровский, Рено Капюсон (скрипка, Франция)

    24 марта 2012

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Веберн
    Пассакалия
    Берг
    Концерт для скрипки с оркестром («Памяти ангела»)
    Бетховен
    Симфония № 3 «Героическая» (редакция Г. Малера. Первое исполнение в Москве)

    12+

    Абонемент №6:

    ГАСО России имени Е.Ф.Светланова

    К 75-летию оркестра

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2016 году исполнилось 80 лет Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже, XIII Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; шесть раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; четырежды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Эйслера. 

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с ведущими симфоническими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, оркестрами Гевандхауса, Консертгебау, Баварского радио и многими другими. 

    В 2001-2013 гг. – музыкальный руководитель оперного фестиваля в Глайндборне. В 2005-2009 – главный приглашенный дирижер Российского национального оркестра. С 2007 – главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения, с которыми провел фестивали «Открывая Чайковского», «Альфред Шнитке. Меж двух миров», «Дальше – шум»,  «Меняя лица. Путешествие Стравинского». С 2009 года сотрудничает с Камерным оркестром Европы. С 2017 – художественный руководитель Фестиваля имени Энеску в Бухаресте, главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.

    С 2011 года – художественный руководитель Госоркестра России имени Евгения Светланова. Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III симфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова и полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина, московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2018 году в зале имени Чайковского в шестой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других. 

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013 номинирован на премию Grammy. В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора Королевского колледжа музыки (Лондон) и почетного профессора Московского государственного университета. 

    Рено Капюсон

    Рено Капюсон родился в Шамбери в 1976 году. Учился в Высшей национальной консерватории музыки и танца в Париже у Жерара Пуле и Веды Рейнольдс. В 1992 и 1993 годах был удостоен первых призов по скрипке и камерной музыке. В 1995 году выиграл также Приз Берлинской академии искусств. Затем учился у Томаса Брандиса в Берлине и у Исаака Стерна.

    С 1997 года, по приглашению Клаудио Аббадо, в течение трех летних сезонов занимал пост концертмейстера Молодежного оркестра имени Густава Малера, играя под руководством таких знаменитых музыкантов, как Пьер Булез, Сейзжи Озава, Даниэль Баренбойм, Франц Вельзер-Мёст и Клаудио Аббадо. В 2000 и 2005 годах Рено Капюсон номинировался на почетную французскую музыкальную премию Victoires de la Musique («Музыкальные победы») в номинациях «Восходящая звезда», «Открытие года» и «Солист года», в 2006 году стал номинантом Премии Дж. Энеску от французского Общества авторов, композиторов и музыкальных издателей (SACEM).

    В ноябре 2002 года состоялся дебют Рено Капюсона с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Бернарда Хайтинка, а в июле 2004 — с Бостонским симфоническим оркестром и Кристофом фон Донаньи. В 2004–2005 годах состоялись гастроли музыканта с Оркестром Парижа под управлением Кристофа Эшенбаха по Китаю и Германии.

    С тех пор Рено Капюсон выступал со многими знаменитыми коллективами мира: Национальным оркестром Франции, Филармоническим оркестром Radio France, оркестрами Парижа, Лиона, Тулузы, Берлинским филармоническим, оркестрами лейпцигского Гевандхауса и Государственной капеллы Дрездена, симфоническими оркестрами Берлина и Бамберга, оркестрами Баварского (Мюнхен), Северо-немецкого (Гамбург), Западно-немецкого (Кёльн) и Гессенского радио, Шведского радио, Датским королевским оркестром и Оркестром Французской Швейцарии, оркестром «Академия святого Мартина-в-полях» и Симфоническим оркестром Бирмингема, Филармоническим оркестром La Scala и оркестром Академии Санта-Чечилия (Рим), оркестром оперного фестиваля «Флорентийский музыкальный май» (Флоренция) и Филармоническим оркестром Монте-Карло, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», симфоническими оркестрами Бостона, Вашингтона, Хьюстона, Монреаля, Лос-Анджелесским филармоническим оркестром и Филадельфийским оркестром, Лондонским симфоническим, Оркестром имени Симона Боливара (Венесуэла), Токийским филармоническим оркестром и Симфоническим оркестром NHK, камерными оркестрами Европы, Лозанны, Цюриха и имени Малера. Среди дирижеров, с которыми сотрудничал Рено Капюсон: Роберто Аббадо, Марк Альбрехт, Кристиан Арминг, Юрий Башмет, Лионель Бренгье, Франс Брюгген, Семен Бычков, Хью Вольф, Ганс Граф, Томас Даусгор, Кристоф фон Донаньи, Густаво Дудамель, Дэннис Рассел Дэвис, Шарль Дютуа, Арман и Филипп Жордан, Вольфганг Заваллиш, Жан-Клод Казадезюс, Хесус Лопес Кобос, Эммануэль Кривин, Курт Мазур, Марк Минковски, Людовик Морло, Янник Незе-Сеген, Андрис Нельсонс, Дэвид Робертсон, Леонард Слаткин, Туган Сохиев, Роберт Тиччати, Джеффри Тэйт, Владимир Федосеев, Иван Фишер, Бернард Хайтинк, Дэниел Хардинг, Гюнтер Хербиг, Мюнг-Вун Чунг, Микаэль Шёнвандт, Кристоф Эшенбах, Владимир Юровский, Кристиан, Пааво и Неэме Ярви...

    В 2011 году скрипач совершил тур по США с Филармоническим оркестром Китая и Лонг Ю,  выступил в Китае с симфоническими оркестрами Гуанчжоу и Шанхая под управлением Клауса Петера Флора, исполнил программу из скрипичных сонат Бетховена с пианистом Франком Брале в Европе, Сингапуре и Гонконге.

    Среди его последних выступлении — концерты с Чикагским симфоническим оркестром п/у Бернарда Хайтинка, Лос-Анджелесским филармоническим оркестром п/у Дэниела Хардинга, Бостонским симфоническим оркестром п/у Кристофа фон Донаньи, оркестром «Филармония» п/у Юрая Вальчуги, Филармоническим оркестром Сеула п/у Мюнг-Вун Чунга, Камерным оркестром Европы п/у Янника Незе-Сегена, оркестром радио Кёльна п/у Юкки-Пекки Сарасте, Национальным оркестром Франции п/у Даниэле Гатти. Принял участие в мировой премьере скрипичного концерта П. Дюсапена с Оркестром радио Кёльна. Исполнил цикл концертов из музыки И. Брамса и Г. Форе в венском Musikverein.

    Рено Капюсон выступал в камерных программах с такими знаменитыми музыкантами, как Николас Ангелич, Марта Аргерих, Даниэль Баренбойм, Елена Башкирова, Юрий Башмет, Франк Брале, Ефим Бронфман, Максим Венгеров, Элен Гримо, Наталия Гутман, Готье Капюсон, Жерар Коссе, Катя и Мариэль Лабек, Миша Майский, Поль Мейер, Трульс Мёрк, Эммануэль Паю, Мария Жоао Пиреш, Михаил Плетнев, Вадим Репин, Антуан Тамести, Жан-Ив Тибоде, Мюнг-Вун Чунг.

    Музыкант — частый гость престижных музыкальных фестивалей: Mostly Mozart в Лондоне, фестивалей в Зальбурге, Эдинбурге, Берлине, Иерусалиме, Людвигсбурге, Рейнгау, Шварценберге (Германия), Локенхаусе (Австрия), Ставангере (Норвегия), Люцерне, Лугано, Вербье, Гштааде, Монтрё (Швейцария), на Канарах, в Сан-Себастьяне (Испания), Стрезе, Брешии-Бергамо (Италия), Экс-ан-Провансе, Ля Рок д'Антероне, Ментоне, Сен-Дени, Страсбурге (Франция), в Голливуде и Тэнглвуде (США), Юрия Башмета в Сочи… Является основателем и художественным руководителем Пасхального фестиваля в Экс-ан-Провансе.

    Рено Капюсон обладает обширной дискографией. Он — эксклюзивный артист  EMI/Virgin Classics. Под этим лейблом вышли диски с произведениями Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Шумана, Берлиоза, Брамса, Сен-Санса, Мийо, Равеля, Пуленка, Дебюсси, Дютийё, Берга, Корнгольда и Васкса в записи которых также принимали участие Готье Капюсон, Марта Аргерих, Франк Брале, Николас Ангелич, Жерар Коссе, Лоранс Феррари, Жером Дюкро, Немецкий камерный оркестр Бремена и Камерный оркестр имени Малера под управлением Дэниела Хардинга, Филармонический оркестр Радио Франции под управлением Мюнг-Вун Чунга, Шотландский камерный оркестр под управлением Луи Лангре, Роттердамский филармонический оркестр п/у Янника Незе-Сегена, Венский филармонический оркестр п/у Дэниела Хардинга, Квартет Ebene.

    Альбомы Рено Капюсона были удостоены престижных премий: Grand Prix du Disque от Академии имени Шарля Кро и Премии немецких критиков, а также выбора критиков журналов Gramophone, Diapason, Monde de la Musique, Fono forum, Sterne des Monates.

    Рено Капюсон играет на скрипке Гварнери дель Джезу Panette (1737), ранее принадлежавшей Исааку Стерну, которая была куплена для музыканта Банком Итальянской Швейцарии.

    В июне 2011 года скрипач стал кавалером Национального ордена Франции «За заслуги».