Государственный академический камерный оркестр России, Андрес Мустонен, Клер Мегнаджи : Московская государственная академическая филармония

    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Андрес Мустонен, Клер Мегнаджи

    14 декабря 2014

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Вивальди
    Симфония соль мажор
    Пендерецкий
    Симфониетта № 2
    Гендель
    Две арии из оперы «Юлий Цезарь в Египте»
    В. Сильвестров
    «Тихая музыка» для струнного оркестра
    В. А. Моцарт
    Exsultate, jubilate – мотет для сопрано и оркестра
    Корелли
    La Folia – соната для скрипки и струнных
    Пуччини
    «Хризантемы» – элегия для струнного квартета

    12+

    Абонемент №72:

    Государственный академический камерный оркестр России

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950-60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие. 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. 

    В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, музыкой в стиле этно и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени П. И. Чайковского (специальность «фортепиано»). 

    В прошедшем сезоне оркестр сотрудничал с такими выдающимися музыкантами, как Андрес Мустонен, Александр Князев, Элисо Вирсаладзе, Жан-Кристоф Спинози. Крупнейшим событием стало исполнение оперы Вивальди «Неистовый Роланд» (российская премьера) с участием зарубежных солистов и дирижера Федерико Марии Сарделли. 

    Сезон 2019/20 коллектив открыл двумя концертами на Музыкальном фестивале земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия) с участием скрипача Даниэля Лозаковича. В декабре оркестр вновь выступает в Германии на Рождественском фестивале в Кёльне (солист Айлен Притчин). В планах коллектива – программы с участием органистов Александра Фисейского, Хансйорга Альбрехта, Томаса Троттера, Оливье Латри, Джереми Джозефа, пианистов Элисо Вирсаладзе и Андрея Гугнина. С оркестром выступят дирижеры Жан-Кристоф Спинози, Филипп Чижевский, Максим Емельянычев, всемирно известный контратенор Карлос Мена, многие другие знаменитые исполнители. Кульминацией сезона станет участие коллектива в фестивале «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний», где будут представлены в концертном исполнении три оперы Генделя с участием международной команды солистов (дирижер Кристофер Мулдс).

    Андрес Мустонен

    Андрес Мустонен – признанный специалист в области музыки средневековья и барокко, создатель и руководитель известного Ансамбля Hortus Musicus (1972). Художественный руководитель ежегодного Таллиннского фестиваля музыки барокко.

    Окончил Эстонскую государственную консерваторию (ныне Эстонская музыкальная академия, 1977) по классу скрипки, стажировался в Австрии и Нидерландах. Еще в студенческие годы организовал ансамбль старинной музыки – первый в бывшем СССР коллектив, играющий на аутентичных инструментах. Это положило начало традиции концертов старинной музыки в Эстонии, а сам Мустонен стал активным пропагандистом аутентичного исполнительства в нашей стране и странах Северной Европы.

    С ансамблем Hortus Musicus А.Мустонен исполняет не только музыку добаховской эпохи, но также композиторов-авангардистов. Он осуществил мировые премьеры многих сочинений Пярта, Канчели, Губайдулиной, Пендерецкого, Сильвестрова, Кнайфеля, Тавенера и других композиторов.

    А.Мустонен выступает и как симфонический дирижер, в том числе с Государственным симфоническим оркестром Эстонии. Творческие интересы маэстро очень широки. В его репертуаре соседствуют сочинения Монтеверди и Моцарта, Гайдна и Бетховена, Баха и Брамса, Шуберта и Мендельсона.

    Как дирижер Мустонен выступал в ансамбле с ведущими европейскими исполнителями: О.Каганом, Н.Гутман, Г.Кремером, Т.Гринденко, Д.Ситковецким, А.Любимовым, Э.Вирсаладзе, И.Монигетти, П.Галлоисом, М.Петри и др.

    На протяжении многих лет маэстро – желанный гость крупнейших фестивалей в Берлине, Варшаве, Кракове, Тель-Авиве, Иерусалиме, Глазго, Москве, Мюнхене, Праге, Братиславе, Бостоне, Стокгольме, Локкенхаусе, Инсбруке, Лондоне, Сарагосе и других музыкальных столицах мира.

    Клер Мегнаджи

    Одна из самых ярких и, по мнению многочисленных критиков, восхитительных молодых солисток, заявивших о себе в последние годы, Клер Мегнаджи стремительно завоевала мировое признание. Она особенно востребована в постановках барочных и классических опер, прежде всего, Генделя и Моцарта.

    Клер Мегнаджи окончила Музыкальную академию Рубина в Тель-Авиве. Продолжила обучение в Бостоне, Нью-Йорке и Берлине. В 2007 она дебютировала в качестве солистки знаменитой “Jardin des Voix” — Академии молодых певцов Уильяма Кристи. Обладательница многих наград, премий и стипендий, Клер Мегнаджи представляла Израиль на престижном конкурсе ВВС в Кардиффе (BBC Cardiff Singer Of The World) в 2009 году, где с большим успехом выступила с Национальным оркестром Уэльса.

    Певица является приглашенной солисткой Финской национальной оперы, Эстонской национальной оперы, Новой Израильской оперы, выступала в зале Cite de la Musique в Париже, театре г. Кана (Франция), на оперном фестивале в Райнсберге и фестивале в Бад-Киссингене (Германия), фестивалях в Израиле.

    Вместе с легендарным актером Джоном Малковичем Клер Мегнаджи участвовала в постановке оперно-драматического спектакля «Адская комедия» (Вена, 2009, режиссер Михаэль Штурмингер, музыкальный руководитель  Мартин Хазельбок).

    В репертуаре певицы  — партии в операх Монтеверди («Орфей»), Пёрселла («Дидона и Эней»), Генделя («Альцина», «Ацис и Галатея», «Ринальдо», «Орландо», «Радамист», «Юлий Цезарь», Семела»), Глюка («Орфей и Эвридика», «Армида»), Моцарта («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Так поступают все», «Идоменей», «Милосердие Тита»), Бетховена («Фиделио»), Вебера («Вольный стрелок»), Россини («Севильский цирюльник»), Доницетти («Дон Паскуале»), Верди («Бал-маскарад», «Фальстаф»), Пуччини («Сестра Анжелика»), Массне («Вертер»), Р. Штрауса («Ариадна на Наксосе»), Хумпердинка («Гензель и Гретель»), Равеля («Дитя и волшебство»), Пуленка («Груди Терезия», «Диалоги кармелиток»), Стравинского («Похождения повесы») и др.

    Клер Мегнаджи регулярно выступает в венском Музикферайне, Wigmore Hall и Barbican Hall в Лондоне, Alice Tully Hall в Линкольн-центре Нью-Йорка, Дворце изящных искусств в Брюсселе, залах Берлинской филармонии, Auditorio Nacional в Мадриде, Gulbenkian в Лиссабоне.

    В концертных программах певица выступала с Израильским и Бременским филармоническими, Берлинским симфоническим, Эстонским национальным, симфоническими оркестрами Ольстера и Иерусалима, камерными ансамблями Les Arts Florissants, Wiener Akademie, Хельсинским барочным оркестром, «Израильской камератой».

    Выступления Клер Мегнаджи записаны на каналах Mezzo, Arte, BBC radio 3, France 3, телевидении Израиля и Эстонском радио.

    В сезоне 2013–2014 певица дебютировала в Опере Лос-Анджелеса (Галатея в опере Генделя «Ацис и Галатея» с ансамблем Musica Angelica, премьера состоялась на фестивале в Райнсберге, режиссер М. Штурмингер) и с Tel Aviv Soloist Ensemble; выступила  в Израильской опере в концертном исполнении оратории «Соломон» Генделя, с «Израильской камератой» (Реквием Форе и кантаты И. С. Баха), Kölner Akademie (кантаты К. Ф. Э. Баха), финской Kymi Sinfonietta и Израильским камерным оркестром.

    Сезон 2014–2015 Клер Мегнаджи открыла концертом «Барок-гала» на Resonanzen Festival в Силсе (Швейцария). В октябре она дважды спела Эвридику в «Орфее» Глюка в Тель-Авиве с Израильским камерным оркестром, в ноябре выступила с программой “Vivaldi Extravaganza” в серии концертов музыки барокко в Тель-Авивской консерватории и программой из произведений Генделя (Gloria и виртуозные арии) с Barrocade Ensemble.

    Среди ее выступлений в этом сезоне — концерт в Берлинской филармонии в честь Дня святого Сильвестра с Берлинским симфоническим оркестром, турне по Великобритании с Варшавским филармоническим оркестром (певица впервые примет участие в исполнении 9-й симфонии Бетховена). В Израиле она примет участие в фестивале Фелисии Блюменталь (кантаты Вивальди с ансамблем Concertode' Cavalieri) и в фестивале камерной музыки в Эйлате (исполнит «Бразильские бахианы» Вила Лобоса).

    В октябре 2014 года вышел дебютный альбом Клер Мегнаджи — “Lonely Bird” («Одинокая птица»), на котором записаны песни израильского композитора Одеда Зехави (в сопровождении пианистки Ирэны Фридланд).