Г. Ф. Гендель. Оратория «Самсон» : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Валентин Малинин, Елена Таросян, Иван Сендецкий

  • LIVE
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    Г. Ф. Гендель. Оратория «Самсон»

    7 февраля 2018

    Большой зал Консерватории

    В программе:
    Гендель
    «Самсон» – оратория для солистов, хора и оркестра по драме Джона Мильтона «Самсон – борец»

    12+

    Абонемент №75:

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.

    Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.

    После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».

    Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории, проведя юбилейные концерты в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

    География гастрольных поездок Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работавших с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера.

    Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». В декабре 2022 года вышел первый альбом антологии хоровой музыки Родиона Щедрина, в который вошли записи 26 хоров a cappella.

    В 2021 году коллектив выступил организатором фестиваля «Славься ты, Русь моя!» к 800-летию Александра Невского, концерты которого прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Переславле-Залесском, Великом Новгороде и Усть-Ижоре. В 2022 году Капелла имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова провели в Москве совместный фестиваль «К юбилею Маэстро», приуроченный к 75-летию Геннадия Дмитряка. 

    В 2023 году капелла принимает активное участие в праздновании 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, выступая в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Чите, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске.

     (Пресс-служба Капеллы)

    Геннадий Дмитряк

    Геннадий Дмитряк (р. 1947)– хоровой и оперно-симфонический дирижер, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова, профессор кафедры современного хорового исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и кафедры хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных.

    Геннадий Дмитряк получил образование в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Его учителями и наставниками были прославленные музыканты Александр Юрлов, Кирилл Кондрашин, Лео Гинзбург, Геннадий Рождественский, Владимир Минин, Виктор Попов.

    Работал дирижером в Московском камерном музыкальном театре под руководством Б. А. Покровского, Московском камерном хоре, Государственном академическом русском хоре СССР под управлением Владимира Минина, Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, театре «Новая опера» имени Е. В. Колобова. В 1991 году создал и до 2006 года возглавлял капеллу «Московский Кремль».

    С 2004 года руководит Государственной академической хоровой капеллой России имени А. А. Юрлова. Выступает как хоровой и симфонический дирижер, благодаря которому Капелла неоднократно сотрудничала с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, оркестрами «Новая Россия», «Русская филармония», Московским государственным академическим симфоническим оркестром и другими.

    Важное направление в творческой деятельности дирижера – исполнение сочинений современных композиторов России и бывшего СССР: Георгия Свиридова, Гии Канчели, Алемдара Караманова, Вячеслава Артёмова, Владимира Кобекина, Алексея Ларина, Александра Чайковского, Родиона Щедрина, Альфреда Шнитке и других.

    Является организатором ряда хоровых фестивалей, среди которых «Любовь святая», «Кремли и храмы России», «Славься ты, Русь моя» к 800-летию Александра Невского, фестиваль к 100-летию Капеллы России имени А. А. Юрлова, фестиваль Капеллы и Государственного хора имени А. В. Свешникова (этот коллектив маэстро возглавлял в 2020–2024 гг.).

    Геннадий Дмитряк ведет разностороннюю общественную деятельность как член Президиума Всероссийского хорового общества. Участвовал в исполнении и записи нового Гимна Российской Федерации, принимал участие в инаугурации Президента России В. В. Путина в 2004 году в Большом Кремлевском дворце, был главным хормейстером сводных хоров в дни празднования юбилеев Победы в Великой Отечественной войне. Принимал участие в церемонии открытия и культурной программе Паралимпиады Сочи-2014.

    В общей сложности Геннадий Дмитряк выпустил свыше тридцати компакт-дисков со студийными записями шедевров отечественной хоровой музыки, среди которых антология хоровой музыки Георгия Свиридова и два тома антологии музыки Родиона Щедрина.

    Ансамбль солистов Российского национального оркестра

    Дирижер — Алексей Богорад

    Максим Рубцов (флейта)
    Дмитрий Айзенштадт (кларнет)
    Павел Домбровский (фортепиано)
    Алексей Хуторянский (скрипка)
    Антон Ярошенко (альт)
    Максим Тарноруцкий (виолончель)
    Григорий Кротенко (контрабас)

     

    Самые восторженные отзывы постоянно сопровождают многочисленные выступления Российского Национального оркестра в лучших концертных залах мира. Вдохновляемые основателем и художественным руководителем оркестра Михаилом Плетневым, музыканты РНО, блестящие профессионалы, часто выступают как с сольными программами, так и в ансамблях со своими коллегами. Желание исполнять самый разнообразный, интереснейший репертуар в формате ансамбля солистов – одно из проявление огромного творческого потенциала музыкантов и оркестра в целом. Ансамбль солистов РНО является продолжением оркестра, его звучания, творческих идей и традиций.

    Алексей Богорад (1979) окончил ЦМШ, Московскую консерваторию и аспирантуру по классу кларнета Владимира Соколова. Лауреат международных конкурсов. Являлся стипендиатом программы «Новые имена». С 1997 работает в оркестре Большого театра, солист – концертмейстер группы кларнетов, с 2001 солист Российского Национального оркестра. В качестве солиста оркестра выступал на сценах многих прославленных залов мира. Играл под руководством таких дирижеров, как Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Владимир Юровский, Семен Бычков, Пааво Берглунд, Зубин Мета, Кент Нагано, Шарль Дютуа. Логичным продолжением карьеры музыканта-исполнителя стало решение заниматься дирижированием. С 2004 Алексей занимался с Фуатом Мансуровым в Казанской консерватории. В 2006 – 2009 учился в Московской консерватории в классе профессора Геннадия Рождественского и окончил ее с отличием. Алексей Богорад работал в качестве ассистента дирижера в постановке оперы «Майская ночь» Римского-Корсакова в Московском академическом театре им. К.С. Станиславского и В.И.Немировича-Данченко и постановке оперы «Воццек» Берга в Большом театре. Дирижировал симфоническим оркестром Республики Татарстан и Государственным академическим камерным оркестром России. Летом 2010 он примет участие в летнем фестивале Американской Академии дирижирования в г. Аспен (США), а в сезоне 2010-2011 встанет за пульт Национального филармонического оркестра России и выступит с Ансамблем солистов РНО.

    Юрий Ростоцкий

    Юрий Ростоцкий окончил с отличием Российскую академию музыки имени Гнесиных в 2014 году по специальности «вокальное искусство» (класс Светланы Горенковой). Совершенствовал свое мастерство в программе для молодых певцов Oper Oder Spree (Германия, 2014) и в знаменитой школе пения Accademia Rossiniana (Италия, 2017) под руководством Эрнесто Паласио. Принимал участие в мастер-классах Галины Вишневской, Хуана Диего Флореса, Важи Чачавы, Роберта Гэмбилла, Деборы Йорк, Валентины Левко, Фабио Сартори. Неоднократный стипендиат Министерства культуры РФ.

    Певец отмечен призами IX Международного конкурса оперных певцов имени Клаудии Таэв в Эстонии (III премия, 2015), X Международного конкурса оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (диплом, 2015), I Московского конкурса теноров имени Ивана Козловского (III премия и спецприз, 2011), IX Международного конкурса вокалистов имени Зары Долухановой «Янтарный соловей» в Калининграде (II премия и спецприз, 2010).

    В 2015–2018 гг. – солист Московского театра «Новая Опера» имени Евгения Колобова. С 2018 года – ведущий солист Санкт-Петербургского музыкального театра «Зазеркалье». В театре исполняет партии Линдоро («Итальянка в Алжире» Россини), Феррандо («Так поступают все женщины» Моцарта), Рамиро («Золушка» Россини), Неморино («Любовный напиток» Доницетти), Берендея («Снегурочка» Римского-Корсакова), Ленского («Евгений Онегин» Чайковского).

    В 2016 году дебютировал в партии Бельфьоре («Мнимая садовница» Моцарта) в Берлине совместно с Берлинским симфоническим оркестром, исполнил партии тенора в Мессе ми-бемоль мажор Шуберта в Нюрнберге совместно с Нюрнбергским симфоническим оркестром и в оратории «Мессия» Генделя с оркестром Musica Viva в Москве. В 2017 году исполнил партию Бригеллы («Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса) совместно с Госоркестром России (дирижер Владимир Юровский). Регулярно исполняет партию тенора в сценической кантате «Кармина Бурана» Орфа.

    В 2018 году певец исполнил партию Самсона в одноименной оратории Генделя с Российским национальным оркестром, принял участие в исполнении «Оды к Радости» из финала Девятой симфонии Бетховена совместно с оркестром «Новая Россия» и исполнил партию тенора в «Высокой мессе» Баха совместно с камерным оркестром «Виртуозы Москвы». В разные годы также исполнял партии Дамона («Ацис и Галатея» Генделя под управлением Петера Ноймана), Молодого цыгана («Алеко» Рахманинова), тенора во «Всенощном бдении» Рахманинова, Реквиеме и Коронационной мессе Моцарта.

    В сезоне 2018/2019 Юрий исполнил партии Линдоро («Итальянка в Алжире» Россини) в рамках Festival de’ Bardi van Nederland (Нидерланды, 2019), Тебальдо («Монтекки и Капулети» Беллини) в рамках Международного фестиваля оперной музыки PromFest в Пярну (Эстония, 2019). Также певец выступил в партиях Евангелиста и тенора в «Страстях по Иоанну» и «Страстях по Матфею» Баха в серии концертов в Нидерландах, Москве и Нижнем Новгороде (дирижер Йорн Бойзен). Летом 2019 года принял участие в «Фестивале русского искусства» в Довиле (Франция) со звездами русского балета.

    Светлана Полянская

    Светлана Полянская – выпускница Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова по классу хорового дирижирования (2002) и вокала (2005). Певческому мастерству обучалась в классах Заслуженной артистки России В. Н. Небольсиной и профессора М. Н. Бер (камерное пение).

    Искусство Светланы было отмечено наградами российских и международных конкурсов: Bella voce (Россия, 2002, I премия), имени Хариклеи Даркле (Румыния, 2003, диплом), «Романсиада» (Россия, 2003, III премия), «Янтарный соловей» (Россия, 2006, диплом), имени Антонина Дворжака (Чехия, 2006, II премия).

    Репертуар певицы обширен: он включает в себя сочинения камерных жанров от барокко до современности, множество кантатно-ораториальных произведений. Светлана Полянская исполняла сопрановые партии в сочинениях И. С. Баха – «Страстях по Матфею», «Страстях по Иоанну», «Магнификате», «Рождественской оратории»; Г. Ф. Генделя – «Мессии», «Самсоне»; В. А. Моцата – «Реквиеме», «Коронационной мессе», Литании, Большой мессе до минор; А. Вивальди – «Глории», «Магнификате»; в «Реквиемах» Дж. Верди и Г. Форе, Stabat Mater Дж. Перголези, «Маленькой торжественной мессе» Дж. Россини и других произведениях крупной формы.

    Певица много лет выступает с известными российскими хоровыми коллективами – ансамблем «Благовест» п/р Г. Кольцовой, Хоровой капеллой имени А. А. Юрлова п/р Г. Дмитряка, с оркестрами – Академическим симфоническим под управлением П. Когана, «Новой Россией» п/р Ю. Башмета, Musica Viva п/р А. Рудина. В настоящее время сотрудничает с Вивальди-оркестром п/р Народной артистки России Светланы Безродной.

    В дискографии С. Полянской: Фантазия для сопрано и камерного оркестра на тексты из сочинений Хуана де ла Круса А. Недуева (2004); романсы С. Рахманинова и Н. Мясковского (2006); альбом «Gloria. Духовная музыка в храме Св. Людовика» (2007); Stabat Mater Дж. Перголези (2010).

    Евгения Сегенюк

    Евгения Сегенюк родилась в Москве в семье музыкантов. Окончила с отличием дирижерско-хоровой факультет Российской академии музыки имени Гнесиных (1994), вокальный факультет РАМ (1996) и ассистентуру-стажировку вокального факультета (1998). С 1997 года – стажер, с 1999 года – солистка оперной труппы Большого театра. Лауреат премии Попечительского Совета Большого театра (2005). Лауреат Всероссийского конкурса «Лидер года» в номинации «Лучшая оперная певица» (2007). Обладатель Гран-при XVII Международного фестиваля-конкурса Musica Classica (2015).

    В репертуаре певицы – Полина и Графиня, Ольга, Фёдор Басманов («Пиковая дама», «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского), Ваня («Жизнь за царя» Глинки), Лель, Любаша («Снегурочка», «Царская невеста» Римского-Корсакова), Бланш, Клариче, Гадалка («Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Огненный ангел» Прокофьева), Фенена («Набукко» Верди), Вагнер («Дети Розенталя» Десятникова, мировая премьера), Балда («Сказка о попе и его работнике Балде» Александра Праведникова, мировая премьера), Снежная Королева («История Кая и Герды» Баневича), Епанчина («Идиот» Вайнберга), Сонетка («Катерина Измайлова» Шостаковича), партии в произведениях кантатно-ораториального жанра Россини, Перголези, Дворжака, Моцарта, Верди, Сальери, Бетховена, Малера, Чайковского, Вагнера. В частности, в 2003 году исполнила партию альта в симфонии-кантате «Песнь о земле» Малера (одноименный балет в постановке Королевского театра Ковент-Гарден, гастроли в Большом театре). Сыграла драматическую роль Катарите в балете «Тамаши» («Дух») на музыку группы KODО. 

    Специально для Евгении композитором Валерией Бесединой написана партия Екатерины Великой в опере «Самозванка» («Государыня»). Певица имеет также обширный камерный репертуар, постоянно выступает с сольными программами. В соавторстве с Ларисой Голушкиной написала и осуществила постановку пьесы «Николай Голованов. Сокровенное», в основу которой легли романсы Голованова в исполнении Евгении Сегенюк (2015). Участница проекта режиссера Олега Найденышева «Рок и Опера». 

    Исполнила партию Хозяйки замка в российской премьере оперы Сибелиуса «Дева в башне» и партию Кащеевны в опере «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова (оркестр Musica Viva, дирижер Олли Мустонен) на закрытии IV фестиваля «Опера Априори». 

    Сотрудничала с выдающимися дирижерами, в числе которых Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Марк Эрмлер, Гинтарас Ринкявичюс, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Валерий Полянский, Михал Клауза и другие; с известными режиссерами, такими как Борис Покровский, Франческа Дзамбелло, Петер Конвичный, Александр Титель, Эймунтас Някрошюс, Александр Сокуров, Лев Додин, Сергей Женовач, Римас Туминаc, Дмитрий Белянушкин, Питер Устинов, Валерий Фокин, Евгений Арье. 

    Неоднократно принимала участие в авторских концертах Тихона Хренникова и записях его произведений. Гастролирует по России и за рубежом – в Южной Корее, Италии, Гонконге, Польше, Словении, Великобритании, Финляндии, Латвии, Греции, Японии, Марокко, Иордании, Украине, Норвегии, Дании. Преподавала в РАМ имени Гнесиных.

    Максим Кузьмин-Караваев

    Максим Кузьмин-Караваев родился в Москве. По окончании Московской консерватории (2004) совершенствовал мастерство в Центре оперного пения Галины Вишневской (2006–2008). Был награжден III премией и двумя специальными призами Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки (Москва, 2009).

    С 2007 по 2015 год М. Кузьмин-Караваев был солистом Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова. С 2013 года – приглашенный солист Большого театра России.

    В репертуаре певца – партии в операх «Служанка-госпожа» Перголези (Уберто), «Свадьба Фигаро» Моцарта (Фигаро), «Севильский цирюльник» Россини (Дон Базилио), в операх Доницетти – «Лукреция Борджиа» (Дон Альфонсо) и «Лючия ди Ламмермур» (Раймонд), Верди – «Риголетто» (Монтероне, Спарафучиле), «Аида» (Рамфис), «Макбет» (Банко), «Трубадур» (Феррандо), операх «Сомнамбула» Беллини (Родольфо), «Фауст» Гуно (Мефистофель), «Тристан и Изольда» Вагнера (Король Марк), «Иоланта» Чайковского (Король Рене), «Евгений Онегин» Чайковского (Гремин), «Руслан и Людмила» Глинки (Фарлаф), «Борис Годунов» Мусоргского (Пимен), «Князь Игорь» Бородина (Князь Игорь) и других спектаклях, а также партии баса в «Рождественской оратории», «Страстях по Матфею» и Мессе си минор Баха, “Stabat Mater” и «Нельсон-мессе» Гайдна, “Stabat Mater” и «Маленькой торжественной мессе» Россини, Реквиемах Моцарта, Верди, Шумана, Форе. Артист активно концертирует, исполняя произведения Глинки, Даргомыжского, Бородина, Балакирева, Мусоргского, Римского-Корсакова, Кюи, Рахманинова, Чайковского, Шостаковича, Свиридова, Шуберта, Шумана, Беллини, Доницетти, Верди. В 2006 году принимал участие в художественно-просветительской программе «Новое передвижничество». В числе знаковых проектов – партии Калхаса в опере Глюка «Ифигения в Авлиде» в Римской опере под управлением Риккардо Мути (2009), Агамемнона в американской премьере «Орестеи» Танеева на сцене Центра исполнительских искусств имени Р. Фишера в Нью-Йорке (2013).

    В 2015 году М. Кузьмин-Караваев выступил в партии Бартоло в постановке оперы «Свадьба Фигаро» в Большом театре, а затем принял участие в концертном исполнении этой оперы труппой театра в Тромсе (Норвегия). Выступал в концертах в Бетховенском зале ГАБТа.

    В том же году спел партию баса в спектакле «Dona nobis pacem (Даруй нам мир)» на музыку Мессы си минор И. С. Баха в постановке Владимира Васильева в исполнении Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля – в Казани и на Исторической сцене ГАБТа.

    Максим Кузьмин-Караваев гастролировал в Италии, Австрии, Германии, Бельгии, Франции, Норвегии, Болгарии, Испании, Венгрии, Турции, Объединенных Арабских Эмиратах, США, Канаде, Аргентине, Чили, много концертировал по городам России (Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Кострома, Рязань, Калининград, Севастополь, Ялта, Муром). В числе столичных площадок, где проходили его выступления, – Концертный зал имени П. И. Чайковского, Оперный дом в Царицыно, залы Московской консерватории и Московского международного дома музыки.

    Он принимал участие в спектаклях Королевской оперы Валлонии в Льеже (Бельгия), Лионской национальной оперы (Франция), Большого театра Женевы (Швейцария), Баварской государственной оперы и Баварского государственного театра на Гертнерплац в Мюнхене (Германия), Капитолия Тулузы (Франция), Национального театра имени М. Чоконаи-Витеза в Дебрецене (Венгрия), Театра Колон в Буэнос-Айресе (Аргентина), Муниципального театра Сантьяго-де-Чили (Чили); пел на фестивалях «Опера Искьи» (Италия, 2007), Летнем фестивале на острове Маргит в Будапеште (Венгрия, 2010), Сантандерском международном фестивале (Испания, 2010).

    Певец постоянно сотрудничает с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского, с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета, Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, Московским ансамблем духовной музыки «Благовест» под руководством Галины Кольцовой и оркестром Musica Viva под руководством Александра Рудина.

    Артём Варгафтик

    Радио- и тележурналист Артём Варгафтик родился в 1971 году в Москве. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российскую академию музыки имени Гнесиных, а также аспирантуру Московской консерватории. В 1997–2000 гг. преподавал в РАМ имени Гнесиных историю виолончельного искусства, в 2003–2006 гг. – музыкальную журналистику.

    Еще студентом начал работать на радио в качестве корреспондента, ведущего и автора музыкальных программ. Известность получил благодаря передачам «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале «Культура». Эти проекты были удостоены национальных телевизионных премий «ТЭФИ» в 2003 и 2004 годах.

    В 1994–2003 гг. – музыкальный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», с 2003 года – обозреватель радио «Культура» и «Радио России». Участник множества фестивалей и концертных программ в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Саратове, Казани и других городах России. Постоянный ведущий концертов в рамках фестивалей под художественным руководством Бориса Андрианова – Vivacello и «Музыкальная экспедиция».

    В 2007 году началось активное сотрудничество Артёма Варгафтика с Московской филармонией, продолжающееся по сей день (в сезоне 2024/25 – автор и ведущий цикла «История одного шедевра»). Артём Варгафтик также – постоянный ведущий концертных программ Московского международного Дома музыки. В декабре 2022 года стал обладателем Большой оркестровой премии «440 герц» в номинации «Слово о музыке».