Иоганн Себастьян Бах : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Иоганн Себастьян Бах

    10 апреля 2016

    Концертный зал РАМ имени Гнесиных

    схема проезда
    Светлана Виноградова (автор цикла, ведущая)
    Камерный оркестр
    «Гнесинские виртуозы»
    Дирижёр – Михаил Хохлов

    Юлия Дрозд (фортепиано)

    Стефанида Ермолаева (фортепиано)

    Мария Лундина (скрипка)

    Инга Родина (скрипка)

    В программе:
    И. С. Бах
    Сюита № 1 для двух гобоев, фагота и камерного оркестра до мажор, BWV 1066
    Концерт для двух клавиров и камерного оркестра до минор, BWV 1060 (Переложение концерта для скрипки и гобоя с оркестром)
    Концерт для двух скрипок и камерного оркестра ре минор, BWV 1043

    12+

    Абонемент №155:

    Великие композиторы.
    Автор и ведущая —
    Светлана Виноградова.
    Воскресные дневные концерты

    Светлана Виноградова

    С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.

    23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.

    Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.


    Талант, опыт, мастерство — три составляющие абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки — загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный, научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце». Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца съездов.

    Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.

    Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.

    Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.

    Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы —  сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.

    Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.

    За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».

    Камерный оркестр «Гнесинские виртуозы»

    Камерный оркестр «Гнесинские виртуозы» был создан директором Московской средней специальной музыкальной школы (колледжа) имени Гнесиных Михаилом Хохловым в 1990 году. В составе оркестра — учащиеся старших классов школы. Основной возраст участников коллектива — 14–17 лет.

    Состав оркестра постоянно обновляется, выпускники Школы поступают в вузы, на смену им приходит новое поколение. Часто под своим названием «Гнесинские виртуозы» собирают бывших выпускников разных лет. С момента основания в оркестре сыграли около 400 юных музыкантов, многие из которых сегодня — артисты лучших российских и европейских оркестров, лауреаты престижных международных музыкальных конкурсов, концертирующие исполнители. Среди них: солист Королевского оркестра Concertgebouw (Амстердам), профессор Королевской академии музыки в Лондоне гобоист Алексей Огринчук, лауреат международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве и имени М. Ростроповича в Париже виолончелист Борис Андрианов, основатели и руководители Фестиваля камерной музыки «Возвращение» скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков, лауреат Молодежной премии «Триумф» перкуссионист Андрей Дойников, кларнетист Игорь Федоров и многие другие.

    За годы своего существования «Гнесинские виртуозы» дали более 700 концертов, играя в лучших залах Москвы, гастролируя в России, Европе, Америке, Японии. В качестве солистов с «Виртуозами» выступали: Наталья Шаховская, Татьяна Гринденко, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Александр Рудин, Наум Штаркман, Владимир Тонха, Сергей Кравченко, Фридрих Липс, Алексей Уткин, Борис Березовский, Константин Лифшиц, Денис Шаповалов, Александр Кобрин, Николай Токарев.

    Коллектив под руководством М. Хохлова — постоянный участник самых престижных международных музыкальных мероприятий. Российские и зарубежные критики отмечают неизменно высокий профессиональный уровень оркестра и уникальный для детского коллектива репертуарный диапазон — от музыки эпохи барокко до ультрасовременных сочинений. Специально для «Гнесинских виртуозов» М. Хохловым аранжировано более тридцати произведений.

    В творческом багаже «Гнесинских виртуозов» — участие в музыкальных фестивалях, длительные гастрольные турне, совместные международные творческие проекты: с камерным хором Oberpleis (Германия), большим хором города Каннондзи (Япония), эвритмическими труппами Goetheanum/Dornach (Швейцария) и Eurythmeum/Stuttgart (Германия), юношеским оркестром Jeunesses Musicales (Хорватия) и другими.

    В 1999 году коллектив стал победителем Международного конкурса юношеских оркестров «Мурсия – 99» в Испании.

    Многие выступления «Гнесинских виртуозов» записаны и транслировались Российской телерадиокомпанией, телекомпанией ОРТ, Российским государственным музыкальным телерадиоцентром (радио «Орфей»), японской компанией NHK и другими. Издано 15 CD и 8 DVD-Video оркестра.

    Михаил Хохлов

    Михаил Хохлов — одна из наиболее значительных фигур в сфере современной музыкальной педагогики, директор средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных, основатель и руководитель камерного оркестра «Гнесинские виртуозы».

    Музыкант родился в 1955 году в Москве. Окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных (класс В. А. Аристовой), затем Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку по специальности фортепиано. Занимался в классе профессора Веры Горностаевой, также посещал классы симфонического дирижирования профессоров Юрия Симонова и Дмитрия Китаенко.

    В 1981 году начал концертировать как пианист, активно пропагандируя музыку современных композиторов. Выступал в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Одессе и других городах России, а также в Англии, Австрии, Германии, Израиле, США. В 1990 году фирма Art&Electronics выпустила его сольный  диск.

    С 1987 года Михаил Хохлов преподает фортепиано в МССМШ им. Гнесиных, с 1989 года — директор школы, которая в 1998 году была признана лучшей музыкальной школой России.

    В 1990 году М. Хохлов организовал из учащихся школы камерный оркестр «Гнесинские виртуозы», который за двадцать пять лет своего существования получил международное признание. Под руководством М. Хохлова оркестр дал множество концертов в России, Европе, Америке, Японии, стал  победителем Международного конкурса юношеских оркестров  «Мурсия–99» в Испании, записал аудио и видеодиски. Специально для «Гнесинских виртуозов» М. Хохловым аранжировано несколько десятков произведений.

    С 2001 года М. Хохлов также выступает как пианист в составе созданного им ансамбля «Пьяццолла-квинтет». Он постоянно участвует в работе международных конференций, музыкальных фестивалей, входит в состав жюри исполнительских конкурсов, проводит мастер-классы.

    Заслуженный деятель искусств, Заслуженный артист России, лауреат Премии Москвы и премии Президента Российской Федерации.

    Рекомендуем к просмотру

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Талантливо – о Тартини, Телемане, трубе, фортепиано, флейте, фаготе и фуге

    11.11.2018

    В программе:
    Тартини
    Соната соль минор «Дьявольские трели», B. g 5 (версия для скрипки и струнных) (II и III части)
    Телеман
    Увертюра-сюита «Дон Кихот», TWV 55:G10
    И. С. Бах
    «Шутка» из Оркестровой сюиты № 2 си минор, BWV 1067
    Шостакович
    Концерт № 1 для фортепиано, трубы и струнных (III и IV части)
    Прокофьев
    «Юмористическое скерцо» для четырёх фаготов

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Душа музыки

    24.09.2017

    В программе:
    И. С. Бах
    Ария из Сюиты № 3 для оркестра
    Моцарт
    Симфония № 40 (I часть)
    Две арии Керубино из оперы «Свадьба Фигаро»
    Концерт № 21 для фортепиано с оркестром (II, III части)
    П. И. Чайковский
    Мелодия для скрипки с оркестром
    Григ
    «Утро» и «Песня Сольвейг» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»

    Камерный зал Филармонии

    «Три взгляда»

    29.10.2016

    В программе:
    И. С. Бах
    Токката соль минор, BWV 915
    Рахманинов
    Этюд-картина до минор, соч. 39 № 7
    Этюд-картина ре мажор, соч. 39 № 9
    Прелюдия соль мажор, соч. 32 № 5
    Скрябин
    Две поэмы, соч. 32
    Соната № 5, соч. 53
    Поэма «К пламени», соч. 72