Цикл просветительских концертов
    «Владимир Юровский дирижирует
    и рассказывает».
    Истории с оркестром. Похитители огня

    9 июня 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Форе
    Фрагменты из музыкальной драмы «Прометей» для сопрано, хора и оркестра
    Берг
    «Лулу-сюита» для сопрано и оркестра
    Сибелиус
    «Океаниды» – симфоническая поэма
    Танеев
    Хор «Прометей» из 12 хоров a cappella на стихи Я.Полонского
    Скрябин
    «Прометей» («Поэма огня») для фортепиано, хора и оркестра

    Абонемент №001:

    Владимир Юровский дирижирует и рассказывает

    Габриель Форе. «Кортеж Пандоры» из музыкальной драмы «Прометей»

    Музыкальная драма Габриэля Форе «Прометей» была написана в 1900 году для открытия нового сезона в Театре Безье на юге Франции. Огромный античный амфитеатр, построенный прямо посреди величественных Пиренейских гор, как нельзя лучше подходил для воплощения истории об античном герое Прометее, спустившемся с Олимпа и даровавшем людям огонь. Масштабность природных «декораций» и величие мифа вдохновили композитора на создание поистине грандиозной партитуры: в ее исполнении приняли участие более 800 музыкантов. При подготовке премьеры не обошлось без мистики: во время генеральной репетиции началась страшная гроза, а одна из молний ударила прямо в то место, где по идее спектакля Прометей должен был разжечь огонь. Однако на следующий день выдалась прекрасная погода, и премьера «Прометея», на которой присутствовали 10 тысяч зрителей, прошла с ошеломляющим успехом.

    Альбан Берг. «Лулу-сюита»

    Наряду с образом Прометея программа абонемента повествует и о других персонажах, задействованных в знаменитом мифе. Одним из них является Пандора — женщина, сотворенная Зевсом в наказание людям, ставшая женой брата Прометея — Эпиметея. Открыв подаренный Зевсом заветный ларец, Пандора выпустила в мир все запертые там беды и несчастья, оставив на дне только надежду.

    В XX веке образ Пандоры — роковой женщины, несущей зло, — нашел воплощение в героине пьес немецкого драматурга Франка Ведекинда «Земной дух» и «Ящик Пандоры», которые легли в основу последней оперы Альбана Берга — «Лулу».

    Главная героиня оперы — обольстительная женщина-хищница, которая губит всех попавших под ее очарование: одни скоропостижно умирают или сводят счеты с жизнью, пораженные глубиной ее развращенности, других она убивает сама, третьи опускаются на самое дно безнравственности. Однако зло, порождаемое Лулу, в итоге настигает и ее, — в конце оперы Лулу становится жертвой Джека Потрошителя.

    В 1935 году, в последний год своей жизни, Берг составил из музыки незавершенной оперы сюиту для сопрано и симфонического оркестра.

    Ян Сибелиус. Симфоническая поэма «Океаниды»

    Симфоническая поэма «Океаниды» — одно из самых поэтичных сочинений Сибелиуса, отличающееся красотой и изысканностью оркестровой палитры. По своему настрою оно удивительно близко музыке французских импрессионистов Дебюсси и Равеля. Это единственная симфоническая поэма Сибелиуса, где он обращается не к финскому эпосу, а к древнегреческой мифологии. Океаниды — дочери Океана и Тефиды — нимфы, обитательницы морских вод, стали сочувствующими слушательницами рассказа Прометея, прикованного к скале.

    Александр Скрябин. Поэма «Прометей»

    Александр Скрябин – композитор эпохи символизма. Его увлекают мистические настроения своего времени, концепции Елены Блаватской, идея синтеза искусств. Для Скрябина образ мифического титана абстрактен: композитор уверял, что его «Прометей» не имеет отношения к древнегреческому мифу, это символ огня, символ активного начала и творческого принципа. Скрябин выходит за пределы мифа с его героями, за пределы жанра симфонической поэмы и даже за пределы музыки, написав для своего «Прометея» световую партитуру.