Цикл просветительских концертов
    «Владимир Юровский дирижирует
    и рассказывает».
    Истории с оркестром. Похитители огня

    8 июня 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Государственный академический
    симфонический оркестр России
    имени Е. Ф. Светланова
    Дирижёр – Владимир Юровский
    Евгений Цыганов (художественное слово)
    Екатерина Кичигина (сопрано)
    Лилианна Петрусенко (сопрано)
    Надежда Гулицкая (сопрано)
    Светлана Шилова (меццо-сопрано)
    Борис Пинхасович (баритон)
    Максим Михайлов (бас)
    Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского
    Камерный хор
    Московской консерватории
    Марина Тенорио (хореография)

    Партии в балете исполняют: 

    Илья Карпель, Алексей Дьячков, Марина Тенорио

    Художник по куклам – Наталья Мишина

    Постановка кукольных сцен – Театр «Трикстер»

    Артисты-кукловоды:
    Мария Литвинова
    , Данила Ариков,
    Анна Семенихина, Артем Четвериков

    В программе:
    Бетховен
    Балет «Творения Прометея»
    Орф
    «Прометей» по трагедии Эсхила (фрагменты)

    12+

    Абонемент №001:

    Владимир Юровский дирижирует и рассказывает

                                                                                                                        

    Л. ван Бетховен. Балет «Творения Прометея»

    Если кто из композиторов и ассоциируется в нашем сознании с образом героя-бунтаря Прометея, то это Людвиг ван Бетховен. Обладатель поистине титанического духа, не сломленного в борьбе с постигшими его невзгодами, Бетховен открыто выступал против сильных мира и законов современного ему общества. В то же время он свято верил в силу искусства, способного «высекать огонь из человеческих сердец».

    Неслучайно музыка Бетховена открывает и завершает абонемент, посвященный мифу о Прометее.

    «Творения Прометея, или Власть музыки и танца» — единственный балет Бетховена и его первое произведение для музыкального театра. Прометей у Бетховена — это создатель людей. Он лепит их из глины и оживляет с помощью похищенного с Олимпа божественного огня. Затем, видя, что его творения неразумны и бесчувственны, Прометей с помощью Аполлона и его муз знакомит их с музыкой, танцем, пантомимой и театром — благодаря чему люди обретают разум, а также различные чувства и эмоции. Балет завершается всеобщим ликованием, прославляющим животворящую силу искусства.

    Карл Орф. «Прометей»

    Свою «античную трилогию» — «Антигону», «Эдипа» и «Прометея» — Орф писал в течение тридцати лет. Сам композитор называл ее «переводом классических произведений Софокла и Эсхила на язык современности».

    «Прометей» — наиболее радикальная из трех «античных» работ Орфа. Если в первых двух композитор использовал немецкие переводы текстов, то в «Прометее» он взял за основу оригинальный,  без каких-либо сокращений, древнегреческий текст Эсхила и попытался пересказать современным ему звуковым языком музыкальную часть античной драмы. Автор перевода либретто на русский язык - известный российский драматург Юрий Димитрин.

    По традиции античный «оркестр» подчеркивал драматические моменты действия и изображал природные катаклизмы. Это попытался сделать и Орф. В его оркестре используется расширенная духовая группа (по шесть флейт, гобоев, труб, валторн и кларнетов) и трехкратно усиленная ударная группа (одиннадцать музыкантов играют на самых разнообразных инструментах, включая древние и экзотические), четыре рояля, орган и четыре арфы. Из струнной группы в исполнении участвуют только 9 контрабасов.Полное исполнение «Прометея» Вы можете услышать  на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского 21 ноября 2014 года в рамках IV Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство».