К 160-летию со дня рождения Владимира Гиляровского. «Король репортёров» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    К 160-летию со дня рождения
    Владимира Гиляровского.
    «Король репортёров»

    20 декабря 2015

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    Дмитрий Назаров (художественное слово)
    Национальный академический оркестр
    народных инструментов России
    имени Н. П. Осипова
    Владимир Андропов, дирижёр

    Ольга Васильева (художественное слово)

    Роман Улыбин (бас)

    В программе:

    Авторы проекта и режиссёры-постановщики
    Людмила и Александр Леонтьевы

    Музыка Глинки, Секунды, Комарова. Русские народные песни и романсы

    12+

    Абонемент №126:

    «И слово в музыке звучит…»

    Дмитрий Назаров

    Дмитрий Назаров родился 4 июля 1957 года в Москве. Окончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина в 1980 году (курс В. Коршунова) и был принят в труппу Малого театра, где проработал 15 лет и сыграл около 60 ролей. В 1995 году вслед за режиссером Борисом Морозовым и по его приглашению перешёл в Театр Российской армии.

    С 2003 года Дмитрий Назаров – артист Московского художественного театра имени А. П. Чехова. Любители и знатоки театра высоко ценят актёра Дмитрия Назарова за глубину и внутреннюю мощь его театральных ролей. В актерской копилке мастера роли в таких спектаклях, как «Мещане» М. Горького, «Сияющий город» К. Макферсона, «Амадей» П. Шеффера, «Танец альбатроса» Ж. Сиблейраса, «Свидетель обвинения» А. Кристи, «Лес» А. Н. Островского, «Дворянское гнездо» И. Тургенева, «Дуэль» А. Чехова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. В Театре под руководством Олега Табакова Дмитрий Назаров играет роль Астрова в спектакле «Дядя Ваня» А. П. Чехова (режиссер М. Карбаускис).

    Театральные работы Дмитрия Назарова отмечены рядом престижных – премией «Хрустальная Турандот» (за роль Сатина в спектакле «На дне») и премией «Чайка» (за роль Несчастливцева в спектакле К. Серебренникова «Лес»). Трижды актер номинировался на Национальную театральную премию «Золотая маска».

    Дмитрий Назаров много снимается. В его фильмографии более сорока кинокартин и телесериалов, среди которых «Гражданин начальник», «Вокзал», «Штрафбат», «Закон», «Золотой теленок», «Вызов», «Бес в ребро», «Мелочи жизни», «Территория», «Охота», «Любовь на плоту», «Тёмная ночь», «Красная капелла», «Полный вперёд!», «Каменская-3», «Марш Турецкого-3», «Ельцин. Три дня в августе», «Кухня», «Ларго Винч: Заговор в Бирме», «Концерт» и многие другие.

    С 2002 года Дмитрий Назаров вел передачу «Кулинарный поединок» на НТВ, да так вкусно, что, по словам зрителей, «не только есть хочется – жить хочется».

    А ещё артист с огромным удовольствием озвучивает компьютерные игры и мультфильмы, поскольку, по словам Дмитрия, «там есть возможность похулиганить и пошалить, разговаривая десятью голосами разных злых орков одновременно».

    Дмитрий Назаров счастлив и в семье. У него любимая и любящая жена (актриса МХТ им. А. П. Чехова Ольга Васильева), трое детей (дочь Нина, сын Арсений и дочка Арина) и три собаки.

    Сотрудничество Дмитрия Назарова с Московской филармонией началось в 2008 году, когда он принял участие в проекте «Сказки с оркестром», блистательно прочитав историю о деревянном мальчике по имени Пиноккио. В дальнейшем в рамках этого проекта Дмитрий Назаров совместно с оркестром Московской филармонии исполнил литературно-музыкальные композиции «Холодное сердце» по сказке В. Гауфа и "Волшебная лампа Аладдина" по мотивам восточных сказок, а также выступил с сольной чтецкой программой «Коллекция» (стихи и проза Александра Пушкина, Максима Горького, Саши Чёрного, Дмитрия Кедрина) и многих других филармонических концертах.

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова

    Оркестр создан в 1919 году, в период растущего интереса к возрождению русского народного музыкального искусства. У истоков коллектива стояли выдающиеся музыканты, балалаечник Борис Трояновский и домрист Петр Алексеев. Они стали руководителями молодого оркестра, первый концерт которого состоялся в Москве в саду «Эрмитаж». Трояновский и Алексеев заложили основы оркестрового исполнительского мастерства, которое с годами совершенствовалось и развивалось. 

    В дальнейшем коллективом руководили известные дирижеры Николай Голованов, братья Николай и Дмитрий Осиповы, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года оркестр возглавляет народный артист России, профессор, лауреат Премии Правительства РФ Владимир Андропов. Годы сотрудничества с мастерами высочайшего уровня сформировали особый почерк оркестра, который сделал его узнаваемым и принес ему мировую известность.

    Оркестр носит имя выдающегося музыканта Николая Петровича Осипова. Его работа в оркестре (1940–1945) ознаменовала новый этап в творческой жизни коллектива. Этот период совпал с началом войны. В июне 1941-го оркестр расформировали, практически все артисты были призваны в армию и ушли на фронт. Именно Николай Осипов в те годы занимался восстановлением коллектива, разыскивая оркестрантов по фронтам Великой Отечественной войны, что позволило оркестру продолжить свое существование. Осипову удалось открыть слушателям богатство и уникальность звучания русского народного оркестра, для которого практически нет репертуарных ограничений. Своим ярким и самобытным звучанием оркестр привлек внимание ведущих советских композиторов (Николая Будашкина, Анатолия Новикова, Александра Холминова и других), обогативших репертуар коллектива новыми сочинениями. 

    В 1946 году оркестру присвоено имя Н. П. Осипова. В 1969-м коллектив получил почетное звание «академический». Оркестр постоянно сотрудничает как с ведущими музыкантами, так и с молодыми исполнителями. В разные годы с оркестром выступали дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев; певцы Ирина Архипова, Ирина Богачева, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, Лидия Русланова, Александра Стрельченко, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава, Борис Штоколов, Артур Эйзен, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин; исполнители на народных инструментах Вера Городовская (гусли), Александр Цыганков (домра), балалаечники Павел Нечепоренко, Михаил Рожков, Анатолий Тихонов, Андрей Горбачев и многие другие музыканты. 

    Оркестр имени Н. П. Осипова ведет активную творческую и просветительскую деятельность. Ему рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Голландии, Дании, Канаде, Корее, Мексике, Новой Зеландии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. Каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ как для взрослых, так и для самых юных зрителей. В Концертном зале имени П. И. Чайковского за последние несколько лет оркестром подготовлено более 60 новых программ, многие из которых стали крупными событиями культурной жизни России. Одна из них – абонемент для детей «Забавный профессор» – удостоена Премии правительства Российской Федерации. Уникальное звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень исполнительского мастерства позволяют оркестру занимать почетное место в ряду ярчайших явлений русского искусства.


    Владимир Андропов

    Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.

    Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.

    Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского. 

    В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна. 

    В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами. 

    В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.