Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова
Владимир Юровский дирижер
Юлия Фишер скрипка
В программе:
Равель
Стравинский
Шоссон
Рахманинов
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова
Владимир Юровский дирижер
Юлия Фишер скрипка
В программе:
Равель
Стравинский
Шоссон
Рахманинов
Юбилейный концерт
75 лет оркестру
Памяти Евгения Светланова
Исполнители:
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова
Художественный руководитель – Владимир Юровский
Дирижёр – Владимир Юровский
Солистка – Юлия Фишер (скрипка) /Германия/
Концерт ведет Святослав Бэлза
В программе:
Игорь СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)
«Жар-птица», сюита из музыки балета (1919):
Интродукция. Жар-птица и ее танец. Вариация Жар-птицы
Хоровод принцесс
Танец Кащея
Колыбельная
Финал
Эрнест ШОССОН (1855-1899)
Поэма для скрипки с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 25 (1896)
Морис РАВЕЛЬ (1875-1937)
«Цыганка», концертная рапсодия для скрипки с оркестром (1924)
Сергей РАХМАНИНОВ (1873-1943)
«Симфонические танцы», соч. 45 (1940):
Non allegro
Andante con moto (Tempo di valse)
Lento assai. Allegro vivace
В последнем интервью Евгений Федорович Светланов, говоря о Вагнере, заметил: «Он, пожалуй, один из очень немногих вообще на нашей планете, кто задумал совершенно космогоническую тему. И выполнил ее. Успел при жизни все сделать». Эти слова в какой-то мере относятся и к самому Светланову, ибо масштаб его личности, мощнейший, многогранный талант позволяют сравнивать его со знаковыми фигурами истории человечества. С поистине ренессансной щедростью Светланов проявил себя в четырех ипостасях - дирижер, пианист, композитор, музыкальный критик…
Корни Е.Ф. Светланова уходят в далекое прошлое русской культуры. Его родители были артистами Большого театра. Двоюродный дед по материнской линии – известный русский музыкальный критик С.Н. Кругликов состоял в переписке с Римским-Корсаковым.
Традиции русской пианистической школы Светланов воспринял от М. Гурвич, ученицы Н. Метнера и Г. Нейгауза, а русское композиторское наследие ему вверили Ю. Шапорин и М. Гнесин, учившиеся у Римского-Корсакова и Лядова. Существенную роль в формировании музыканта сыграл А. Гаук, заложив те основы дирижирования и отношения к профессии, которые принесли славу маэстро. «Гаук воспитывал в нас дирижерскую волю, без которой невозможно повести за собой настоящий оркестр», - вспоминает музыкант.
Е. Светланов начал заниматься дирижированием, уже имея дипломы пианиста и композитора. Совмещение специальностей давало Светланову очень многое и взаимно обогащало сферы его творчества. Как-то, рассуждая о профессии дирижера, он заметил: «Самое главное, чтобы от человека за пультом исходили флюиды, исходило его биополе». Маэстро вносил тот особый «магический заряд» в исполнение, который подчинял себе и исполнителя, и слушателя. Обаяние его личности зиждилось на прочной, крепкой профессиональной основе, неустанной работе и творческих исканиях. Музыкант выбрал нелегкий путь первооткрывателя и пропагандиста: «Хороший оркестр тот, который играет всякую музыку. Нельзя ограничиваться каким-то одним стилем или направлением», - считал мастер.
Значительная часть дирижерской деятельности Светланова была связана с двумя ведущими коллективами России - Большим театром (с 1955 – дирижер, в 1963 - 1965 – главный дирижер), на прославленной сцене которого под его руководством в разные годы прошло около 30 оперных и балетных спектаклей (в 12 из них он являлся дирижером-постановщиком) и Государственным симфоническим оркестром России, его любимым детищем.
Проработав с Госоркестром 35 лет (1965-2000), музыкант преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из лучших в мире. Около четверти века посвятил дирижер созданию уникальной по масштабам и значению «Антологии русской симфонической музыки», в которую вошло свыше 250 дисков («Мелодия»), дал сотни концертов в России и за ее пределами.
Всего Маэстро сделал свыше 2000 (!) записей, которые выпущены ведущими звукозаписывающими фирмами мира.
Великий русский дирижер удостоен высших наград России: Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР имени Глинки, кавалер орденов и медалей, среди которых три Ордена Ленина и два - «За заслуги перед Отечеством». Легендарный Маэстро получил всеобщее признание за рубежом, где он стал почетным академиком Шведской Королевской Академии и Академии искусств США…
Свой последний концерт семидесятитрехлетний дирижер дал 19 апреля 2002 г. в Лондоне с оркестром Би-би-си: это были симфония Чайковского «Зимние грезы» и «Колокола» Рахманинова – последний поклон русской музыке… Евгения Федоровича не стало в Страстную Пятницу - 3 мая 2002 года…