К 75-летию ГАСО России имени Е. Ф. Светланова. Дирижёр Владимир Юровский, Джулия Фишер (скрипка, Германия)

    3 ноября 2011

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Фишер Юлия (скрипка)

    12+

    Абонемент №60:

    ГАСО России имени Е.Ф.Светланова

    Юбилейный концерт
    75 лет оркестру

    Памяти Евгения Светланова

    Исполнители:

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова
    Художественный руководитель – Владимир Юровский

    Дирижёр – Владимир Юровский

    Солистка – Юлия Фишер (скрипка) /Германия/

    Концерт ведет Святослав Бэлза

    В программе:

    Игорь СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)
    «Жар-птица», сюита из музыки балета (1919):
    Интродукция. Жар-птица и ее танец. Вариация Жар-птицы
    Хоровод принцесс
    Танец Кащея
    Колыбельная
    Финал

    Эрнест ШОССОН (1855-1899)
    Поэма для скрипки с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 25 (1896)

    Морис РАВЕЛЬ (1875-1937)
    «Цыганка», концертная рапсодия для скрипки с оркестром (1924)

    Сергей РАХМАНИНОВ (1873-1943)
    «Симфонические танцы», соч. 45 (1940):
    Non allegro
    Andante con moto (Tempo di valse)
    Lento assai. Allegro vivace

    В последнем интервью Евгений Федорович Светланов, говоря о Вагнере, заметил: «Он, пожалуй, один из очень немногих вообще на нашей планете, кто задумал совершенно космогоническую тему. И выполнил ее. Успел при жизни все сделать». Эти слова в какой-то мере относятся и к самому Светланову, ибо масштаб его личности, мощнейший, многогранный талант позволяют сравнивать его со знаковыми фигурами истории человечества. С поистине ренессансной щедростью Светланов проявил себя в четырех ипостасях - дирижер, пианист, композитор, музыкальный критик…

    Корни Е.Ф. Светланова уходят в далекое прошлое русской культуры. Его родители были артистами Большого театра. Двоюродный дед по материнской линии – известный русский музыкальный критик С.Н. Кругликов  состоял в переписке с Римским-Корсаковым.

    Традиции русской пианистической школы Светланов воспринял от М. Гурвич, ученицы Н. Метнера и Г. Нейгауза, а русское композиторское наследие ему вверили Ю. Шапорин и М. Гнесин, учившиеся у Римского-Корсакова и Лядова. Существенную роль в формировании музыканта сыграл А. Гаук, заложив те основы дирижирования и отношения к профессии, которые принесли славу маэстро. «Гаук воспитывал в нас дирижерскую волю, без которой невозможно повести за собой настоящий оркестр», - вспоминает музыкант.

    Е. Светланов начал заниматься дирижированием, уже имея дипломы пианиста и композитора. Совмещение специальностей давало Светланову очень многое и взаимно обогащало сферы его творчества. Как-то, рассуждая о профессии дирижера, он заметил: «Самое главное, чтобы от человека за пультом исходили флюиды, исходило его биополе». Маэстро вносил тот особый «магический заряд» в исполнение, который подчинял себе и исполнителя, и слушателя. Обаяние его личности зиждилось на прочной, крепкой профессиональной основе, неустанной работе и творческих исканиях. Музыкант выбрал нелегкий путь первооткрывателя и пропагандиста: «Хороший оркестр тот, который играет всякую музыку. Нельзя ограничиваться каким-то одним стилем или направлением», - считал мастер.

    Значительная часть дирижерской деятельности Светланова была связана с двумя ведущими коллективами России - Большим театром (с 1955 – дирижер, в 1963 - 1965 – главный дирижер), на прославленной сцене которого под его руководством в разные годы прошло около 30 оперных и балетных спектаклей (в 12 из них он являлся дирижером-постановщиком) и Государственным симфоническим оркестром России, его любимым детищем.

    Проработав с Госоркестром 35 лет (1965-2000), музыкант преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из лучших в мире. Около четверти века посвятил дирижер созданию уникальной по масштабам и значению «Антологии русской симфонической музыки», в которую вошло свыше 250 дисков («Мелодия»), дал сотни концертов в России и за ее пределами.

    Всего Маэстро сделал свыше 2000 (!) записей, которые выпущены ведущими звукозаписывающими фирмами мира.

    Великий русский дирижер удостоен высших наград России: Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР имени Глинки, кавалер орденов и медалей, среди которых три Ордена Ленина и два - «За заслуги перед Отечеством». Легендарный Маэстро получил всеобщее признание за рубежом, где он стал почетным академиком Шведской Королевской Академии и Академии искусств США…

    Свой последний концерт семидесятитрехлетний дирижер дал 19 апреля 2002 г. в Лондоне с оркестром Би-би-си: это были симфония Чайковского «Зимние грезы» и «Колокола» Рахманинова – последний поклон русской музыке… Евгения Федоровича не стало в Страстную Пятницу - 3 мая 2002 года…

    Фишер Юлия

    Благодаря необычайно яркому и разностороннему таланту Юлия Фишер завоевала всемирное признание. Ее исключительная одаренность и мастерство отмечены большим числом наград, как за концертные выступления, так и за записи (в том числе звание «Артист года» по версии The Gramophone Awards в 2007 и «Инструменталист года» от MIDEM Classical Awards в 2009), и многочисленными восторженными отзывами критиков и прессы.

    Юлия Фишер родилась в Мюнхене в 1983 году. В три года начала заниматься на фортепиано под руководством матери, а вскоре стала брать уроки на скрипке. Обучалась в Мюнхенской Академии музыки у Анны Чумаченко, в 11 лет (в 1995) выиграла Международный конкурс Иегуди Менухина, спустя год — Конкурс молодых музыкантов «Евровидение» в Лиссабоне. Эти победы стали точкой отсчета ее сольной карьеры.

    Первые громкие успехи пришли к скрипачке в области звукозаписи. Ее первые CD вышли на лейбле PentaTone. Дебютный альбом с записями скрипичных концертов Хачатуряна, Прокофьева и Глазунова с Российским национальным оркестром под управлением Якова Крейцберга (2004) получил престижную немецкую награду ECHO Klassik Award в 2005. Всеобщее признание критики завоевала запись Сонат и Партит Баха для скрипки соло (2005): она была удостоена сразу трех наиболее престижных наград во Франции (Diapason d’Or от Diapason, CHOC от Le Monde de la Musique и наивысшее место в рейтинге Classica Repertoire). Эта же запись завоевала приз BBC Music Magazine для «Лучшего дебютанта 2006 года», а запись Скрипичного концерта Чайковского принесла Юлии Фишер награду ECHO Klassik как «Инструменталисту года» в 2007.

    Скрипачка выступает с лучшими симфоническими оркестрами Европы, в том числе является постоянным партнером Российского национального оркестра и Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова. В США она регулярно играет с симфоническими оркестрами Чикаго, Цинциннати, Сан-Франциско, Филадельфии, Бостона, филармоническими коллективами Лос-Анджелеса и Нью-Йорка.

    Юлия Фишер — участница самых престижных музыкальных фестивалей, включая London's Mostly Mozart Festival, фестивали в Аспене, Равинии, Люцерне, Шлезвиг-Гольштейне, Мекленбурге, «Пражская весна», Зимний фестиваль в Санкт-Петербурге «Площадь искусств».

    В репертуаре скрипачки — произведения современных композиторов: фортепианное трио Маттиаса Пинчера (исполнила премьеру этого сочинения в ансамбле с пианистом Жаном-Ивом Тибоде и виолончелистом Даниэлем Мюллер-Шоттом), скрипичные концерты Лорина Маазеля и Николаса Моу.

    С 2009 года Юлия Фишер — эксклюзивная артистка фирмы Decca. В 2009 вышел ее дебютный альбом на Decca, с записью скрипичных концертов Баха с оркестром Академии Св. Мартина-в-Полях, ставший бестселлером. В США эта запись стала самым «быстро продаваемым» дебютным альбомом в истории в области классической музыки. Осенью 2010 выпущен CD с записью 24 Каприсов Паганини. В апреле 2011 на Decca вышел диск Юлии Фишер «Поэма» с записями «Поэмы» Шоссона, Poema Autunnale («Осенняя поэма») Респиги, «Фантазии» Й. Сука и романса для скрипки с оркестром The Lark Ascending («Взлетающий жаворонок») Воан-Уильямса. Этот диск стал последним для дирижера Якова Крейцберга (1959–2011), художественного руководителя Филармонического оркестра Монте-Карло, с которым Юлия Фишер тесно сотрудничала многие годы. Альбом, получивший чрезвычайно высокие оценки, был представлен в ежеквартальном списке номинантов на престижную премию немецких критиков в области звукозаписи.

    1 января 2008 года Юлия Фишер дебютировала как пианистка во франкфуртской Alte Oper, исполнив Концерт Грига в сопровождении оркестра Junge Deutsche Philharmonie под управлением Маттиаса Пинчера. В той же программе она сыграла Концерт № 3 для скрипки с оркестром Сен-Санса. DVD этого уникального концерта, сделанный Unitel Classica, был выпущен на Decca в сентябре 2010.

    В сезоне 2010–2011 Юлия Фишер была артистом-резидентом Филармонического оркестра Монте-Карло. Кульминационными событиями прошлого сезона стали выступления с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Владимира Юровского на ВВС Proms, с Кливлендским симфоническим оркестром под руководством Франца Вельзера-Места, дебют на Пасхальном фестивале в Зальцбурге с оркестром Берлинской филармонии (где она играла Скрипичный концерт Глазунова), тур с пианистом Мартином Хелмшеном (концерты в городах Германии, Испании и Лондоне). В мае 2011 года артистка получила почетную награду — приз Немецкого Культурного фонда.

    Сезон 2011–2012 Юлия Фишер начала на фестивале в Люцерне с Лондонским филармоническим оркестром и Владимиром Юровским, затем совершила европейское турне (Лондон, Люксембург и Франкфурт) с мировой премьерой посвященного ей скрипичного концерта Маттиаса Пинчера Mar’eh. Среди других значительных событий сезона — туры с оркестром Академии Св. Мартина-в-Полях и с Санкт-Петербургским филармоническим оркестром. Скрипачка выступит с оркестрами Филармонии Люксембурга с Эммануэлем Кривиным, Филармоническим оркестром Монте-Карло, Штаатскапеллой Дрездена и Мюнхенским филармоническим оркестром, а также с оркестром Цюрихского Тонхалле под управлением Дэвида Цинмана. Состоятся сольные концерты с пианисткой Миланой Чернявской в Италии, Испании и США. В завершение сезона Юлия Фишер выступит с сольными и камерными концертами на фестивале Иегуди Менухина в Гштааде и в концертном зале «Тиволи» в Копенгагене. А затем проведет в Мюнхене очередной собственный фестиваль.

    Юлия Фишер играет на скрипке Дж.Б. Гваданини (1742).