Онлайн-трансляция

Композитор и эпоха: музыкальные иллюстрации
Александр Бородин. Творческая лаборатория: опыт вдохновения

Мария Модеме сопрано
Вадим Зубков баритон
Александр Полторацкий скрипка
Анастасия Деханова скрипка
Анна Ченчикова альт
Игорь Зимин виолончель
Полина Назарчук виолончель
Вадим Шапыгин фортепиано
Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла

Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

К 75-летию ГАСО России имени Е. Ф. Светланова. Дирижёр Владимир Юровский, Джулия Фишер (скрипка, Германия)

Юбилейный концерт
75 лет оркестру

Памяти Евгения Светланова

Исполнители:

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова
Художественный руководитель – Владимир Юровский

Дирижёр – Владимир Юровский

Солистка – Юлия Фишер (скрипка) /Германия/

Концерт ведет Святослав Бэлза

В программе:

Игорь СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)
«Жар-птица», сюита из музыки балета (1919):
Интродукция. Жар-птица и ее танец. Вариация Жар-птицы
Хоровод принцесс
Танец Кащея
Колыбельная
Финал

Эрнест ШОССОН (1855-1899)
Поэма для скрипки с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 25 (1896)

Морис РАВЕЛЬ (1875-1937)
«Цыганка», концертная рапсодия для скрипки с оркестром (1924)

Сергей РАХМАНИНОВ (1873-1943)
«Симфонические танцы», соч. 45 (1940):
Non allegro
Andante con moto (Tempo di valse)
Lento assai. Allegro vivace

В последнем интервью Евгений Федорович Светланов, говоря о Вагнере, заметил: «Он, пожалуй, один из очень немногих вообще на нашей планете, кто задумал совершенно космогоническую тему. И выполнил ее. Успел при жизни все сделать». Эти слова в какой-то мере относятся и к самому Светланову, ибо масштаб его личности, мощнейший, многогранный талант позволяют сравнивать его со знаковыми фигурами истории человечества. С поистине ренессансной щедростью Светланов проявил себя в четырех ипостасях - дирижер, пианист, композитор, музыкальный критик…

Корни Е.Ф. Светланова уходят в далекое прошлое русской культуры. Его родители были артистами Большого театра. Двоюродный дед по материнской линии – известный русский музыкальный критик С.Н. Кругликов  состоял в переписке с Римским-Корсаковым.

Традиции русской пианистической школы Светланов воспринял от М. Гурвич, ученицы Н. Метнера и Г. Нейгауза, а русское композиторское наследие ему вверили Ю. Шапорин и М. Гнесин, учившиеся у Римского-Корсакова и Лядова. Существенную роль в формировании музыканта сыграл А. Гаук, заложив те основы дирижирования и отношения к профессии, которые принесли славу маэстро. «Гаук воспитывал в нас дирижерскую волю, без которой невозможно повести за собой настоящий оркестр», - вспоминает музыкант.

Е. Светланов начал заниматься дирижированием, уже имея дипломы пианиста и композитора. Совмещение специальностей давало Светланову очень многое и взаимно обогащало сферы его творчества. Как-то, рассуждая о профессии дирижера, он заметил: «Самое главное, чтобы от человека за пультом исходили флюиды, исходило его биополе». Маэстро вносил тот особый «магический заряд» в исполнение, который подчинял себе и исполнителя, и слушателя. Обаяние его личности зиждилось на прочной, крепкой профессиональной основе, неустанной работе и творческих исканиях. Музыкант выбрал нелегкий путь первооткрывателя и пропагандиста: «Хороший оркестр тот, который играет всякую музыку. Нельзя ограничиваться каким-то одним стилем или направлением», - считал мастер.

Значительная часть дирижерской деятельности Светланова была связана с двумя ведущими коллективами России - Большим театром (с 1955 – дирижер, в 1963 - 1965 – главный дирижер), на прославленной сцене которого под его руководством в разные годы прошло около 30 оперных и балетных спектаклей (в 12 из них он являлся дирижером-постановщиком) и Государственным симфоническим оркестром России, его любимым детищем.

Проработав с Госоркестром 35 лет (1965-2000), музыкант преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из лучших в мире. Около четверти века посвятил дирижер созданию уникальной по масштабам и значению «Антологии русской симфонической музыки», в которую вошло свыше 250 дисков («Мелодия»), дал сотни концертов в России и за ее пределами.

Всего Маэстро сделал свыше 2000 (!) записей, которые выпущены ведущими звукозаписывающими фирмами мира.

Великий русский дирижер удостоен высших наград России: Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР имени Глинки, кавалер орденов и медалей, среди которых три Ордена Ленина и два - «За заслуги перед Отечеством». Легендарный Маэстро получил всеобщее признание за рубежом, где он стал почетным академиком Шведской Королевской Академии и Академии искусств США…

Свой последний концерт семидесятитрехлетний дирижер дал 19 апреля 2002 г. в Лондоне с оркестром Би-би-си: это были симфония Чайковского «Зимние грезы» и «Колокола» Рахманинова – последний поклон русской музыке… Евгения Федоровича не стало в Страстную Пятницу - 3 мая 2002 года…

Другие
концерты этого абонемента