В продаже абонемент Musica sacra nova
30 сентября 2014
Большой зал Консерватории
Абонемент №65:
Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением П.Когана
Легендарная скрипачка Елизавета (Лиза) Гилельс, младшая сестра великого Эмиля Гилельса, родилась в Одессе 30 сентября 1919 года в семье, далекой от музыки, однако давшей миру двух великих музыкантов. В шесть лет она начала обучаться игре на скрипке в классе прославленного профессора П. С. Столярского. Взлет ее таланта начался в раннем возрасте и был столь стремительным, что с тринадцати лет слава о ней уже гремела по всей стране, а с 1937 года, после победы на Международном конкурсе скрипачей имени Эжена Изаи, она стала звездой мировой величины. Семнадцатилетняя скрипачка, орденоносец Лиза Гилельс не сходила со страниц газет, ее концертов ждали слушатели в крупнейших залах Советского Союза и Европы. Критики отмечали необычайную легкость и виртуозность ее исполнения, безупречный вкус в сочетании с одухотворенностью, волей и ярким темпераментом. Любимица Яши Хейфеца, Жака Тибо, Фрица Крейслера, Александра Глазунова, Сергея Прокофьева, она оставалась скромным, открытым человеком, словно не замечала всенародной любви.
В 1949 году она вышла замуж за Леонида Когана, имя которого в те годы было известно и уважаемо лишь в узком кругу профессиональных музыкантов. Но она, увидев в молодом скрипаче гениальное дарование, приняла решение посвятить себя мужу и семье, отказавшись от собственной карьеры. Она продолжала концертировать, занималась преподаванием, но сознательно ушла в тень завоевывающего мир Леонида Когана. Часто они выступали вместе, и их скрипичный дуэт восхищал публику. Елизавета Гилельс добилась больших успехов в педагогике, сохраняя традиции своего учителя П. С. Столярского, создала сборник «Ежедневные упражнения скрипача», который стал одним из самых популярных скрипичных пособий в мире. Студенты профессора Московской государственной консерватории Е. Г. Гилельс играют в лучших оркестрах России, Европы, Азии и Америки, передают ее великолепную школу своим ученикам. После ухода из жизни в 1982 году Леонида Когана, она занималась его огромным наследием, выпускала книги, фильмы, антологии записей.
Ее не стало 14 марта 2008 года. Яркая личность, добрейший, кристальной честности человек, она притягивала к себе людей, облагораживала всех, кто находился рядом с ней. С ее уходом завершился золотой период истории музыкального исполнительства ХХ века.
Московский государственный академический симфонический оркестр был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России.
Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра, народный артист СССР Лев Штейнберг, возглавлявший оркестр до конца жизни (1945). В дальнейшем коллективом руководили прославленные советские музыканты Леонид Худолей (1945–1948), Николай Аносов (1948–1951), Виктор Смирнов (1951–1953), Лео Гинзбург (1953–1955), Михаил Тэриан (1955–1960), Вероника Дударова (1960–1989) и Павел Коган (1989–2022). Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, известным в первую очередь исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Глиэра. В 2024 году художественным руководителем коллектива назначен Иван Никифорчин.
Визитной карточкой оркестра стали грандиозные монографические циклы – полные собрания симфонической музыки Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля. Наряду с признанной классикой репертуар коллектива включает сочинения современных композиторов, множество забытых и малоизвестных партитур, киномузыку, камерные опусы. В 2024 году в программах оркестра прошли премьеры шести произведений Рашида Калимуллина и Ле Ты Миня (Вьетнам).
Оркестр создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и концертными исполнениями, радио- и телевизионные трансляции. В 2023 году МГАСО принял участие в записи антологии хоровой музыки Родиона Щедрина к 90-летию композитора, а также симфонической поэмы Genesis Баруха Берлинера; в 2024 году – в записи симфонической сказки «Петя и волк» Прокофьева и фрагментов музыки балета «Золотой ключик» Вайнберга.
МГАСО ежегодно дает концерты на главных сценах Москвы, много гастролирует в российских регионах, сотрудничает с российскими и зарубежными солистами и дирижерами. Участвует в конкурсах молодых исполнителей и предоставляет возможность профессионального развития выпускникам музыкальных вузов России.В 2023 году оркестр принимал участие в Международном конкурсе пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова, XI Международном юношеском конкурсе имени П. И. Чайковского, V Всероссийском конкурсе молодых музыкантов «Созвездие» в ОЦ «Сириус», в 2024 году – в I Международном конкурсе молодых музыкантов «Симфония Ямала», III Всероссийском конкурсе молодых композиторов «Партитура».
В 2020 году оркестр принимал участие в VII Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство», в 2023 году – в гала-концерте Дениса Мацуева Crescendo в рамках музыкального фестиваля «Сириус», фестивале «Хибла Герзмава приглашает...», зимнем и летнем музыкальных фестивалях «Зарядье», программе «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры РФ, в 2024 году стал резидентом фестиваля «Территория мира – территория музыки» в Калининграде, участвовал в X Международном музыкальном Гаврилинском фестивале в Вологде.
Искусство Павла Когана уже более сорока лет вызывает восхищение публики. Павел Коган родился в прославленной музыкальной семье, его родители – легендарные скрипачи Леонид Коган и Елизавета Гилельс, дядя – великий пианист Эмиль Гилельс. С самого раннего возраста творческое становление музыканта развивалось по двум направлениям, скрипичному и дирижерскому. Он получил специальное разрешение на одновременное обучение в Московской консерватории по обеим специальностям.
В 1970 году восемнадцатилетний Павел Коган, студент Юрия Янкелевича по классу скрипки, одержал блестящую победу и завоевал Первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки и с этого момента стал активно концертировать на Родине и за рубежом. Дирижерский дебют Когана, ученика Ильи Мусина и Лео Гинзбурга, состоялся в 1972 году с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР. Именно тогда дирижирование стало центром музыкальных интересов маэстро. В последующие годы он выступал с главными советскими оркестрами на родине и за рубежом.
В 1988 году Большой театр открыл сезон оперой Верди «Травиата» в постановке Павла Когана, в том же году он возглавил Загребский филармонический оркестр. В 1989–2022 гг. маэстро был художественным руководителем и главным дирижером Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО). С 1998 по 2005 гг. Павел Коган занимал также пост Главного приглашенного дирижера в Симфоническом оркестре штата Юта (США, Солт-Лейк-Сити).
Выступал с лучшими оркестрами мира, в числе которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Филадельфийский оркестр, оркестры филармоний Мюнхена, Хельсинки, Люксембурга и Лос Анджелеса, Оркестр Баварского радио, Национальный оркестр Бельгии, Оркестр радио и ТВ Испании, Симфонический оркестр Торонто, Штаатскапелла Дрездена, Филармонический оркестр Буэнос-Айреса, Оркестр Романдской Швейцарии, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр Хьюстона, Национальный оркестр Капитолия Тулузы.
Записи, сделанные Павлом Коганом с Московским государственным академическим симфоническим оркестром и другими коллективами, являются ценным вкладом в мировую музыкальную культуру. За исполнение всех симфоний и вокально-симфонических произведений Малера Маэстро был удостоен Государственной премии России. Народный артист России, действительный член Российской академии искусств, кавалером Ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалером Ордена искусств и литературы, а также других российских и международных наград.
Лоуренс Пауэр – один из самых
талантливых альтистов современности. Его постоянно приглашают к сотрудничеству
такие выдающиеся коллективы, как Чикагский и Бостонский симфонические оркестры,
Амстердамский Королевский Консертгебау и оркестр Баварского радио,
Ливерпульский и Стокгольмский Королевские филармонические оркестры, оба
оркестра Би-Би-Си, Бергенский филармонический оркестр и Симфонический оркестр г. Ставангера
в Норвегии.
Музыкант является признанным интерпретатором творчества композиторов ХХ–XXI вв. Его трактовки не раз удостаивались лучших отзывов критики, а ряд записей на лейбле Hyperion был номинирован на премии журнала Gramophone. Среди них – произведения таких композиторов, как Бела Барток, Миколош Рожа, Уильям Уолтон, Эдмунд Раббра, Дмитрий Шостакович, Йорк Боуэн, три диска с музыкой Пауля Хиндемита.
В последние годы Л. Пауэр представил на суд публики Альтовый концерт Кшиштофа Пендерецкого в цикле выступлений с оркестром Camerata Salzburg под управлением композитора; выступил с мировой премьерой Альтового концерта Джеймса Макмиллана с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Владимира Юровского; исполнил Концерт Уильяма Уолтона с маэстро Янником Незе-Сегеном и “Lachrymae” Бенджамина Бриттена с Владимиром Юровским. В 2012 году Лоуренс Пауэр выступил на фестивале BBC Proms с британской премьерой концерта “Remnants of Song” Ольги Нойвирт, а на Фестивале в Вербье сыграл мировые премьеры “Wonderful Two-headed Nightingale” Люка Бедфорда и “Invisible Cities” Шарлоты Брэй.
В течение сезона 2012/13 он был приглашенным артистом Бергенского филармонического оркестра, дал серию концертов в Лондоне, Глазго, Кардиффе и других городах Великобритании, а также в Ставенгере, Цюрихе и Вене.
Пауэр осуществил ряд записей с пианистом Саймоном Кроуфорд-Филлипсом. Он также часто сотрудничает с Максимом Венгеровым – недавно музыканты дали концерт в лондонском Барбикан-центре.
Лоуренс Пауэр записал такие произведений, как «Дон Кихот» Р. Штрауса с кёльнским Гюрцених-оркестром и “On Opened Ground” Марка-Энтони Тёрниджа с Лондонским филармоническим оркестром (обе под управлением Маркуса Штенца); Двойной концерт Бенджамина Бриттена со скрипачом Эндони Марвудом и Шотландским симфоническим оркестром Би-Би-Си под управлением Илана Волкова; Концерт Ральфа Воан-Уильямса с Национальным оркестром Би-Би-Си Уэльса под управлением Мартина Браббинса. Среди последних аудиозаписей альтиста – диск с произведениями Артура Бенджамина, записанный совместно с Саймоном Кроуфорд-Филлипсом, где Л. Пауэр исполняет и альтовую, и скрипичную музыку.
В ближайшем будущем он планирует обратиться к сочинениям Уильяма Уолтона, Миколоша Рожи, Альфреда Шнитке, которые сыграет в сопровождении Филармонического оркестра Нидерландского радио, Национального оркестра Би-Би-Си Уэльса и Тирольского симфонического оркестра.
Пауэр также вернется на фестивали в Вербье и в Зальцбурге, исполнит Симфонию Кончертанте В. А. Моцарта в нью-йоркском Линкольн-центре с Джошуа Беллом и оркестром фестиваля Mostly Mozart под управлением Дэвида Зинмана.
В сезоне 2014/15 Лоуренс Пауэр дебютирует с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана, с Брюссельским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Барселоны, Люцернским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Аделаиды.
Лоуренс Пауэр – профессор Цюрихской Высшей школы искусств, основатель и художественный руководитель Фестиваля камерной музыки в Уэст-Уайкомбе (Великобритания). Его имя было внесено в список претендентов на премию Королевского филармонического общества.