Персона – композитор Сергей Жуков : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Персона – композитор
    Сергей Жуков

    27 апреля 2016

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Андрей Устинов (представление и интервью)
    Элеонора Теплухина (фортепиано)
    Мария Биорк (сопрано)
    В программе:
    Жуков
    "Kryptos" для голоса и препарированного рояля (премьера)
    "Ave Maria", сценическая композиция для женского голоса, рояля и саундтрека
    «Стихомания», моноспектакль по мотивам стихотворений Лены Элтанг

    12+

    Абонемент №163:

    Персона – композитор

    Музыкальный театр композитора Сергея Жукова

    Пианистка, которая играет на рояле и поет («Стихомания»). Певица, которая поет и играет на рояле (“AveMaria”).

    А вместе они пытаются раскрыть тайну двух магических квадратов (“Kryptos”) — знаменитого “SATOR”, древнейшего из буквенных талисманов, присутствующего в Большом Квадрате царя Соломона, а также цифрового квадрата, изображенного на картине А. Дюрера «Меланхолия».

    Но не только это.

    «Стихомания», 2010
    моноспектакль по мотивам стихотворений Лены Элтанг

    В арсенале пианистки присутствует детское пианино, печатная машинка, швейная машинка, дырокол…  Эти атрибуты домашнего быта помогают воссоздать атмосферу творческой кухни, заглянуть  в таинственный мир подсознания художника. Из мерного постукивания швейной машинки на наших глазах рождаются ритмы, из стука печатной машинки вылетают рифмы, детское пианино рождает интонацию. 

    Плетется неповторимая вязь завораживающих стихотворных ритмов и смыслов удивительного поэта Лены Элтанг

    «Стихомания» — это попытка взглянуть на акт творчества со стороны, попытка проследить процесс создания художественного опуса, попытка проникновения в звуковой мир поэта и/или композитора, в котором музыкальная и поэтическая интонация еще не разделены, в котором пульсация ритма едина и для слова и для звука, в котором бытовые звуки могут  становиться носителями музыкальных образов. Это мир, предстоящий появлению звуковой ткани, мир, в котором дыхание ещё не стало интонацией, интонация еще не проявилась в слове, а слово не наполнилось смыслом» (авторский комментарий).

    Ave Maria, 2013
    сценическая композиция для женского голоса, рояля и саундтрека

    «В сочинении Сергея Жукова «Аvе Маriа» на сцене — одна исполнительница, которая помимо вокала и актерского воплощения образа временами занята игрой на каком-либо из двух роялей (один препарирован). Кроме того, все это органично встраивается в фонограмму (композитор называет ее «саундгреком»), где вместе с обработанным голосом звучит виртуальный рояль. В результате, по сути сольная сцена парадоксально обрастает объемной, многоголосной звуковой материей. В какие-то моменты кажется, что это не фиксированная фонограмма, а интерактивная электроника, преобразовывающая голос и фортепиано в реальном времени. «Ауе Maria» Жукова — глубинная и где-то экзальтированная католическая молитва, но с русским народным (славянско-языческим) акцентом. А также периодическим цитированием знаменитой до-мажорной прелюдии И. С. Баха из I тома «ХТК» (причем в сознании она, естественно, достраивается мелодией Ш. Гуно, не цитируемой, но подразумеваемой). Сочинение продолжает серию работ композитора в жанре инструментального театра. По его словам, в известном смысле оно является зеркальным отражением моноспектакля «Стихомания», в котором пианистка должна не только играть на рояле, но и петь (в «Аvе Мariа» обратная ситуация)» (И. Северина).

    Kryptos, 2016
    композиция для голоса и препарированного рояля

    «Эмблема внутренней гармонии чисел, представляемых как олицетворение космических энергий. Через сопоставление чисел и планет выражается и идея мировой гармонии. Магические квадраты принято считать математическим выражением влияния соответствующей планеты. В магическом квадрате, соответствующем определенной планете, сумма чисел вдоль любого столбца, строки и двух больших диагоналей равна одному и тому же числу. Конфигурация квадрата определяется числовым рядом для каждой планеты. Магия талисманов приняла за основу планетарные квадраты, клетки которых заполнялись числами или буквами.

    Существует также система символов (печатей) для каждого квадрата, устанавливающая взаимосвязь между числовыми значениями и буквами алфавита, составляющими имена ангелов. Обычно в церемониальной магии используются эти семь магических квадратов, которые называют квадратами Совершенной Силы или квадратами Планетарных разумов. Считается, что в квадратах Планетарных разумов заложена великая истина, открыв которую человек может вернуться к первоначальной, «адамической» свободе» (Шессо Ренно «Математика для мистиков. Тайны сакральной геометрии»).

    Андрей Устинов

    Андрей Устинов – музыкальный и общественный деятель, музыковед, художник, журналист, критик, издатель, продюсер. 

    Родился в 1959 году. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Московский полиграфический институт. 

    Один из основателей (1989) и с 1991 года главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение». Инициатор, куратор, художественный руководитель, арт-директор, автор более 100 фестивальных, концертных, конкурсных, выставочных, композиторских проектов, филармонических абонементов. Среди них абонементы Московской филармонии «Персона – композитор», «www.баян.ru», «К 90-летию Софии Губайдулиной. www.баян.ru», Instrumentarium, «Музыка войны и Победы. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945», «Мечислав Вайнберг. Возвращение», «Мир музыки Всеволода Мейерхольда», «Рихтер и Мравинский. Шостакович и Свиридов»; фестивали «Мир музыки Всеволода Мейерхольда» в Пензе, «Кружева» и MusicDocFest в Вологде, «MO. Opus» во многих российских городах и другие.

    Под руководством Андрея Устинова проходили фестивали, концерты, выставки, лекции, дни газеты «Музыкальное обозрение», музыкально-информационные форумы в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Воронеже, Екатеринбурге, Иваново, Казани, Костомукше, Краснодаре, Красноярске, Курске, Магадане, Магнитогорске, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Петрозаводске, Петропавловске-Камчатском, Ростове-на-Дону, Ростове Великом, Салавате, Самаре, Саратове, Сургуте, Томске, Уфе, Ханты-Мансийске, Якутске. 

    Организатор, куратор и ведущий круглых столов, научных конференций. Создатель Ассоциации музыкальных конкурсов России (2000) и Председатель Совета АМКР. Руководитель пресс-центров Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Работал в жюри 40 всероссийских и международных конкурсов по разным специальностям. Член экспертных советов Министерства культуры РФ. Выступает с мастер-классами и лекциями по музыкальной журналистике. Выставки художественных работ Андрея Устинова (фотографии, коллажи, перформансы, инсталляции, видео-арт) экспонировались в 20 российских городах. 

    Заслуженный деятель искусств России. Лауреат Премии Союза композиторов России имени Д. Д. Шостаковича.

    Элеонора Теплухина

    Элеонора Теплухина – выпускница Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (классы Я. И. Мильштейна и С. С. Алумяна), лауреат международных конкурсов, обладательница премий «За лучшую романтическую интерпретацию» (Италия) и золотой медали «За сотрудничество и вклад в развитие и пропаганду современной музыки» Московского союза композиторов, дипломант фестивалей современной и камерной музыки.

    Пианистка гастролирует в России, в странах Европы, в Израиле, Японии, Мексике. Она выступала с известными музыкантами, среди которых дирижёры Саулюс Сондецкис, Владимир Федосеев, Владимир Понькин, Владимир Зива, солисты Большого театра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

    Обширная дискография пианистки включает произведения Рубинштейна, Рахманинова, Бетховена, Равеля, Шумана, Чайковского, Барбера и других композиторов. Многие современные авторы доверяют ей премьеры своих сочинений, их записи хранятся в Гостелерадиофонде России.

    Элеонора Теплухина принимала участие в музыкальных телепрограммах, передаче, посвящённой Международному фестивалю современной музыки «Московская осень» на телеканале «Культура». Её выступления транслировались на радио «Орфей» и «Голос России».

    Мария Биорк

    Мария Биорк окончила Государственное музыкальное училище имени Гнесиных (2004, Отделение хорового народного пения) и РАТИ-ГИТИС (2009, Факультет эстрады, мастерская В. Назарова). Во время учебы на втором курсе начала работать в Театре Наций (спектакли «Шведская спичка», «Сиротливый запад», «Фарс мажорный концерт», «Песни военных лет»). Сотрудничала с Московским Губернским театром (спектакль «Хулиган. Исповедь»), театральной компанией «Золотой лев» (мюзикл «”Цокотуха” не по-детски» С. Жукова), Центром драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина (спектакль «Русалка») и Государственным музыкальным театром под руководством В. Назарова. Снималась в фильмах «Turbo» (2011), «Кто такой господин Сосов» (2012), «Зимний путь» (2012), «Последний из сарацинн» (2014), «Давай меняться» (2015) и «Золотая рыбка» (2016).

    Редкие вокальные данные в сочетании с актерским мастерством позволяют Марии участвовать в самых сложных и неожиданных музыкальных и театральных проектах. В ее репертуаре и фольклор, и джаз, и эстрада, и современная академическая музыка.

    В 2012 году Мария Биорк стала солисткой группы «Paellera», исполняющей испанскую, португальскую, итальянскую и африканскую музыку. Вместе с группой она принимает участие в проектах театра «Апарте», театральном фестивале «Твой шанс» и фестивале «Усадьба Джаз». В 2013 году на Международном фестивале «Московская осень» Мария участвовала в премьерах микро-оперы американского композитора Р. Камерон-Вульфа «Me Marie» и «Ave Maria» российского композитора С. Жукова.

    Артистка принимала участие в мультимедийном проекте В. Панкова «Война», осуществленном в честь 100-летия начала Первой Мировой войны и ставшем одним из самых ярких событий Международного театрального фестиваля в Эдинбурге (2015). В 2016 году она участвовала в премьерном показе рок-оперы Э. Артемьева «Преступление и наказание», сыграв роль Сони Мармеладовой (режиссер А. Кончаловский).

    В сочинении «Ave Maria», которое было написано Сергеем Жуковым специально для М. Биорк, перед певицей поставлена сверхзадача рассказать историю человеческого духа, его взлетах и падениях, отчаяниях и надеждах. Многократно повторяя канонический текст, певица как будто проносит сквозь века живущее в глубинах человеческой души молитвенное чувство. И при этом решает массу сложнейших технических задач, которые заключает в себя авторская партитура. Она то поет под собственный аккомпанемент на рояле, то под сопровождение фонограммы, в которой продублирован ее собственный голос, обработанный электроникой.

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    500 лет вместе

    21.11.2018

    В программе:
    И. С. Бах
    Сюита соль мажор, BWV 1007 (версия для бассетто)
    Пендерецкий
    Концертный дуэт для скрипки и контрабаса
    Губайдулина
    Соната для контрабаса и фортепиано
    Боттезини
    Большой концертный дуэт
    Наджаров
    Interleaved

    Камерный зал Филармонии

    Время арфы

    05.02.2019

    В программе:
    И. С. Бах
    Токката ре минор, BWV 565 (обработка А.Болдачёва)
    Уильямс
    Мелодия из кинофильма «Список Шиндлера» (обработка для арфы и скрипки А.Болдачёва)
    Шопен
    Мазурка до мажор, соч. 24 № 2
    Ноктюрн ми минор, соч. 72 №1
    Фантазия-экспромт до-диез минор, соч. 66 (обработка для арфы А.Болдачёва)
    Дебюсси
    Арабеска № 1, L 66
    «Доктор Градус на Парнасе» из сюиты «Детский уголок», L 119
    «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты», L 75 (переложение для арфы А.Болдачёва)
    Чайковский
    «Русский танец» из музыки балета «Лебединое озеро» для скрипки и арфы (аранжировка для арфы Н.Сергеевой)
    Венявский
    «Сувенир из Москвы»
    Два романса «Красный сарафан» и «Оседлаю коня» для скрипки и арфы, соч. 6
    Рахманинов
    «Венгерский танец» для скрипки и арфы, соч. 6 (аранжировка для арфы Н.Сергеевой)
    Пярт
    Fratres (аранжировка для арфы О.Сидягиной)
    Шнитке
    Танго в сумасшедшем доме (обработка для арфы и скрипки А. Болдачёва)

    Камерный зал Филармонии

    Кузьма Бодров

    23.12.2018

    В программе:
    Бодров
    Сонатина для виолончели и фортепиано
    «Очарованный» для альта и фортепиано
    «Рейнская соната» для скрипки и фортепиано
    Струнный квартет

    Камерный зал Филармонии

    Come out!

    10.04.2019

    Камерный зал Филармонии

    Coming together!

    10.02.2019

    Камерный зал Филармонии

    Getin!

    17.12.2018

    Камерный зал Филармонии

    Дмитрий Курляндский.
    «До звука»

    04.12.2018

    В программе:
    Курляндский
    4 багатели для 6 исполнителей (мировая премьера концертной версии)
    «Карты несуществующих городов. Арглтон для слушателя»
    «Карты несуществующих городов. Сент-Этьен для флейтиста и читателя» (российская премьера)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Всероссийский фестиваль
    Союза композиторов России

    20.05.2018

    Камерный зал Филармонии

    Александр Хубеев, Николай Попов
    «Биомеханика 2.1»

    26.12.2017

    В программе:
    Хубеев
    Somnambulicq для бас-кларнета, электроники и видео /автор видео Мечислав Васковский/
    «Это было? Это будет!» для баяна, электроники и видео /автор видео Эндрю Квинн/
    «Стон Земли» для исполнителя на струнных объектах
    Попов
    «Биомеханика» для аккордеона, электроники, видео и света (2014) /видеохудожник Эндрю Квинн/
    «KCI_23/11» для виолончели и электроники (2016)
    «Новая пьеса» для фортепиано, электроники и видео (2017) /видеохудожник Эндрю Квинн/
    Edit(a)Fill мультимедийная композиция для флейты, электроники и видео (2015) /видеохудожник Александр Плахин/

    Камерный зал Филармонии

    Сергей Невский
    «Гипсовое небо»

    18.12.2017

    В программе:
    Невский
    «Прерванный хорал» для флейты и виолончели (1997)
    Elliptic Glide («Эллиптическое скольжение») для флейты и аккордеона (Российская премьера, 2015)
    «Правила любви» – вокальный цикл (части №№ 2, 3, 4, 6) (2013)
    «Азбука слепых»– версия для бас-флейты, аккордеона, виолончели и ударных (Российская премьера, 2007)
    «Гипсовое небо» для голоса, органа и фортепиано (Российская премьера, 2017)
    Wut («Гнев») для флейты, фортепиано, виолончели, ударных (Российская премьера, 2013/2017)