В продаже абонемент Musica sacra nova
30 сентября 2018
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаХудожественный руководитель
фестиваля – Михаил Плетнёв
Каталани
Ария Валли из оперы «Валли»
Абонемент №22:
X Большой фестиваль РНО
Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.
Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.
В 2009–2020 гг. в Москве проходил Большой фестиваль РНО с участием ведущих исполнителей современности. С 2024 года Фестиваль РНО проходит в обновленном формате под руководством Александра Рудина.
РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.
В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова.
Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.
В 2023–2024 гг. Александр Рудин провел свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива по России. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги.
В течение сезона Александр Рудин и РНО выступили на открытии IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «камерные ансамбли» в Уфе и на открытии юбилейного 80-го концертного сезона Оренбургской филармонии; 25 сентября, в день рождения Шостаковича, приняли участие в IV Международном фестивале искусств «Шостакович. Над временем» в Самаре; в рамках Всероссийского марафона «Мой Рахманинов», приуроченного к 150-летию со дня рождения композитора дали концерты во Владикавказе, Махачкале, Грозном и Москве. Также выступления коллектива прошли в филармонических залах Великого Новгорода, Уфы, Петрозаводска и Санкт-Петербурга, на фестивале «Стрелка» в Нижнем Новгороде (с программой музыки Шнитке к 90-летию со дня рождения композитора) и open-air фестивалях в Новом Иерусалиме и Ясной Поляне.
Чарльз Оливьери-Монро является сегодня одной из ключевых фигур музыкальной жизни Чехии. Дирижер регулярно выступает с ведущим коллективом страны — Чешским филармоническим оркестром, на фестивале «Пражская весна» и фестивале имени Бетховена в Теплице. С 1997 года Ч. Оливьери-Монро возглавляет Северо-чешский филармонический оркестр, который под его руководством вышел на совершенно новый международный уровень. С этим оркестром дирижер представил множество мировых премьер ранее не исполнявшихся или утерянных произведений знаменитых чешских композиторов: Б. Мартину, Б. Сметаны, Л. Яначека (оригинальная версия оперы «Енуфа») и К. Анчерла, а также новых сочинений, написанных специально для коллектива. Также были сделаны записи на лейблах Sony, RCA Red Seal, NAXOS, SMS Classical и Naive Records, которые были высоко оценены международными критиками и звучат сегодня на многих классических радиостанциях мира. Также Чарльз Оливьери-Монро является профессором дирижерского факультета Пражской академии исполнительских искусств.
Международная критика уже давно признала в Чарльзе Оливьери-Монро выдающегося интерпретатора «славянского репертуара» и автора редких концертных программ. А авторитетное немецкое издание Suddeutche Zeitung, отмечая в нем «уникальное сочетание таланта и харизмы», заявило, что видит в этом молодом дирижере «сочетание Фуртвенглера и молодого Караяна».
Ч. Оливьери-Монро выступал во многих странах мира, со многими выдающимися коллективами, включая Израильский филармонический оркестр, Чешский филармонический оркестр, симфонические оркестры Монреаля и Торонто, Берлинский немецкий симфонический оркестр и Филармонический оркестр Франкфурта, Оркестр Итальянской Швейцарии и Голландский симфонический оркестр Амстердама, Оркестр Эстремадуры (Испания) и Национальный оркестр Земель Луары (Франция), Королевский филармонический оркестр Брюсселя и Тонкюнстлероркестр Вены, Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Оркестр «Симфония-Варсовия» и Симфонический оркестр Польского радио, Балтийский филармонический оркестр и Филармонический оркестр Варшавы, Симфонический оркестр Будапешта и Филармонический оркестр Юго-западной Германии, Симфонический оркестр Датского радио и Симфонический оркестр Оденсе, Государственный симфонический оркестр Мексики и симфоническим оркестром Сантьяго (Чили), Пражский камерный оркестр и оркестр Пражской национальной оперы, Симфонический оркестр Орегона и Симфонический оркестр Сиднея, Новый Японский филармонический оркестр и Израильский камерный оркестр, а также оркестры Нью-Йорка, Мадрида, Лиссабона, Бухареста, Афин, Загреба, Белграда, Бремена, Дессау, Оденсе, Стамбула, Анкары, Токио, Нагои, Сеула, Тайпея. Занимал пост главного дирижера фестиваля в Крестед Бьютт (Колорадо, США, 2008), художественного руководителя Межрегионального симфонического оркестра Германии (2008), главного дирижера Симфонического оркестра Словацкого радио (Братислава, 2001-2004). С 2005 года является постоянным дирижером Texas Round Top Festival Institute.
С 2011 года Чарльз Оливьери-Монро занимает пост главного дирижера Филармонического оркестра Южной Вестфалии.
Чарльз Оливьери-Монро родился на Мальте в 1969 году. В 1971 году его семья переехала в Торонто (Канада), где он учился по классу фортепиано у Бориса Берлина в Королевской консерватории и в Университете Торонто. После окончания учебы в 1992 году, Оливьери-Монро выиграл три стипендии Ontario, которые позволили ему обучаться дирижированию у Отакара Трглика в Академии музыки имени Яначека в Брно (Чехословакия), которую он окончил в 1994 году. Он также занимался у Иржи Белоглавека и Рудольфа Баумгартнера, стажировался в Академии музыки Киджиана в Сиене (Италия, 1995-1996) у Ильи Мусина, Юрия Темирканова и Мюнг Вун Чунга. Во время обучения являлся ассистентом дирижера Филармонического оркестра Брно и Симфонического оркестра Карловых Вар.
Международная карьера дирижера получила решающий импульс благодаря серии блестящих выступлений на международных конкурсах: имени Дину Никулеску в Румынии, имени Антонио Педротти в Италии, имени Ловро фон Матачича в Загребе (Хорватия), имени Гжегожа Фительберга в Катовице (Польша), имени Николая Малько в Копенгагене. Кульминацией конкурсных триумфов Чарльза Оливьери-Монро стало завоевание Первой премии на Международном конкурсе дирижеров «Пражская весна» (2000), где он также стал обладателем призов от Supraphon Records, города Праги и Чешского Радио. В 1997 году Чарльз Оливьери-Монро был удостоен гранта Канадского министерства культуры.
Выступая с ведущими симфоническими коллективами мира, Чарльз Оливьери-Монро состоялся и как оперный дирижер. С 1992 по 1994 год он занимал должность главного приглашенного дирижера в Камерной опере Брно, где представлял разнообразные проекты, такие как спектакль «Ацис и Галатея» Генделя или опера чешского композитора Ильи Гурника «Диоген». Выступал также в Берлинской комической опере («Фальстаф» Верди), в Il Teatro La Fenice в Венеции, на фестивале озера Комо («Аида» Верди), в Амстердаме (проект «Тело и Голос» совместно с Нидерландским национальным балетом), Милане («Дон Жуан» Моцарта и «Риголетто» Верди), Колорадо (новая постановка оперы «Фальстаф»). Сотрудничает с Пражской национальной оперой и Пражской государственной оперой. Занимал должность музыкального директора Варшавской камерной оперы, где дирижировал новой постановкой оперы Стравинского «Похождения повесы». В 2012 году Чарльз Оливьери-Монро представил оперу Стравинского «Соловей» на сцене Варшавского национального театра. В 2013 году он продирижировал новой постановкой оперы Э. Корнгольда «Виоланта» в Национальной опере Брно.
Записывался с Пражским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Словацкого радио и Северо-чешским филармоническим оркестром (произведения С.Прокофьева, К. Сен-Санса, В. Мартинса, К. М. Вебера, Р. Шумана, И. Брамса). Недавно Чарльз Оливьери-Монро выпустил компакт-диск совместно с Чешским филармоническим оркестром и виолончелистом Дэниелом Ли (Sony classical), в который вошли сочинения Чайковского, Бруха, Дворжака, Шуберта и Э. Морриконе.
В сезоне 2012/13 дирижер выступал с оркестрами Чешского радио, Квебека, Бремена, Оденсе, Мехико, Кракова, Литовским симфоническим оркестром. В ноябре 2012 года состоялся дебют Ч. Оливьери-Монро на сцене театра Arena di Verona, а в марте 2013 года он дебютировал в Австралии в Sydney Opera House с Симфоническим оркестром Сиднея.
Анджела Георгиу – одна из самых титулованных примадонн современной оперной сцены. Она снискала всемирную славу не только как певица с исключительной вокальной техникой, но и как выдающаяся актриса. Благодаря своей популярности она вот уже более четверти века привлекает к оперному жанру огромное количество новых поклонников самых разных возрастов и социальных статусов.
Анджела Георгиу родилась в румынском городе Аджуд в 1965 году. Окончила Национальный университет музыки Бухареста, где обучалась у Мии Барбу. Международная карьера Георгиу началась с её дебюта в Королевской опере Ковент-Гарден в Лондоне (1992), где она спела партию Мими в опере «Богема» Пуччини. В том же году певица дебютировала в Метрополитен-опера в Нью-Йорке и Венской государственной опере.
Стремительный взлёт Георгиу на вершину оперного Олимпа произошёл в 1994 году, когда она впервые спела партию Виолетты в «Травиате» Верди (Ковент-Гарден). На одной из репетиций дирижёр Георг Шолти сказал: «Мне пришлось выйти из зала, я был в слезах. Эта девушка изумительна, она может всё». Благодаря прямой трансляции спектакля на канале BBC Георгиу сразу обрела широкую известность. Позже эта постановка была записана и выпущена в виде фильма фирмой Decca.
Впоследствии Анджела Георгиу пела в самых известных оперных театрах мира. Среди наиболее ярких её достижений – постановки опер «Ласточка» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло и «Симон Бокканегра» Верди в театре Ковент-Гарден, «Фауст» Гуно в Метрополитен-опера, «Ромео и Джульетта» Гуно на оперном фестивале «Хорегии Оранжа» во Франции и на Зальцбургском фестивале, сольные концерты в венском Музикферайне, Театре Колон в Буэнос-Айресе и других знаменитых залах. В 2006 году Георгиу с триумфом выступила в партии Виолетты на сцене Метрополитен-опера. В том же году она появилась в Ла Скала с сольным концертом и впервые спела Тоску в Ковент-Гарден. В 2010 году в Ковент-Гарден состоялся её блестящий дебют в заглавной партии из оперы «Адриана Лекуврер» Чилеа. В октябре 2011 года Анджела Георгиу приняла участие в концерте-открытии Исторической сцены Большого театра в Москве после реконструкции. В 2017 году певица отметила 25-летие творческой деятельности, вновь выступив в «Адриане Лекуврер» – своём 150-м спектакле на сцене Королевской оперы.
Впечатляющая дискография певицы включает множество видео- и аудиозаписей. В 1995 году она подписала первый эксклюзивный контракт с фирмой Decca, для которой были сделаны видео-версии спектаклей «Травиата» и «Любовный напиток», а также записаны опера «Богема» с оркестром миланского Ла Скала, сольные альбомы «Арии» с оркестром Королевского театра Турина, «Героини Верди» с Симфоническим оркестром имени Дж. Верди, “My World” и “Mysterium” с Лондонским филармоническим оркестром. Следующий эксклюзивный контракт певица заключила в 1998 году с EMI Classics. На EMI состоялись релизы альбома знаменитых дуэтов и арий, исполненных с тенором Роберто Аланьей и оркестром театра Ковент-Гарден, диска “Verdi per due” с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Клаудио Аббадо, в записи которого также принял участие Аланья, и сольного альбома «Посвящение Марии Каллас», вышли записи опер «Ласточка» с Лондонским симфоническим оркестром, «Ромео и Джульетта» с Национальным оркестром Капитолия Тулузы, «Джанни Скикки» Пуччини, «Вертер» и «Манон» Массне, «Трубадур» Верди и «Кармен» Бизе. В 2015 году компания Warner Classics выпустила сет из восьми CD-дисков и одного DVD под названием «Автограф» к 25-летию певческой карьеры Анджелы Георгиу. Работы певицы в области звукозаписи получили международное признание и были отмечены престижными наградами, в числе которых Gramophone, Diapason d’Or и Choc du Monde de la Musique. Дважды Георгиу становилась обладательницей премии Classical Brit Awards в номинации «Оперная певица года» (2001, 2010).
Анджела Георгиу – Кавалер и Офицер Ордена искусств и литературы Франции, Почётный доктор Университета искусств Яссы (Румыния) и Кавалер Ордена «Звезда Румынии» – высшей награды государства, вручаемой его президентом. В 2012 году за продвижение румынских культурных ценностей за рубежом она получила королевскую награду Nihil Sine Deo из рук последнего короля Румынии Михая I. В 2018 году во Франции Анджеле Георгиу была вручена премия Les Victoires de la musique classique в категории «За заслуги перед музыкой».