В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova
26 сентября 2021
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №19:
Государственный академический
симфонический оркестр России
имени Е. Ф. Светланова
В начале ХХ века Эдвард Элгар был самым исполняемым в России английским композитором, уступая лишь Генделю. В этом заслуга Александра Зилоти, захотевшего влюбить русскую публику в музыку незнакомого композитора далекого туманного Альбиона. Он впервые исполнил здесь «Энигма-вариации», а в 1909 году включил Первую симфонию Элгара в особую серию концертов с участием таких звезд, как Артур Никиш, Пабло Казальс и Федор Шаляпин.
В 1911 году в концертах Зилоти должна была прозвучать новая Вторая симфония. Однако гонорар, затребованный издателем (около 170 тысяч рублей по современному курсу), обескуражил дирижера, находившегося в стесненных обстоятельствах, и он отказался от премьеры. Русская публика услышала Вторую симфонию Элгара лишь спустя 66 лет – 11 апреля 1977 года ее исполнил Госоркестр СССР под управлением Евгения Светланова.
Спустя почти полвека Госоркестр России возвращается к последней завершенной симфонии английского мастера, которую тот называл «страстным странствием души». Партитура в царственном ми-бемоль мажоре, великолепно инструментованная, с подчеркнутой ролью медных духовых, посвящена королю Эдварду VII. Однако Элгар признавался, что она – отражение его собственного «я»; отсюда такое богатство эмоциональных оттенков и необычный, лирически-страстный финал.
Символично, что Вторая симфония Элгара прозвучит под управлением нового художественного руководителя Госоркестра Василия Петренко. С 2006 года он постоянно работает в Великобритании, где в течение 15 лет возглавлял Королевский филармонический оркестр Ливерпуля и завоевал репутацию дирижера, способного проникать в саму суть английской музыки. Вторую симфонию Элгара он с огромным успехом исполнял на фестивале BBCProms, а запись сочинения, выпущенная на лейбле Onyx, заслужила высочайшие оценки критиков.
Не менее символично, что Вторая симфония Элгара – как в начале прошлого века Первая – прозвучит в масштабном симфоническом абонементе, объединяющем выдающихся музыкантов: в нем выступят дирижеры Василий Петренко и Владимир Юровский, солисты Томас Хэмпсон (баритон), Гил Шахам (скрипка), Александр Канторов (фортепиано). А в первой программе Миша Майский исполнит Концерт для виолончели с оркестром си минор Антонина Дворжака. Одно из главных сочинений виолончельного репертуара создано чешским композитором, который, как и Элгар, не сразу доказал музыкальной Европе свое право на всемирное признание – но добился в этом безоговорочного успеха.
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XVII Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализовывал спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Василий Петренко родился в Ленинграде в 1976 году. Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Участвовал в мастер-классах Юрия Темирканова, Мариса Янсонса, Ильи Мусина и Эсы-Пекки Салонена. В 1994–1997 и 2001–2004 гг. был дирижером Театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского (Михайловский театр), в 1997–2001 гг. – театра «Зазеркалье».
Лауреат Международного конкурса хоровых дирижеров имени Д. Д. Шостаковича в Санкт-Петербурге (1997, I премия), IV Международного конкурса дирижеров имени С. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге (2003, II премия) и VI Международного конкурса дирижеров в Кадакесе, Испания (2002, Гран-при).
Главный дирижер Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра (2004–2007), Национального молодежного оркестра Великобритании (2009–2013), Филармонического оркестра Осло (2013–2020), Королевского филармонического оркестра Ливерпуля (2006–2021, с 2021 года – дирижер-лауреат), художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (2021–2022). В настоящее время – главный дирижер Молодежного оркестра Евросоюза (с 2015 года) и Королевского филармонического оркестра в Лондоне (с 2021 года).
Василий Петренко дирижировал многими ведущими оркестрами России, стран Европы, Японии, Австралии, США. Участвовал в крупнейших фестивалях в Эдинбурге, Графенегге, Лондоне (BBC Proms), Аспене, Кливленде (Blossom Music Festival), Чикаго (Ravinia) и др.
С 2004 года дирижер сотрудничает также с европейскими оперными театрами: Гамбургской оперой («Пиковая дама» Чайковского), нидерландской Reisopera(«Виллисы» Пуччини, «Двое Фоскари» Верди, «Борис Годунов» Мусоргского), Парижской оперой («Евгений Онегин» Чайковского), Оперой Цюриха («Кармен» Бизе, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Баварской государственной оперой («Борис Годунов» Мусоргского) и другими. В 2010 году дебютировал на Глайндборнском оперном фестивале («Макбет» Верди). В Михайловском театре (в 2011–2015 гг. – главный приглашенный дирижер) поставил оперы «Богема» Пуччини, «Летучий голландец» Вагнера, «Кармен» и «Евгений Онегин». С английскими оркестрами осуществил исполнения опер «Тоска» Пуччини, «Парсифаль» и «Летучий голландец» Вагнера, «Фальстаф» Верди.В репертуаре дирижера – свыше 30 опер.
Постоянно расширяется дискография дирижера. Среди его записей с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля – двойной альбом с редко звучащими операми «Скрипка Ротшильда» Флейшмана и «Игроки» Шостаковича; симфонические произведения Рахманинова (за Вторую и Третью симфонии маэстро был удостоен немецкой премии ECHO Klassik в 2012 году) и все его фортепианные концерты (солист Симон Трпчески); концерты и все симфонии Чайковского (запись симфонии «Манфред» удостоена Gramophone Award в 2009 году); оперетта «Муж за дверью» Оффенбаха; Скрипичный концерт Дженнифер Хигдон (солистка Хилари Хан) и Реквием Джона Тавенера. Осенью 2015 года на Naxos вышло полное собрание симфоний Шостаковича, снискавшее международное признание. В 2017 году их дополнили записи фортепианных концертов композитора (солист Борис Гильтбург).
С Филармоническим оркестром Осло Петренко записал виолончельные концерты Шостаковича для Ondine (солист – Трульс Мёрк), Скрипичный концерт Шимановского для Orfeo (солистка – Байба Скриде); в 2015 году дирижер и оркестр приступили к записи всех симфоний Скрябина и симфонических поэм Рихарда Штрауса. Осенью 2016 года на Lawo Classics вышел альбом с записью музыки балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Релизы 2017–2019 гг. включают произведения Элгара, Стравинского, Римского-Корсакова, Респиги, Бриттена, записанные с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, и сочинения Скрябина (Первая симфония, «Прометей») с Филармоническим оркестром Осло.
В 2020–2021 гг. вышли новые диски с записями сочинений Р. Штрауса («Альпийская симфония» и поэма «Смерть и просветление») и Римского-Корсакова («Испанское каприччио», «Светлый праздник» и «Шехеразада»), а также симфоний Прокофьева (№№ 5, 6) и Мясковского (№№ 21, 27) с Филармоническим оркестром Осло.
.В 2007 году Василий Петренко получил награду журнала Gramophoneкак «Лучший молодой артист года», в 2017-м ему вновь вручили эту премию – в категории «Артист года». В 2010 году был назван «Артистом года» на церемонии вручения премии Classical Brit Awards. Василий Петренко стал вторым в истории человеком, которому присудили почетную докторскую степень сразу два ливерпульских вуза – Ливерпульский университет и Ливерпульский университет Хоуп. Музыкант удостоен также звания Почетного члена Университета Джона Мура и звания «Почетный гражданин Ливерпуля».
В сезоне 2021/22, помимо концертов с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова и Королевским филармоническим оркестром в Лондоне, запланировано множество выступлений Василия Петренко с ведущими оркестрами мира, среди которых Симфонический оркестр Датского радио, Филармонический оркестр Нидерландского радио, Симфонический оркестр Монреаля, Симфонический оркестр Новой Зеландии, Филармонический оркестр Гонконга, оркестр японской вещательной корпорации NHK, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Дрездена, Израильский филармонический оркестр.
Миша Майский родился в 1948 году в Риге. С восьми лет начал обучаться игре на виолончели. С 1962 года учился в Ленинграде, в 1966–1970 гг. – в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Мстислава Ростроповича). В 1966 году получил VI премию на III Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.
В 1972 году музыкант переехал в Израиль, в том же году дебютировал в Карнеги-холле с Питтсбургским симфоническим оркестром. В 1973 году выиграл Международный конкурс виолончелистов имени Гаспара Кассадо во Флоренции. В 1974 году благодаря посредничеству Мстислава Ростроповича совершенствовался под руководством Григория Пятигорского в Лос-Анджелесе. В настоящее время живет и работает в Бельгии.
Миша Майский выступает в лучших залах музыкальных столиц мира – Лондона, Парижа, Вены, Берлина, Нью-Йорка, Токио, Москвы и др.; участвует в самых престижных фестивалях (Вербье, Зальцбург и др.). Музыкант сотрудничал с такими дирижерами, как Леонард Бернстайн, Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Карло Мария Джулини, Шарль Дютуа, Джеймс Левайн, Лорин Маазель, Зубин Мета, Риккардо Мути, Джузеппе Синополи, Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Юрий Темирканов, Кирилл Петренко, Марис Янсонс и Густаво Дудамель.
Среди его партнеров по ансамблю – Марта Аргерих, Юрий Башмет, Джошуа Белл, Хатия Буниатишвили, Максим Венгеров, Евгений Кисин, Гидон Кремер, Ланг Ланг, Раду Лупу, Ицхак Перлман, Юлиан Рахлин, Вадим Репин, Питер Серкин, Серхио Тьемпо, Нельсон Фрейре, Жанин Янсен, его дети пианистка Лили Майская и скрипач Саша Майский.
Музыкант является эксклюзивным артистом компании Deutsche Grammophon. Первый альбом под этим лейблом был им выпущен в 1984 году, с тех пор на DG записано более 40 его дисков – соло, в ансамблях и с лучшими оркестрами, в числе которых Венский и Берлинский филармонические, Лондонский симфонический, Израильский филармонический, Оркестр де Пари, нью-йоркский камерный оркестр Orpheus, Камерный оркестр Европы и многие другие. Записи артиста были отмечены такими престижными наградами, как японская Record Academy Prize (пять раз), ECHO – Deutscher Schallplattenpreis (трижды), Grand Prix du Disque и Diapason d’Or of the Year, неоднократно номинировались на «Грэмми».
В дискографии артиста – концерты и произведения для виолончели с оркестром Вивальди, Боккерини, Гайдна, Бетховена, Шумана, Брамса, Дворжака, Сен-Санса, Чайковского, Р. Штрауса, Элгара, Мясковского, Прокофьева, Шостаковича; сольные сюиты Баха; виолончельные сонаты и камерные ансамбли Баха, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Шумана, Шопена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича. Последние по времени релизы виолончелиста – альбом 20th Century Classics в дуэте с Лили Майской (2019), к которому прилагается бонусный диск с мировой премьерой записи Виолончельного концерта Беньямина Юсупова, а также Фортепианное трио № 1 Шостаковича с Люкой Дебаргом и Жанин Янсен (2020) и «Воспоминание о Флоренции» Чайковского в составе международного ансамбля (2020).
Миша Майский удостоен многих званий и наград. В 2019 году он стал почетным членом Королевской академии музыки в Лондоне, в 2021 году – почетным академиком римской Академии Санта-Чечилия (звание Accademico Onorario присуждается «самым выдающимся зарубежным музыкантам и музыковедам», и Майский – лишь второй виолончелист в истории, получивший его) и почетным членом Академии музыки и танца имени Рубина в Иерусалиме.
С 1973 года Миша Майский играет на виолончели работы Доменико Монтаньяны (1720).